Цели: развивать понимание, что выбор способа обработки выреза зависит от формы, научить заготавливать подкройные обтачки, совершенствовать приемы обработки подкройной обтачкой замкнутый вырез горловины.
- Обучающая: научить обрабатывать подкройной обтачкой горловину, сформировать умения пользоваться инструкционной картой, научить анализировать качество выполненной работы.
- Развивающая: развить у обучающихся творческие способности, развить умение выполнять ручные и машинные швы, развить пространственное воображение, творческое мышление.
- Воспитывающая: воспитание через предмет желания создавать эстетичные изделия, воспитания аккуратности.
Задачи: познакомить учащихся с подробным изготовлением обтачки, сформировать основные понятия обработки горловины: по форме, цвету, материалу; соответствовать назначению одежды, ее стилю, сезону.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: состоит из двух частей:
- презентация с элементами беседы;
- практические работы.
Организация урока, этапы урока:
- организационный момент;
- актуализация знаний;
- объяснение нового материала;
- закрепление изученого;
- формирование умений;
- подведение итогов.
Виды контроля:
- Индивидуальный;
- Фронтальный;
- Письменный;
- Устный;
Формы контроля:
- Самоконтроль;
- Взаимоконтроль;
- Контроль учителя;
Методы:
- Словесные (презентация с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрационный эксперимент использование рисунков, моделей, образцов с обработкой горловины);
- Практические (практические работы).
Формы работы: Рациональное сочетание форм работы
- Фронтальные;
- Групповые;
- Индивидуальные.
Интеграция:
- Черчение;
- Изобразительное искусство;
- Математика.
Наглядные пособия: презентация (Приложение 2), образцы отделки выреза горловины, плакат с изображениями различных форм горловины, обработанных подкройными обтачками, модели в натуральную величину, инструкционная карта (Приложение 1), карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска SМАRT Вoardтм, проектор Viewsonic Pj 513D, рабочие тетради, укладка с инструментами, детали кроя, рабочие папки, машинное оборудование, манекен.
Ход занятия
I. 1. Организационный момент
- Приветствие учащихся (проверка явки, готовность, активизация);
- Формулировка темы, целей урока;
- Подготовка класса к уроку (организация групп, выдача рабочих папок с материалами).
Повторение изученного ранее
2. Фронтальная работа:
- Для чего снимают мерки?
- По какой мерке определяют размер горловины?
- Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
- Как подготовить ткань к раскрою?
- Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани?
- Какие правила техники безопасности надо соблюдать при раскрое?
3. Индивидуальная работа (по карточкам)
Тест № 1 (Инструкционная карта № 1, см. прил.) (Приложение 1);
Тест№ 2 (Инструкционная карта № 2, см. прил.);
II. Изучение нового материала
(презентация с элементами беседы) (Приложение 2)
Обтачки, которыми обрабатывают горловину, проймы или декольте изделия с целью укрепления соответствующих срезов, можно изготовить по выкройкам или подкроить по форме изделия. В этом случае обтачки повторяют форму детали и называются подкройными. Обтачки всегда дублируются клеевой прокладкой.
Рассмотрим один из способов обработки горловины.
Первый способ:
Обтачку выкраивают по форме горловины. Ширина обтачки 6 см. Части обтачки стачивают швом шириной 5-7 мм и разутюживают. Если при обработке горловины используется прокладочный материал, то его выкраивают так же, как и обтачку. Затем прокладку соединяют с изнаночной стороной обтачки, и дальнейшая обработка горловины производится вместе с прокладкой. Внутренние срезы обтачки обметывают на специальной машине, затем перегибают на изнанку на 5-7 мм и застрачивают с лицевой стороны на 1-2 мм от подогнутого края.
Концы обтачки притачиваются к припускам на обработку застежки швом шириной 7 мм. Швы отгибают в сторону припуска застежки (если застежка в изделии расположена от горловины спинки или переда).
Обтачку накладывают на горловину изделия лицевыми сторонами внутрь, совмещая швы стачивания обтачек с плечевыми швами (или боковыми), уравнивают срезы, приметывают срез горловины швом шириной 7 мм. Шов обтачивания горловины отгибают в сторону обтачки и с лицевой стороны настрачивают со стороны обтачки на 2-3 мм от шва обтачки. В изделиях с застежкой до горловины настрачивание шва производится до того места, как только позволяет подойти лапка швейной машины, т.е на расстоянии 5-6 см от застежки).
Закреплений знаний:
- Как изготовить выкройку обтачки?
- Как выкроить обтачку?
III. Физкультминутка.
IV. Практические работы:
Вводный инструктаж (инструкционная карта № 3, см. прил.) (Приложение 1)
Прежде чем приступить к обработке горловины, необходимо проверить длину выреза горловины по правой и левой стороне полочек (спинки), проверить, совмещаются ли плечевые срезы и срезы горловины. Если одна из сторон горловины растянута, то надо проложить короткие сметочные стежки с расстоянием между ними 0,3-0,5 см. Концы ниток закрепить с двух сторон, сохраняя нужную длину среза, слабину сутюжить.
1. Практическая работа №1 «Раскрой подкройной обтачки»
(инструкционная карта № 4, см. прил.) (Приложение 1)
- Изучить технологию изготовления обтачки, выкроенной по форме среза изделия.
- Изготовить выкройки обтачек.
Самоконтроль. Проверьте:
- равномерность ширины припусков, данных при раскрое;
- аккуратность выполненной работы – линии обводки контуров выкройки должны быть ровными и тонкими, ширина припусков на швы равномерной по всей длине среза, срезы ровные.
2. Практическая работа № 2 «Подготовка обтачки к обработке»
(Инструкционная карта № 5, см. прил.) (Приложение 1)
- Проложить контрольные линии прокладочными стежками по линиям середины деталей сорочки и обтачки.
- Проложить копировальные стежки по линии плеч на деталях сорочки и обтачки. Раздвинуть детали и разрезать копировальные стежки.
Самоконтроль. Проверьте:
- Ровность и аккуратность строчек выполненных с помощью прокладочных и копировальных стежков;
- Точность прокладки контрольных линий;
- Не осыпаются ли разрезанные «силки».
V. Обработка изделия
Влажно-тепловая обработка
Готовое изделие отутюжить
- Проверить, чист ли утюг.
- Установить положение термометра в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
- Разутюжить все швы с изнаночной стороны.
- Отутюжить переднюю и заднюю детали изделия в долевом направлении с лицевой стороны.
- Отглаженное изделие оставить на несколько минут в распростертом или подвешенном виде.
Требования к качеству работы
Ручная работа
- Толщина меловых линий на ткани не превышает 1 мм.
- Стежки временного назначения выполняют нитками, хорошо видными на ткани.
- Длина ручных стежков соответствует их размерам.
- Ширина шва – ровная, одинакова от среза по всей длине.
- Сметочные стежки удаляют только после выполнения машинной работы.
Машинная работа
- Все строчки выполнены нитками в цвет ткани.
- Ширина шва соответствует размерам и идет по намеченным линиям.
- Аккуратность выполнения работы
VI. Контроль и рефлексия.
Контроль:
- анализ учителем ошибок и недочетов
Самоконтроль:
- Оценить свою работу;
- Недочеты в работе;
- Сравнить свою работу с образцом.
Закрепление:
- Какие существуют способы обработки горловины?
- Каким образом выкроить подкройную обтачку?
- В каких случаях срез обрабатывают окантовочным швом или косой обтачкой?
- Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя?
- Почему на копировальных стежков их петельки должны быть не менее 5 мм?
- Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?
- Какие ручные и машинные швы вы использовали при обработке горловины?
- Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва?
- Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?