Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой. 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цели: развивать понимание, что выбор способа обработки выреза зависит от формы, научить заготавливать подкройные обтачки, совершенствовать приемы обработки  подкройной обтачкой замкнутый вырез горловины.

  • Обучающая: научить обрабатывать подкройной обтачкой горловину, сформировать умения пользоваться инструкционной картой, научить анализировать качество выполненной работы.
  • Развивающая: развить у обучающихся творческие способности, развить умение выполнять ручные и машинные швы, развить пространственное воображение, творческое мышление.
  • Воспитывающая: воспитание через предмет желания создавать эстетичные изделия, воспитания аккуратности.

Задачи: познакомить учащихся с подробным изготовлением обтачки, сформировать основные понятия обработки горловины: по форме, цвету, материалу; соответствовать назначению одежды, ее стилю, сезону.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: состоит из двух частей:

  1. презентация с элементами беседы;
  2. практические работы.

Организация урока, этапы урока:

  1. организационный момент;
  2. актуализация знаний;
  3. объяснение нового материала;
  4. закрепление изученого;
  5. формирование умений;
  6. подведение итогов.

Виды контроля:

  • Индивидуальный;
  • Фронтальный;
  • Письменный;
  • Устный;

Формы контроля:

  • Самоконтроль;
  • Взаимоконтроль;
  • Контроль учителя;

Методы:

  • Словесные (презентация с элементами беседы);
  • Наглядные (демонстрационный эксперимент использование рисунков, моделей, образцов с обработкой горловины);
  • Практические (практические работы).

Формы работы: Рациональное сочетание форм работы

  • Фронтальные;
  • Групповые;
  • Индивидуальные.

Интеграция:

  • Черчение;
  • Изобразительное искусство;
  • Математика.

Наглядные пособия: презентация (Приложение 2), образцы отделки выреза горловины, плакат с изображениями различных форм горловины, обработанных подкройными обтачками, модели в натуральную величину, инструкционная карта (Приложение 1), карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска  SМАRT Вoardтм, проектор Viewsonic Pj 513D, рабочие тетради,  укладка с инструментами, детали кроя, рабочие папки, машинное оборудование, манекен.

Ход занятия

I. 1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся (проверка явки,  готовность, активизация);
  • Формулировка темы, целей урока;
  • Подготовка класса к уроку (организация групп, выдача рабочих папок с материалами).

Повторение изученного ранее

2. Фронтальная работа:

  • Для чего снимают мерки?
  • По какой мерке определяют размер горловины?
  • Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
  • Как подготовить ткань к раскрою?
  • Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани?
  • Какие правила техники безопасности надо соблюдать при раскрое?

3. Индивидуальная работа (по карточкам)

Тест № 1 (Инструкционная карта № 1, см. прил.) (Приложение 1);

Тест№ 2 (Инструкционная карта № 2, см. прил.);

II. Изучение нового материала

(презентация с элементами беседы) (Приложение 2)

Обтачки, которыми обрабатывают горловину, проймы или декольте изделия с целью укрепления соответствующих срезов, можно изготовить по выкройкам или подкроить по форме изделия. В этом случае обтачки повторяют форму детали и называются подкройными. Обтачки всегда дублируются клеевой прокладкой.

Рассмотрим  один из способов  обработки  горловины.

Первый способ:

Обтачку выкраивают по форме горловины. Ширина обтачки 6 см. Части обтачки стачивают швом шириной 5-7 мм и разутюживают. Если при обработке горловины используется прокладочный материал, то его выкраивают так же, как и обтачку. Затем прокладку соединяют с изнаночной стороной  обтачки, и дальнейшая обработка горловины производится вместе с прокладкой. Внутренние срезы обтачки обметывают на специальной машине, затем перегибают на изнанку на 5-7 мм и застрачивают с лицевой стороны на 1-2 мм от подогнутого края.

Концы обтачки притачиваются к припускам на обработку застежки швом шириной 7 мм. Швы отгибают в сторону припуска застежки (если застежка в изделии расположена от горловины спинки или переда).

Обтачку накладывают на горловину изделия лицевыми сторонами внутрь, совмещая швы стачивания обтачек с плечевыми швами (или боковыми), уравнивают срезы,  приметывают срез горловины швом шириной 7 мм. Шов обтачивания горловины отгибают в сторону обтачки и с лицевой стороны настрачивают со стороны обтачки на 2-3 мм от шва обтачки.  В изделиях с застежкой до горловины настрачивание шва производится до того места, как только позволяет подойти лапка швейной машины, т.е на расстоянии 5-6 см от застежки).

Закреплений знаний:

  • Как изготовить выкройку обтачки?
  • Как выкроить обтачку?

III. Физкультминутка.

IV. Практические работы:

Вводный инструктаж  (инструкционная карта № 3, см. прил.) (Приложение 1)

Прежде чем приступить к обработке горловины, необходимо проверить длину выреза горловины по правой и левой стороне полочек (спинки), проверить, совмещаются ли плечевые срезы и срезы горловины. Если одна из сторон горловины растянута, то надо проложить короткие сметочные стежки с расстоянием между ними 0,3-0,5 см. Концы ниток закрепить с двух сторон, сохраняя нужную длину среза, слабину сутюжить.

1. Практическая работа №1 «Раскрой подкройной обтачки»

(инструкционная карта № 4, см. прил.) (Приложение 1)

  • Изучить технологию изготовления обтачки, выкроенной по форме среза изделия.
  • Изготовить выкройки обтачек.

Самоконтроль. Проверьте:

  • равномерность ширины припусков, данных при раскрое;
  • аккуратность выполненной работы – линии обводки контуров выкройки должны быть ровными и тонкими, ширина припусков на швы равномерной по всей длине среза, срезы ровные.

2. Практическая работа № 2 «Подготовка  обтачки к обработке»

(Инструкционная карта № 5, см. прил.) (Приложение 1)

  • Проложить контрольные линии прокладочными стежками по линиям середины деталей сорочки и обтачки.
  • Проложить копировальные стежки по линии плеч на деталях сорочки и обтачки. Раздвинуть детали и разрезать копировальные стежки.

Самоконтроль. Проверьте:

  • Ровность и аккуратность строчек выполненных с помощью прокладочных и копировальных стежков;
  • Точность прокладки контрольных линий;
  • Не осыпаются ли разрезанные «силки».

V. Обработка изделия

Влажно-тепловая обработка

Готовое изделие отутюжить

  • Проверить, чист ли утюг.
  • Установить положение термометра в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
  • Разутюжить все швы с изнаночной стороны.
  • Отутюжить переднюю и заднюю детали изделия в долевом направлении с лицевой стороны.
  • Отглаженное изделие оставить на несколько минут в распростертом или подвешенном виде.

Требования к качеству работы

Ручная работа

  • Толщина меловых линий на ткани не превышает 1 мм.
  • Стежки временного назначения выполняют нитками, хорошо видными на ткани.
  • Длина ручных стежков соответствует их размерам.
  • Ширина шва – ровная, одинакова от среза по всей длине.
  • Сметочные стежки удаляют только после выполнения машинной работы.

Машинная работа

  • Все строчки выполнены нитками в цвет ткани.
  • Ширина шва соответствует размерам и идет по намеченным линиям.
  • Аккуратность выполнения работы

VI. Контроль и рефлексия.

Контроль:

  • анализ учителем ошибок и недочетов

Самоконтроль: 

  • Оценить свою работу;
  • Недочеты в работе;
  • Сравнить свою работу с образцом.

Закрепление:

  • Какие существуют способы обработки горловины?
  • Каким образом выкроить подкройную  обтачку?
  • В каких случаях срез обрабатывают окантовочным швом или косой обтачкой?
  • Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя?
  • Почему на копировальных стежков их петельки должны быть не менее 5 мм?
  • Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?
  • Какие ручные и машинные швы вы использовали при обработке горловины?
  • Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва?
  • Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?