Тип учебного занятия:
По основной дидактической цели:
- обобщение и систематизация знаний;
- проверка и коррекция знаний и умений.
По основным этапам учебного процесса: повторение и обобщение.
Цель: через самостоятельную деятельность учащихся, используя ИКТ технологии, систематизировать и обобщить знания по курсу ОРКСЭ.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить теоретический материал по ОМРК.
- Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов России.
- Оказать помощь учащимся в выборе темы творческого проекта.
Развивающие:
- Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
- Отработка навыков работы в группе, умений согласовывать свои действия с коллективом, приходить к единому мнению, вырабатывать общую позицию.
Техническое обеспечение: ПК учителя, 8 компьютеров для учащихся, экран, мультимедийный проектор, колонки.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point 2010, Microsoft Office Word 2010, Windows Movie Maker, My TestX, VideoMASTER v2.41.
Ход урока
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические материалы |
Занятие 1 | |||
I. Организация деятельности учащихся |
Приветствие детей. – Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. Давайте мысленно пожелаем успеха друг другу. |
||
II. Актуализация знаний учащихся |
– Завершается учебный год, мы с вами завершаем изучать курс «Основы мировых религиозных культур». Ребята, вспомните, о чем мы говорили при изучении курса «Основы мировых религиозных культур»? – О каких религиях мы говорили? – Правильно. Мы с вами говорили о религиях, самых распространённых в России: христианстве, исламе, буддизме, иудаизме. |
Предполагаемый ответ: – О возникновении, культуре, традициях, истории разных религий. – Христианство, ислам, буддизм, иудаизм. |
|
III. Сообщение темы, целей урока |
– И сегодня на уроке нам предстоит вспомнить
основные темы курса. – Обратите внимание на таблицу. О чем мы должны будем с вами сегодня вспомнить? – В течение двух уроков нам предстоит заполнить данную таблицу. – Для дальнейшей работы я предлагаю вам работу в парах. |
Ученики знакомятся с таблицей Предполагаемый ответ: – основателей религий; – священные книги; – священные сооружения; – символы; – хранителей; – святыни; – праздники. Ученики по желанию разбиваются на пары |
Слайд 1 Слайд 2 (Щелчок по экрану, появляется таблица) |
IV. Основной этап занятия | – Перед вами лежит напечатанный текст. У каждой пары текст свой. Задание 1: Прочитайте текст. Постарайтесь определить к какой из религий он относится, о ком идет речь в тексте. – Правильно. Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, о их жизни и учении. |
Ученики читают предложенные им тексты. Предполагаемый ответ: – О Будде, об Иисусе Христе, Мухаммаде – основателях религий. |
Раздаточный материал (Приложение 1) Слайд 3 Слайд 4 |
Задание 2: Разгадать кроссворд. – Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд. – О чем мы сейчас с вами вспомнили? – Что вы можете о них рассказать? – Молодцы, вы все рассказали правильно. Действительно, Книга, в которой записано всё то, во что верили иудеи, стала их Священным Писанием, которое они назвали Танах. Тора – часть Танаха. Священная Книга ислама – Коран. Библия – священная книга христиан. Библию называют Книгой книг и величайшим памятником истории и культуры. Библия состоит из двух больших частей: из Ветхого и Нового Заветов. Типитака – Священная книга буддизма. Означает «Три корзины мудрости». |
Учащиеся разгадывают кроссворд Предполагаемый ответ: – О священных книгах религий мира. Ответы детей |
Раздаточный материал (Приложение 2) Слайд 5 Слайд 6 |
|
Задание 3: Игра «Угадай картинку». Пары по очереди называют номер (щелчок левой клавишей по соответствующему номеру), открывается часть картинки. Пара, которая первая опознала картинку, должна будет более подробно рассказать об открытом изображении. |
Дети по очереди открывают картинку, пытаясь разгадать изображение. Предполагаемый ответ: – Священные символы религий мира. |
Слайд 7
Слайд 8 |
|
Физминутка | |||
Задание 4: Из представленных фрагментов соберите картинку и наклейте ее на альбомный лист. – Что у вас получилось? – Согласитесь, красота! Давайте попробуем определить, к какой из религиозных культур относятся эти священные сооружения и обоснуем наши ответы. – Какие еще священные сооружения вы можете назвать? |
Ученики собирают картинку в парах (4 пары – 4 картинки), наклеивают ее на альбомный лист. Подготавливают краткий рассказ о данном сооружении, указывая его характерные, отличительные особенности. Ответы детей |
Раздаточный материал (Приложение 3) Слайд 9 Слайд 10 |
|
V. Подведение промежуточных итогов занятия | – О чем мы с вами вспомнили? – А скажите, сможем ли мы в одном городе увидеть памятники разных мировых религий? – А почему так бывает? |
Ответы детей |
|
VI. Рефлексия | – Раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке. |
Дети раскрашивают смайлики | |
Занятие 2 | |||
I. Сообщение темы, целей урока |
– Сегодня мы с вами продолжаем работу предыдущего урока. – На заключительных занятиях нас ждет работа по выполнению и защите ваших творческих проектов. Повторяя темы предыдущих уроков, вы сможете определиться с темами проектов. – О чем мы говорили на прошлом уроке? |
Ответы детей |
|
II. Основной этап занятия | – Подумайте, что объединяет слова, записанные на доске? (Слова: раввин, епископ, священник, диакон, умма, имам, хафиз, сангха, лама) – Какую роль играли хранители предания в религиях мира? Работа с понятиями: Хранитель Предание Диакон Священник Епископ Раввины Умма Имам Муэдзин Хафизы Са́нгха Лама |
Предполагаемый ответ: – Хранители предания в религиях мира. |
Слайд 11 Слайд 12 |
– Ребята, обратите внимание на экран и посмотрите небольшой видеоролик. Задание: По ходу просмотра видеоролика подумать о чем он. – Что такое паломничество? Работа с понятиями: Паломничество Паломник – Как называется паломничество у мусульман в Мекку? (Хадж) – Как называется паломничество у буддистов по святым местам? (Накхор) – Каждый верующий в своей жизни стремится посетить святые места, имеющие особое значение для представителя веры с целью поклонения и молитвы (исцеления), прикоснуться к истокам религии, глубже проникнуть в понимание своей веры. – Назовите святые места паломничества различных религий. |
Просмотр видеоролика Предполагаемый ответ: – Паломничество к святым местам. Ответы детей Ответы детей |
Видеоролик «Паломничество» (Приложение 5) Слайд 13 Слайд 14 |
|
– Ребята, посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить, что изображено на картинках. – Давайте их назовем. К каким религиозным культурам они относятся? (Пасха, Курбан-байрам, Ханука, Сагаалган) – О каких обычаях, традициях народов России рассказывают эти праздники? – Есть ли еще праздники? – Для того чтобы их вспомнить мы с вами разобьемся на группы. Задание: Каждая группа должна расположить карточки в нужных секторах, соотнести религию, название праздника и событие, с которым связан данный праздник. – Проверьте, правильно ли вы справились с заданием. – Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию? |
Предполагаемый ответ: – Религиозные праздники. Ответы детей Ученики в группах выполняют задание Проверяют правильность выполнения задания |
Слайд 15 Щелчок по слайду, появляются названия праздников Раздаточный материал (Приложение 4) Слайд 16 Слайд 17 |
|
Физминутка | |||
– Ребята, как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? – Обратите внимание на экран, посмотрите, какая большая таблица у нас получилась. |
Ответы детей | Презентация Слайд 18 |
|
V. Закрепление | – Ребята, а теперь мы займем рабочие места у компьютеров. Но, перед началом работы вспомним правила работы за компьютером. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся |
Ученики забивают свои данные (Ф.И., класс) и выполняют тестовые задания на ПК |
Тест (на 8 ПК открыт тест) Приложение 6 |
Определение тем творческих проектов | – Что такое проект вы уже знаете. А вот с темами ваших творческих проектов для защиты на заключительных уроках вам необходимо определиться сегодня. | Дети определяются с выбором тем творческих проектов | |
VI. Итог урока | – Как вы думаете, важно ли для каждого человека уважать культурные ценности представителей другой культуры? Почему? | ||
VII. Рефлексия | Рефлексивный тест: – Я узнал(а) много нового. – Мне это пригодится в жизни. – На уроке было над чем подумать. – На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. – На уроке я работал(а) добросовестно |
||
VШ. Домашнее задание | Начать работу по выполнению творческого проекта. Обратиться за помощью к родителям, библиотекарю, учителю. |
Ресурсы:
- Интернет-ресурсы: images.yandex.ru, video.yandex.ru
- Раздаточный материал (см. Приложение 1, 2, 3, 4), клей-карандаш (4 шт.), альбомные листы.
- Литература:
- Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур»: пособие для учителей, 2010.
- Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Культура»/ авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Христианство»/ авт.-сост. И.Н. Полянская. – М.: АСТ: Астрель, 2005.