Скажи мне – я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь
Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). Каждый из субъектов этого процесса имеет свои функции. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика – овладеть системой знаний, способами их получения, переработки, хранения, применения и воспитать в себе необходимые качества личности. Желание учиться, интерес к новым знаниям – характерная черта рода человеческого. Заметить и развить этот интерес довольно трудно: современная практика обучения «скучным» наукам весьма успешно «гасит» его. Но как только подлежащий усвоению материал возбуждает интерес ребенка, обучение становится привлекательным. Поэтому наибольшую ценность приобретает усвоенный учеником метод самостоятельного постижения темы, когда простое воспроизведение материала сменяется творческой переработкой усвоенных знаний, попыткой на практике продемонстрировать уровень собственных способностей. Одним из путей достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс метода проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций. Элементы проектной деятельности воспринимаются не всеми учащимися однозначно, особенно если ученик способен лишь воспроизвести то, чему научил его учитель. Но находясь в группе с творческими детьми, осознающими, что от них требуется неординарный подход к делу, и он старается выложиться во всю.
Именно работа над проектом позволяет удовлетворить попытку проявить свои возможности: физические и интеллектуальные, задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т. п.).
Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т. п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.
Материалы к проекту: «Репетитор для подготовки к ЕГЭ по математике. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства».
1. Обоснование значимости проекта.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике значительно отличается от выпускного экзамена, который проводился ранее в школе после окончания 11 класса. Это отличие прежде всего состоит в том, что ЕГЭ совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в высшие учебные заведения (ВУЗы). В связи с этим возникли определенные трудности учащихся;
- психологическая: сможем ли мы хорошо сдать экзамен; повторить все на должном уровне так, чтобы не сдавать больше экзамена по математике;
- организационная: как распределить свое время для повторения, учебы и подготовки к экзамену.
Поэтому возникла проблема, имеющая значение именно для учащихся, требующая от них каких-то действий. Вместе с учащимися мы решили реализовать проект: «Репетитор для подготовки к ЕГЭ по математике».
Авторы: учащиеся 11а класса.
Адресация: Данный проект целесообразно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике, к вступительным экзаменам в ВУЗ.
2. Цели:
Образовательные: продолжить работу по формированию устойчивого интереса к математике и к внеклассным формам его углубленного изучения; систематизировать знания по математике и подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ; развивать навыки самостоятельного получения информации.
Воспитательные: создание условий для отношений сотрудничества между учащимися; формирования чувства ответственности за порученную работу; умения слушать и слышать.
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти, мышления); развитие монологической речи; развитие самоанализа и рефлексии; развитие способности выявлять причинно-следственные связи.
3. Характер проекта:
По доминирующей деятельности: поисковый, творческий, прикладной.
По предметно-содержательной области: монопроект (математика), внеурочный.
По характеру координации: непосредственный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: длительный.
4. Этапы выполнения проекта.
Этап |
Сроки |
Объем и содержание деятельности учеников и учителя |
Подготовка |
1, 2 неделя сентября |
Учитель знакомит учащихся с новой формой итоговой аттестации по математике, о преимуществах по сравнению с обычным выпускным экзаменом, а так же о трудностях, с которыми могут столкнуться выпускники как при подготовке, так и на самом ЕГЭ. Учитель демонстрирует один из экзаменационных вариантов, рассказывает о структуре тестовых заданий, о требованиях, предъявляемых к выпускникам. Учащиеся выбирают характер итогового проекта: создать брошюру для подготовки учащихся к ЕГЭ. Договариваются о сроках проведения итогового мероприятия (31.01.04.) и днях промежуточных консультаций. Определились группы, координаторы-капитаны: Клычкова Дарья: «Выражения и преобразования» Обухов Константин, Дробинин Дмитрий: «Уравнения и неравенства» Красильникова Валерия, Юнисова Диана: «Функции и их свойства» Погудина Анастасия, Сентебова Валерия: «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин» |
Планирование |
3, 4 неделя сентября |
Учащиеся распределяют обязанности в группах, определяют источники информации (сборники задач, учебники для поступающих в ВУЗы, интернет), устанавливают правила работы в группе. Учитель знакомит команды с кодификатором элементов содержания по математике; совместно с командами устанавливает процедуру критериев оценки результатов и процесса создания проекта. |
Выполнение проекта |
Октябрь – январь |
Октябрь – декабрь. Учащиеся повторяют теорию по данным темам самостоятельно вне уроков или на факультативе, либо изучают еще не пройденный материал на уроке, систематизируют ее; собирают задания по данным темам; набирают тесты на компьютере; создают банк тестовых заданий. Учитель совместно с учащимися косвенно руководит их деятельностью, показывает способы формулировки заданий в тестах (например, в теме «Решение уравнений» задания можно сформулировать так: «Решите уравнение» или «Какому промежутку принадлежит корень уравнения»), помогает разбирать решения более трудных заданий (заданий с параметром, исследовательских заданий). Учащиеся при составлении формулировок заданий учатся внимательно читать их, так как приходится подбирать возможные ответы с учетом ошибок. Январь. Учитель просматривает материалы и обсуждает варианты их размещения на листах; обсуждает с учащимися черновую верстку брошюр и идеи, связанные с их защитой и рекламой; создает таблицу для фиксирования навыков учащихся по кодификатору. Учащиеся оформляют проект. |
Защита проекта, презентации. |
4-я неделя января |
Каждая группа представляет свой проект, оформленный в виде брошюры, либо набранный на компьютере. При этом они участвуют в самоанализе и самооценке деятельности при создании проекта. Состоялся обмен мнениями о полезности этого мероприятия. Сама презентация состояла из демонстрации теоретической части. В ходе презентации учащиеся, систематизировав свои знания по основным способам и приемам решения упражнений, должны были затем выполнять практическую часть и отмечать свои знания, умения и навыки в таблице учителя. |
Оценка результатов, перспективы. Рефлексия деятельности. |
Февраль – май |
В течении февраля – мая учащиеся готовились к ЕГЭ по математике, используя наряду с дополнительной литературой и брошюры, составленные одноклассниками. Учитель составил варианты пробного экзамена по этим же брошюрам. Учитель достиг достаточно высокой мотивации при подготовке учащихся к ЕГЭ, у учащихся появилась уверенность в том, что смогут сдать хорошо экзамен, достигнут хороших результатов, что скажется на поступлении в ВУЗы. |
5. Наиболее удачный проект получился по теме: «Репетитор для подготовки к ЕГЭ по математике. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства».
Авторы: Соснина Александра, Коробкина Дарья, Лебедева Екатерина, Семенков Леонид, Симонов Степан.
6. Заключение.
На основании пока небольшого опыта по внедрению элементов метода проектов при обучении учащихся, отчетливо заметны позитивные сдвиги в реализуемой образовательной среде. По результатам анкетирования, проведенного среди участников проекта, отмечены следующие положительные моменты.
Работа над проектом позволила:
- осмысленно подойти к проблеме и составить план действий по ее решению;
- спланировать свою работу, оценить свои силы, время и распределить их;
- систематизировать свои базовые понятия и максимально охватить их блоками в опорных конспектах;
- научиться видеть самим возможные типичные ошибки, которые допускаются при анализе условий, при применении знаний, при контроле полученных результатов;
- развить практические навыки работы с компьютером, Интернетом, умения слушать и слышать своих одноклассников, оценивать результат своей работы и работы товарищей.
Как организатор проекта могу сделать следующие выводы:
- в процессе реализации проекта его участниками был полностью систематизирован и усвоен базовый объем знаний курсов «Алгебра и начала анализа», «Планиметрия», «Стереометрия». Все без исключения учащиеся научились решать задачи «обязательного минимума», то есть задачи уровня «А» и «В», применять свои знания при решении задач уровня «С». Единый государственный экзамен по математике в 2008 – 2009 учебном году все учащиеся 11 «А» класса, где я вел уроки, сдали успешно, средний балл – 46,4 (в УР – 46, в РФ – 42,9).
- в процессе творческой работы сложились несколько коллективов учащихся, способных решать исследовательские задачи собственными оригинальными методами.
- данный проект вошел в копилку школы и уже нынче им пользуются другие учащиеся для подготовки к ЕГЭ по математике и поступлению в ВУЗы.
7. Элементы проектной деятельности мы начали вводить в пятом классе на уроках математики и информатики. Так появился проект про десятичные дроби.
Учебный проект «Волшебные десятичные дроби» в 5 классе.
8. Увлекательные задачи с десятичными дробями.
Задачник.
9. Поэтому проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся, так как ученик с помощью учителя осознанно и заинтересованно проходит все этапы от целеполагания до оценки полезности и перспективности реализованного проекта. При всем при этом учитель, реализующий проектную методику должен обладать высоким педагогическим чутьем, интуицией, талантом, творчеством, чтобы «не зарежимливать» себя рамками этой методики, достаточно структурированной, трудоемкой, «модной» в последнее время.