Интегрированный урок "русский язык + психология" по теме "Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (611 кБ)


Цели урока: обобщение и систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова.

Задачи урока:

  • закрепить алгоритм проверки данной орфограммы;
  • расширять активный, пассивный и потенциальный словарный запас;
  • формировать потребность писать грамотно;
  • расширять знания о родном языке;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать умение работать с текстом для формирования навыков правильной читательской деятельности;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, и т.д.);
  • повысить школьную мотивацию к предмету;
  • развивать чувство языка и орфографической зоркости;
  • воспитывать учебную активность;
  • формировать навыки сотрудничества.

Методы: наглядный и словесный.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: магнитная доска, орфографические словарики, алгоритм, смайлики, карточки для индивидуальной работы учащихся, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

П.: Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (дети показывают один из трех смайликов).

У.: Сегодня я вам предлагаю совершить воображаемое путешествие в одну страну.

Не добраться туда нам на поезде,
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть и читать,
Руки, чтобы писать,
А сердце, чтобы все понять.

У.: Вы хотите узнать, что это за страна?

Д.: Да.

У.: Это страна Лингвиния. «Лингва» по-гречески – «язык».

Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения.

А кто же сегодня будут нашими экскурсоводами? Давайте отгадаем (а отгадки в стихотворении, которое я вам только что прочитала).

Виды речевой деятельности

  • говорим
  • читаем
  • пишем
  • слушаем

(на экране, учитель записывает на магнитной доске).

У.: А поплывем мы к этой стране на сказочном корабле. Но на этом корабле уже есть пассажиры.

(на магнитную доску учитель вывешивает кораблик с гласными а, о, и, е, я).

II. Актуализация знаний.

У.: Это не простые гласные, а какие?

Д.: Безударные.

У.: Итак, сегодня мы будем путешествовать в страну Лингвинию с безударными гласными в корне слова, но чтобы доплыть до этой замечательной страны, нам надо выполнить ряд заданий.

III. Работа в тетрадях.

1. Минутка чистописания с орфографическим заданием.

А а, О о, И и, Е е, Я я.

У.: Из словарика выпишите слова, с проверяемыми безударными гласными. Загадки. Подберите однокоренные слова. Коллективная работа.

Физминутка (для глаз).

Психолог (корректурная работа)

2. Грамматический разбор предложения (на экране).

Школьники изучают р..дной ..зык.

Работа учащихся с индивидуальными карточками (3-4 человека).

У.: Что нужно знать и помнить, чтобы писать без ошибок?

Проверка любой орфограммы имеет свой четкий алгоритм.

У вас на парте лежит заготовка алгоритма правописания орфограммы безударной гласной в корне слова.

Корень

  • ставлю ударение;
  • нахожу безударный гласный;
  • если корень …;
  • подбираю проверочное, вспоминаю правописание, смотрю в словарь.

3. Работа по рядам (на экране).

Используя алгоритм корня, учащиеся вставляют пропущенную безударную гласную, подбирают проверочное слово.

Первый ряд. Язык по..вился (________) потому, что без него не м..гли (________) работать вместе.
Второй ряд. Наши д..лекие (________) предки вырвались из мира м..лчания (________).
Третий ряд. В слове хр..нится (________) история и культура нашей стр..ны (________).

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями.

Подведение итогов.

У.: Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне слова?

Физминутка.

П.: Я буду называть слова. Если в слове безударная гласная буква и в корне, вы подпрыгиваете на месте. Если в коне слова безударная гласная буква е, вы делаете приседание.

Слова: цветы, ветвистый, скрипит, деловой, пищит, звериный, зернистый, лиса, беда, следы, лицо, стрела, хлеба, число, гнездо.

IV. Работа по учебнику.

У.: Ребята, а какими качествами должен обладать моряк? (учитель выслушивает ответы детей).

У.: Чтобы обладать перечисленными качествами, моряк должен заниматься спортом.

Открываем учебник на стр. 23, упражнение 231. Самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

П.: Понравилось ли вам наше путешествие в страну Лингвинию? В конце урока каждый из вас положит в коробку тот смайлик, который на ваш взгляд соответствует нашему путешествию.

У.: Какие пассажиры сопровождали нас во время плавания?

(безударные гласные).

У.: Было ли для вас сегодня что-то новое?

У.: Как проверить безударные гласные в корне слова? Страница 25, упражнение 237.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы занимались всеми видами речевой деятельности, а это значит, что каждый из вас стал хоть чуточку, но лучше знать родной русский язык. Мы очень хорошо работали. Спасибо! Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Петра Андреевича Вяземского:

Язык есть исповедь народа,
В нем слышатся его природа,
Его душа и быт родной.

Список использованной литературы:

  1. Конспекты уроков в начальной школе – Москва: издательство «Ювента», 2002.
  2. Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой – Москва: «ВАКО», 2009.
  3. Т.Г. Рамзаева Русский язык, 3 класс в 4 частях – Москва: «Дрофа», ОАО «Московские учебники», 2009.
  4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 3 класс, МИОО, – Москва: издательство «Интеллект центр», 2010.
  5. О.Д. Ушакова, Орфографический словарик школьника «Пиши без ошибок» – Санкт-Петербург: «Литера», 2010.
  6. Т.И. Мишина Система повторения безударных гласных корня в начальной школе – Рязань: 1994.
  7. Н.И. Демидова Тексты и задания для развития речи младших школьников – Рязань: 1992.

Самоанализ урока – Приложение 1, рисунки – Приложение 2.