Цели урока:
1) уметь решать дробно-рациональные уравнения с помощью алгоритма.
2) умения составлять дробно-рациональные уравнения по условию задачи.
3) умения решать задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальный опрос. (Презентация, слайд №2)
1)Какие уравнения называют дробно-рациональными уравнениями?
2) Что называют корнем уравнения с неизвестным х?
3) Что значит решить уравнение?
4) Какие уравнения называют равносильными?
5) По какому правилу решают дробно-рациональные уравнения? Что может произойти при отклонении от этого правила?
3. Повторить алгоритм решения дробно-рациональных уравнений. (слайд №3)
- Найти допустимые значения дробей, входящих в уравнение.
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
- Решить получившееся уравнение.
- Исключить корни, не входящие в допустимые значения дробей уравнения.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой. (слайды №4-5)
1 вариант | 2 вариант | |
5. Решение задач при помощи уравнений. (слайд №6)
1) Расстояние между городами скорый поезд, идущий со скоростью 90 км/ч, проходит на 1,5 ч быстрее товарного, который идет со скоростью 60 км/ч. Каково расстояние между городами.
Решение задачи (слайд №7).
Пусть х км расстояние между городами x/90 ч время скорого поезда. x/60 ч время товарного поезда. Известно, что время скорого на 1,5ч меньше.
x = 270
Ответ: 270 км.
2) (слайд №8) Токарь должен был обработать 120 деталей к определенному сроку. Применив новый резец, он стал обтачивать в час на 20 деталей больше и поэтому закончил работу на 1 ч раньше срока. Сколько деталей он должен обрабатывать по плану?
(слайд №9)
Решение:
Пусть х деталей в час изготовлял токарь по плану.
|
А |
U |
t |
По плану |
120 |
х |
120/х |
В действительности |
120 |
х+3 |
120/(х+20) |
x = 40 или x = -60 не удовлетворяет условию задачи
Ответ: 40 деталей.
3) (слайд №10, решить самостоятельно, с самопроверкой).
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч.
Решение:
Пусть х км/ч собственная скорость теплохода.
|
s |
U |
t |
По течению |
108 |
х+3 |
108/(х+3) |
Против течения |
84 |
х-3 |
84/(х-3) |
(Заполнить таблицу)
Известно, что на весь путь затратили 8 ч. (Составить уравнение)
x = 0 не удовлетворяет условию задачи или x = 24
Ответ: 24 км/ч.
Итог урока: Учитель подводит итоги урока, объявляет оценки, задается домашняя работа.