Повторительно-обобщающий урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип учебного занятия:

По основной дидактической цели:

  1. обобщение и систематизация знаний;
  2. проверка и коррекция знаний и умений.

По основным этапам учебного процесса: повторение и обобщение.

Цель: через самостоятельную деятельность учащихся, используя ИКТ технологии, систематизировать и обобщить знания по курсу ОРКСЭ.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить теоретический материал по ОМРК.
  2. Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов России.
  3. Оказать помощь учащимся в выборе темы творческого проекта.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
  2. Отработка навыков работы в группе, умений согласовывать свои действия с коллективом, приходить к единому мнению, вырабатывать общую позицию.

Техническое обеспечение: ПК учителя, 8 компьютеров для учащихся, экран, мультимедийный проектор, колонки.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point 2010, Microsoft Office Word 2010, Windows Movie Maker, My TestX, VideoMASTER v2.41.

 Ход урока

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Дидактические материалы
Занятие 1
I. Организация деятельности учащихся
Приветствие детей.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. Давайте мысленно пожелаем успеха друг другу.
   
II. Актуализация знаний учащихся
– Завершается учебный год, мы с вами завершаем изучать курс «Основы мировых религиозных культур». Ребята, вспомните, о чем мы говорили при изучении курса «Основы мировых религиозных культур»?
– О каких религиях мы говорили?
– Правильно. Мы с вами говорили о религиях, самых распространённых в России: христианстве, исламе, буддизме, иудаизме.
Предполагаемый ответ:
О возникновении, культуре, традициях, истории разных религий.

– Христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
 
III. Сообщение темы, целей урока

– И сегодня на уроке нам предстоит вспомнить основные темы курса.
– Обратите внимание на таблицу. О чем мы должны будем с вами сегодня вспомнить?








– В течение двух уроков нам предстоит заполнить данную таблицу.
– Для дальнейшей работы я предлагаю вам работу в парах.

Ученики знакомятся с таблицей
Предполагаемый ответ:
основателей религий;
– священные книги;
– священные сооружения;
– символы;
– хранителей;
– святыни;
– праздники.

Ученики по желанию разбиваются на пары
Слайд 1
Слайд 2
(Щелчок по экрану, появляется таблица)
IV. Основной этап занятия – Перед вами лежит напечатанный текст. У каждой пары текст свой.
Задание 1: Прочитайте текст. Постарайтесь определить к какой из религий он относится, о ком идет речь в тексте.

– Правильно. Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, о их жизни и учении.

Ученики читают предложенные им тексты.
Предполагаемый ответ:
О Будде, об Иисусе Христе, Мухаммаде – основателях религий.
Раздаточный материал
(Приложение 1)

Слайд 3

Слайд 4
  Задание 2: Разгадать кроссворд.
– Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

– О чем мы сейчас с вами вспомнили?

– Что вы можете о них рассказать?
– Молодцы, вы все рассказали правильно.
Действительно,
Книга, в которой записано всё то, во что верили иудеи, стала их Священным Писанием, которое они назвали Танах. Тора – часть Танаха.
Священная Книга ислама – Коран.
Библия – священная книга христиан. Библию называют Книгой книг и величайшим памятником истории и культуры. Библия состоит из двух больших частей: из Ветхого и Нового Заветов.
Типитака – Священная книга буддизма. Означает «Три корзины мудрости».
Учащиеся разгадывают кроссворд



Предполагаемый ответ:
О священных книгах религий мира.
Ответы детей
Раздаточный материал
(Приложение 2)
Слайд 5

Слайд 6
  Задание 3: Игра «Угадай картинку».
Пары по очереди называют номер (щелчок левой клавишей по соответствующему номеру), открывается часть картинки. Пара, которая первая опознала картинку, должна будет более подробно рассказать об открытом изображении.
Дети по очереди открывают картинку, пытаясь разгадать изображение.
Предполагаемый ответ:
Священные символы религий мира.
Слайд 7

Слайд 8
Физминутка      
  Задание 4: Из представленных фрагментов соберите картинку и наклейте ее на альбомный лист.

– Что у вас получилось?
– Согласитесь, красота!
Давайте попробуем определить, к какой из религиозных культур относятся эти священные сооружения и обоснуем наши ответы.

– Какие еще священные сооружения вы можете назвать?
Ученики собирают картинку в парах (4 пары – 4 картинки), наклеивают ее на альбомный лист. Подготавливают краткий рассказ о данном сооружении, указывая его характерные, отличительные особенности.

Ответы детей
Раздаточный материал
(Приложение 3)


Слайд 9


Слайд 10
V. Подведение промежуточных итогов занятия – О чем мы с вами вспомнили?
– А скажите, сможем ли мы в одном городе увидеть памятники разных мировых религий?
– А почему так бывает?
Ответы детей
 
VI. Рефлексия – Раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке.

Дети раскрашивают смайлики  
Занятие 2
I. Сообщение темы, целей урока
– Сегодня мы с вами продолжаем работу предыдущего урока.
– На заключительных занятиях нас ждет работа по выполнению и защите ваших творческих проектов. Повторяя темы предыдущих уроков, вы сможете определиться с темами проектов.
– О чем мы говорили на прошлом уроке?




Ответы детей
 
II. Основной этап занятия – Подумайте, что объединяет слова, записанные на доске?
(Слова: раввин, епископ, священник, диакон, умма, имам, хафиз, сангха, лама)
– Какую роль играли хранители предания в религиях мира?
Работа с понятиями:
Хранитель
Предание
Диакон
Священник
Епископ
Раввины
Умма
Имам
Муэдзин
Хафизы
Са́нгха Лама
Предполагаемый ответ:
Хранители предания в религиях мира.




Слайд 11









Слайд 12
  – Ребята, обратите внимание на экран и посмотрите небольшой видеоролик.
Задание: По ходу просмотра видеоролика подумать о чем он.

– Что такое паломничество?
Работа с понятиями:
Паломничество
Паломник

Как называется паломничество у мусульман в Мекку? (Хадж)
– Как называется паломничество у буддистов по святым местам? (Накхор)
– Каждый верующий в своей жизни стремится посетить святые места, имеющие особое значение для представителя веры с целью поклонения и молитвы (исцеления), прикоснуться к истокам религии, глубже проникнуть в понимание своей веры.
– Назовите святые места паломничества различных религий.
Просмотр видеоролика
Предполагаемый ответ:
– Паломничество к святым местам.

Ответы детей




Ответы детей
Видеоролик
«Паломничество»
(Приложение 5)



Слайд 13






Слайд 14
  – Ребята, посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить, что изображено на картинках.

– Давайте их назовем. К каким религиозным культурам они относятся?
(Пасха, Курбан-байрам, Ханука, Сагаалган)

– О каких обычаях, традициях народов России рассказывают эти праздники?

– Есть ли еще праздники?
– Для того чтобы их вспомнить мы с вами разобьемся на группы.

Задание: Каждая группа должна расположить карточки в нужных секторах, соотнести религию, название праздника и событие, с которым связан данный праздник.

– Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

– Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию?
Предполагаемый ответ:
Религиозные праздники.

Ответы детей







Ученики в группах выполняют задание


Проверяют правильность выполнения задания
Слайд 15



Щелчок по слайду, появляются названия праздников

Раздаточный материал
(Приложение 4)


Слайд 16


Слайд 17
Физминутка      
  – Ребята, как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока?
– Обратите внимание на экран, посмотрите, какая большая таблица у нас получилась.
Ответы детей Презентация
Слайд 18
V. Закрепление – Ребята, а теперь мы займем рабочие места у компьютеров. Но, перед началом работы вспомним правила работы за компьютером.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся


Ученики забивают свои данные (Ф.И., класс) и
выполняют тестовые задания на ПК

Тест
(на 8 ПК открыт тест)
Приложение 6
Определение тем творческих проектов – Что такое проект вы уже знаете. А вот с темами ваших творческих проектов для защиты на заключительных уроках вам необходимо определиться сегодня. Дети определяются с выбором тем творческих проектов  
VI. Итог урока – Как вы думаете, важно ли для каждого человека уважать культурные ценности представителей другой культуры? Почему?    
VII. Рефлексия Рефлексивный тест:
Я узнал(а) много нового.
– Мне это пригодится в жизни.
– На уроке было над чем подумать.
– На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
– На уроке я работал(а) добросовестно
   
VШ. Домашнее задание Начать работу по выполнению творческого проекта. Обратиться за помощью к родителям, библиотекарю, учителю.    

Ресурсы:

  1. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru, video.yandex.ru
  2. Раздаточный материал (см. Приложение 1, 2, 3, 4), клей-карандаш (4 шт.), альбомные листы.
  3. Литература:
    1. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур»: пособие для учителей, 2010.
    3. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Культура»/ авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
    4. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Христианство»/ авт.-сост. И.Н. Полянская. – М.: АСТ: Астрель, 2005.