Цели урока: обобщение и систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова.
Задачи урока:
- закрепить алгоритм проверки данной орфограммы;
- расширять активный, пассивный и потенциальный словарный запас;
- формировать потребность писать грамотно;
- расширять знания о родном языке;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать умение работать с текстом для формирования навыков правильной читательской деятельности;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, и т.д.);
- повысить школьную мотивацию к предмету;
- развивать чувство языка и орфографической зоркости;
- воспитывать учебную активность;
- формировать навыки сотрудничества.
Методы: наглядный и словесный.
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: магнитная доска, орфографические словарики, алгоритм, смайлики, карточки для индивидуальной работы учащихся, ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент.
П.: Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (дети показывают один из трех смайликов).
У.: Сегодня я вам предлагаю совершить воображаемое путешествие в одну страну.
Не добраться туда нам на поезде,
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть и читать,
Руки, чтобы писать,
А сердце, чтобы все понять.
У.: Вы хотите узнать, что это за страна?
Д.: Да.
У.: Это страна Лингвиния. «Лингва» по-гречески – «язык».
Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения.
А кто же сегодня будут нашими экскурсоводами? Давайте отгадаем (а отгадки в стихотворении, которое я вам только что прочитала).
Виды речевой деятельности
- говорим
- читаем
- пишем
- слушаем
(на экране, учитель записывает на магнитной доске).
У.: А поплывем мы к этой стране на сказочном корабле. Но на этом корабле уже есть пассажиры.
(на магнитную доску учитель вывешивает кораблик с гласными а, о, и, е, я).
II. Актуализация знаний.
У.: Это не простые гласные, а какие?
Д.: Безударные.
У.: Итак, сегодня мы будем путешествовать в страну Лингвинию с безударными гласными в корне слова, но чтобы доплыть до этой замечательной страны, нам надо выполнить ряд заданий.
III. Работа в тетрадях.
1. Минутка чистописания с орфографическим заданием.
А а, О о, И и, Е е, Я я.
У.: Из словарика выпишите слова, с проверяемыми безударными гласными. Загадки. Подберите однокоренные слова. Коллективная работа.
Физминутка (для глаз).
Психолог (корректурная работа)
2. Грамматический разбор предложения (на экране).
Школьники изучают р..дной ..зык.
Работа учащихся с индивидуальными карточками (3-4 человека).
У.: Что нужно знать и помнить, чтобы писать без ошибок?
Проверка любой орфограммы имеет свой четкий алгоритм.
У вас на парте лежит заготовка алгоритма правописания орфограммы безударной гласной в корне слова.
Корень
- ставлю ударение;
- нахожу безударный гласный;
- если корень …;
- подбираю проверочное, вспоминаю правописание, смотрю в словарь.
3. Работа по рядам (на экране).
Используя алгоритм корня, учащиеся вставляют пропущенную безударную гласную, подбирают проверочное слово.
Первый ряд. Язык по..вился (________) потому, что без него не м..гли (________) работать вместе.
Второй ряд. Наши д..лекие (________) предки вырвались из мира м..лчания (________).
Третий ряд. В слове хр..нится (________) история и культура нашей стр..ны (________).
Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями.
Подведение итогов.
У.: Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне слова?
Физминутка.
П.: Я буду называть слова. Если в слове безударная гласная буква и в корне, вы подпрыгиваете на месте. Если в коне слова безударная гласная буква е, вы делаете приседание.
Слова: цветы, ветвистый, скрипит, деловой, пищит, звериный, зернистый, лиса, беда, следы, лицо, стрела, хлеба, число, гнездо.
IV. Работа по учебнику.
У.: Ребята, а какими качествами должен обладать моряк? (учитель выслушивает ответы детей).
У.: Чтобы обладать перечисленными качествами, моряк должен заниматься спортом.
Открываем учебник на стр. 23, упражнение 231. Самостоятельная работа.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
П.: Понравилось ли вам наше путешествие в страну Лингвинию? В конце урока каждый из вас положит в коробку тот смайлик, который на ваш взгляд соответствует нашему путешествию.
У.: Какие пассажиры сопровождали нас во время плавания?
(безударные гласные).
У.: Было ли для вас сегодня что-то новое?
У.: Как проверить безударные гласные в корне слова? Страница 25, упражнение 237.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы занимались всеми видами речевой деятельности, а это значит, что каждый из вас стал хоть чуточку, но лучше знать родной русский язык. Мы очень хорошо работали. Спасибо! Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Петра Андреевича Вяземского:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышатся его природа,
Его душа и быт родной.
Список использованной литературы:
- Конспекты уроков в начальной школе – Москва: издательство «Ювента», 2002.
- Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой – Москва: «ВАКО», 2009.
- Т.Г. Рамзаева Русский язык, 3 класс в 4 частях – Москва: «Дрофа», ОАО «Московские учебники», 2009.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 3 класс, МИОО, – Москва: издательство «Интеллект центр», 2010.
- О.Д. Ушакова, Орфографический словарик школьника «Пиши без ошибок» – Санкт-Петербург: «Литера», 2010.
- Т.И. Мишина Система повторения безударных гласных корня в начальной школе – Рязань: 1994.
- Н.И. Демидова Тексты и задания для развития речи младших школьников – Рязань: 1992.
Самоанализ урока – Приложение 1, рисунки – Приложение 2.