Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Задачи урока:
образовательные:
- ученики знают, что давление жидкости зависит от её плотности и высоты столба жидкости;
- умеют объяснять причины изменения давления с высотой;
- применяют изученную формулу p=ρgh к решению качественных задач;
развивающие:
- анализируют проводимые эксперименты и делают выводы по ним;
- оценивают ответы других учеников, дополняют и исправляют ошибки.
воспитательные:
- проявляют интерес к учебному занятию и предмету в целом;
- проявляют потребность к самопознанию.
Оборудование урока:
Демонстрационное оборудование:
- сосуд с отверстиями на разной высоте;
- поддон для воды;
- манометр;
- стакан с водой;
- стакан с маслом;
- прибор для измерения давления в жидкости.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- подготовленная презентация по теме урока;
- карточки с домашним заданием;
- карточки с изображением окна.
Демонстрации на уроке:
- напор жидкости на разных уровнях;
- зависимость давления жидкости от плотности жидкости.
Ход урока
I. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель задает вопросы учащимся, помогая им составить план работы на уроке. Примерные ответы учащихся указаны в скобках.
Тема нашего сегодняшнего урока «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» (слайд 1)
Что означает глагол «рассчитать»? (Вычислить, определить)
Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления? (Формулу)
Какими способами можно получить формулу? (С помощью эксперимента и вывести теоретически)
Что мы должны узнать на уроке? (Получить формулу для вычисления давления в жидкости на дно и стенки сосуда.) (слайд 2)
Какой вы составите план для изучения данной темы? (1. От каких величин будет зависеть давление в жидкости; 2. Записать формулу для расчета давления в жидкости; 3. Научиться применять полученную формулу для решения задач) (слайд 3)
II. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учащиеся наблюдают за экспериментом, анализируют, делают выводы. Предполагаемые ответы учащихся указаны в скобках.
Определим экспериментально, от каких величин будет зависеть давление в жидкости на дно и стенки сосуда.
На столе стоит колба, в которой на разных уровнях расположены отверстия. Эти отверстия закрыты пробками. Что будет если пробки убрать? (Вода выльется)
Из какого отверстия вода будет выливаться быстрее? (Делают предположения)
Давайте пронаблюдаем данный эксперимент
Почему скорость вытекания разная? (Отверстия в колбе расположены на разных уровнях)
Связана ли скорость вытекания воды с давлением жидкости на стенки сосуда? (Да, связана)
Связана ли высота столба жидкости с давлением жидкости? Если да, то каким образом? (Да, связана. С глубиной давление увеличивается.)
Какой вывод вы запишите по результатам эксперимента? (Давление в жидкости зависит от высоты ее столба) (слайд 4)
От чего еще будет зависеть давление в жидкости?
В два сосуда налиты до одинаковой высоты разные жидкости: вода и масло. Опустим на одну и ту же высоту в сосуды специальный прибор для изучения давления в жидкости. Этот прибор соединен трубкой с прибором для измерения давления. Заметьте, одинаковыми ли будут давления в воде и масле? (Нет, не одинаковые)
От какой еще величины будет зависеть давление в жидкости? (От плотности жидкости)
Запишите вывод в тетрадь. (Давление в жидкости зависит от плотности жидкости)
Наши наблюдения подтверждаются теоретически. В результате теоретического вывода формулы получаем: p=ρgh
Вывод формулы вы рассмотрите самостоятельно дома, опираясь на материал параграфа учебника.
Давление в жидкости называется гидростатическим. (слайд 5)
Ребята вы когда-нибудь ныряли на большую глубину?
У кого закладывало уши при нырянии?
А почему это происходит? (Изменяется давление)
Где необходимо учитывать перепады давления? (При погружении на большую глубину)
Прежде чем проводить подводные прогулки людей учат нырять под воду с аквалангом. Таких людей называют дайверами. (Просмотр слайд-шоу про подводные погружения) (слайд 6)
Ребята, помните была трагедия с подводной лодкой «Курск». Как вы думаете, почему не удалось открыть спасательный люк? Сейчас о том, что произошло расскажет нам… (имя учащегося)
III. Закрепление изученного материала.
Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждая группа получает задание на карточке. Необходимо решить качественную задачу. Краткое условие задач высвечивается на экране.
Решение обсуждается со всеми вместе. Другие группы записывают решение задач в свои тетради.
-
Сравните давления в этих трёх сосудах
Рисунок 1 - Определите, у какой жидкости давление на дно больше.
Рисунок 2 - В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов
Рисунок 3 - В два одинаковых сосуда налиты молоко и спирт. Определить , в каком сосуде давление будет больше.
Рисунок 4 - В сосуде с керосином два отверстия закрыты резиновыми плёнками. Одинаково ли будут прогнуты резиновые плёнки?
Рисунок 5 - В сосуде с молоком, имеющем форму, указанную на рисунке, два одинаковых отверстия закрыты тонкой резиновой пленкой. Одинаково ли будут прогнуты резиновые пленки в отверстиях сосуда?
Рисунок 6
IV. Информирование о домашнем задании.
У вас на столах лежат желтые листочки. На них записано ваше домашнее задание. Посмотрите на них. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и дополнительное экспериментальное задание на дополнительную оценку.
Домашнее задание
1. Прочитать §38, ответить на вопросы.
2. Упражнение 15(1).
3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.
Давление внутри жидкости…
А.
- на разных уровнях жидкости…
- на одном и том же уровне жидкости во всех точках…
Б.
- одинаково.
- неодинаково.
В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…
- во всех точках самого верхнего слоя…
- во всех точках самого нижнего слоя…
Г.
- одинаково и …
- неодинаково и …
Д.
- наименьшее.
- наибольшее.
4. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.
V. Подведение итогов урока
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- О чем вы узнали сегодня на уроке?
- Что научились делать?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Какие есть вопросы по теме урока?
Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением окна. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение.
Примечание
В презентации 2 «Подводные погружения» использован фрагмент слайд-шоу с диска «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Молекулярная структура материи» тема 3 «Гидростатическое давление». При наличии диска презентацию 2 можно заменить данным слайд-шоу.