Урок построен в соответствии с коммуникативно-ориентированным методом обучения дисциплине сольфеджио. Приоритетной задачей является формирование навыков точного интонирования одноголосия и двухголосия в рамках обучения предмету сольфеджио.
Форма урока: Интерактивное практическое занятие с использованием исследовательского метода обучениия.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
- интонационно-мелодическая работа с формообразующими структурными компонентами;
- изучение новых явлений в построении двухголосного музыкального фрагмента;
Развивающие:
- совершенствование навыков точного интонирования и развитие навыка критического мышления;
Воспитательные:
- воспитание положительных мотивов обучения, через знакомство с лучшими классическими образцами вокально-инструментального искусства;
- формирование умений осуществлять взаимосотрудничество и взаимоконтроль при групповом и индивидуальном сольфеджировании.
Приемы, используемые преподавателем для формирования общеучебных умений и навыков: исследовательский метод обучения, методы объяснения, демонстрации, повторения, визуализации, анализ самостоятельной работы учащихся.
Методическое обеспечение урока и средства обучения: презентация по теме, нотные пособия, фортепиано, компьютер, интерактивная доска, музыкальная программа «Sibelius», наглядные пособия, сборники А.Островского, С.Соловьева, В.Шокина «Сольфеджио» ч. II и И.Способина «Сольфеджио: двухголосие и трехголосие».
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Педагог обозначает тему и построение урока, с целью включения интереса и мотивации к изучению нового материала.
Педагог показывает презентацию: (Приложение 1 Слайд 1)
1. Учащиеся знакомятся с темой урока и обозначают для себя основные моменты.
II. Наглядно-слуховое прослушивание материала.
2. Педагог знакомит учащихся (при помощи прослушивания на интерактивной доске) с тремя одноголосными музыкальными фрагментами: (Слайд 2-4)
- отрывок из оперы Ж.Бизе «Кармен» ария Кармен из 3 действия;
- отрывок из оперы Д.Верди «Травиата» ария Травиаты из 3 действия;
- отрывок из оперы «Африканка» Д.Мейербера.
Цель прослушивания, в понимании учащимися мелодической линии развития в контексте формообразования.
2. Учащиеся при прослушивании анализируют всю музыкальную ткань предложенного фрагмента (при помощи внутреннего слуха), и отмечают для себя особенности мелодического построения, в контексте формообразующих структур.
III. Основная часть урока: вокально-интонационная работа с предложенными музыкальными отрывками.
3. Педагог предлагает заняться вокально-интонационной работой предложенных отрывков: (Слайд 2-4)
- в группах;
- индивидуально.
Цель – исследование и анализ тонального плана, вокально-интонационных трудностей, мелодической хроматики и приемы ее интонирования.
3. Учащиеся сольфеджируют музыкальные фрагменты группой, а далее индивидуально.
Поиск способов и приемов точного интонирования, отражение динамической нюансировки, заложенной композитором и, как следствие, оценка художественной значимости (ценности) предлагаемого педагогом фрагмента.
IV. Работа над двухголосием. (Слайд 5)
4. Педагог предлагает прослушать двухголосный пример №102 из сборника И. Способина, акцентируя внимание на разности исполнения вокально-интонационных трудностей двухголосия и одноголосия.
Педагог ставит задачу добиться в проработке по группам точного интонирования.
4. Учащиеся анализируют при прослушивании (внутренним слухом) всю музыкальную ткань предложенного примера из сборника И. Способина №102. Суворовцы, разделяясь по голосам, прорабатывают каждый голос, добиваясь точного интонирования.
V. Заключительный этап.
5. Разбор домашнего задания (Слайд 6)
- выучивание наизусть проработанных на уроке одноголосных фрагментов;
- пение по нотам №102 из сборника И. Способина.
5. Учащиеся записывают домашнее задание.
Список использованной учебной литературы:
- А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. «Сольфеджио» ч.II. М., «Советский композитор» 1969г. с.42, с.56, с.55.
- И. Способин. «Сольфеджио: двухголосие и трехголосие» М., «Музыка» 2009г. с.67.