Интонирование номеров с усложненным тональным планом и внутриладовым хроматизмом

Разделы: Музыка


Урок построен в соответствии с коммуникативно-ориентированным методом обучения дисциплине сольфеджио. Приоритетной задачей является  формирование навыков точного  интонирования одноголосия и двухголосия в рамках обучения предмету сольфеджио.

Форма урока: Интерактивное практическое занятие с использованием исследовательского метода обучениия.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательные: 

  • интонационно-мелодическая работа с формообразующими структурными компонентами;
  • изучение новых явлений в построении двухголосного музыкального фрагмента;

Развивающие:

  • совершенствование  навыков точного интонирования и развитие навыка критического мышления;

Воспитательные: 

  • воспитание положительных мотивов обучения, через знакомство с лучшими классическими образцами вокально-инструментального искусства;
  • формирование  умений осуществлять взаимосотрудничество и  взаимоконтроль  при групповом и индивидуальном сольфеджировании.

Приемы, используемые преподавателем для формирования общеучебных умений и навыков: исследовательский  метод  обучения, методы объяснения, демонстрации, повторения, визуализации, анализ самостоятельной работы учащихся.

Методическое обеспечение урока и средства обучения: презентация по теме, нотные пособия, фортепиано, компьютер, интерактивная доска, музыкальная программа «Sibelius», наглядные пособия, сборники  А.Островского, С.Соловьева, В.Шокина «Сольфеджио» ч. II  и И.Способина «Сольфеджио: двухголосие и трехголосие».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Педагог обозначает тему и построение урока, с целью  включения интереса и  мотивации к изучению нового материала. 

Педагог  показывает презентацию: (Приложение 1 Слайд 1)

1. Учащиеся  знакомятся с темой урока и  обозначают для себя основные моменты.

II. Наглядно-слуховое прослушивание материала.

2. Педагог  знакомит  учащихся  (при помощи прослушивания на интерактивной доске) с  тремя одноголосными музыкальными фрагментами: (Слайд 2-4)

  • отрывок из оперы Ж.Бизе «Кармен» ария Кармен из 3 действия;
  • отрывок из оперы Д.Верди «Травиата» ария Травиаты из 3 действия;
  • отрывок из оперы «Африканка» Д.Мейербера.

Цель прослушивания, в понимании учащимися  мелодической линии развития в контексте формообразования.

2. Учащиеся  при прослушивании анализируют всю музыкальную ткань предложенного фрагмента (при помощи внутреннего слуха), и отмечают для себя особенности мелодического построения, в контексте формообразующих структур.

III. Основная часть урока: вокально-интонационная работа с предложенными музыкальными отрывками.

3. Педагог предлагает заняться вокально-интонационной работой предложенных отрывков: (Слайд 2-4)

  • в группах;  
  • индивидуально.  

Цель – исследование и анализ тонального плана, вокально-интонационных трудностей, мелодической хроматики и приемы ее интонирования.

3. Учащиеся сольфеджируют музыкальные фрагменты группой, а далее индивидуально.

Поиск способов и приемов точного интонирования, отражение динамической нюансировки, заложенной композитором и, как следствие, оценка художественной значимости (ценности) предлагаемого педагогом фрагмента.

IV. Работа над двухголосием. (Слайд 5)

4. Педагог предлагает прослушать двухголосный пример №102 из сборника И. Способина, акцентируя внимание на разности  исполнения вокально-интонационных трудностей двухголосия и одноголосия. 

Педагог ставит задачу добиться в проработке по группам точного интонирования.

4. Учащиеся анализируют  при прослушивании (внутренним слухом) всю музыкальную ткань предложенного примера из сборника И. Способина №102. Суворовцы, разделяясь по голосам, прорабатывают  каждый голос, добиваясь точного интонирования.

V. Заключительный этап.

5. Разбор домашнего задания (Слайд 6)

  • выучивание наизусть проработанных на уроке одноголосных фрагментов;
  • пение по нотам №102 из сборника И. Способина.

5. Учащиеся записывают домашнее задание.

Список использованной учебной литературы:

  1. А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. «Сольфеджио» ч.II. М., «Советский композитор» 1969г. с.42, с.56, с.55. 
  2. И. Способин. «Сольфеджио: двухголосие и трехголосие» М., «Музыка» 2009г. с.67.