Особенности работы учителя-логопеда с родителями в процессе реабилитационной работы с воспитанниками центра

Разделы: Работа с родителями


(Приложение 1. Слайд №2)

В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением её нравственных устоев, алкоголизмом и, как следствие, – изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны. Профилактикой безнадзорности, беспризорности, социального сиротства, оказанием социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, занимаются учреждения социальной защиты  разной направленности.

В ГОБУСОН «Полярнинский КЦСОН» функционирует отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (г.Снежногорск), предназначенное для оказания социальной, психологической и иной помощи детям из неблагополучных и малообеспеченных семей в возрасте от 3 до 18 лет, структура которого позволяет оказывать логопедическую помощь детям дошкольного и школьного возраста.

Группы в отделении разновозрастные; на протяжении всего года дети поступают и отчисляются, в зависимости от социальных показателей. Сроки пребывания детей в Центре ограничены: от 3 до 9 месяцев. Логопедическая работа возможна только в форме  индивидуальных занятий или в подвижных микрогруппах.

Логопед работает в тесном контакте с другими специалистами Центра. Когда дети поступают в Центр и начинают заниматься с логопедом,  встаёт задача – поближе познакомиться с семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в Центре во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в работе логопеда, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома во время занятий с детьми.  Необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: социальным работником, логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом уровня образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. При этом выясняются следующие факторы:

– жилищные условия семьи;

– какая семья (малообеспеченная, алкоголизированная, не полная и т.д.);

– возраст, образование матери и отца ребёнка;

– супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);

– состав семьи и структура родственных связей;

– полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

– поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.

Всё это записывается и учитывается при планировании работы.  В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. Очень важно, чтобы знакомство с семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. В таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Педагог должен искренне и с вниманием отнестись к чувствам и мнениям родителей, вести разговор на равных, «вслушиваться» в их проблемы. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом и другими педагогами.

Одним из проявлений неблагополучия семей – это алкоголизм, что значительно затрудняет работу специалистов Центра и логопеда в частности. У детей из алкоголизированных семей. По результатам первичной диагностики обычно отмечается спад творческой деятельности, пассивность, ослабленная мускулатура пальцев, несоответствие возрастному потенциалу, ослабленное психическое и соматическое здоровье, педагогическая запущенность с раннего возраста, ограниченный интеллект.   Работа с такими семьями  имеет свои сложности и особенности.

Практический многолетний опыт работы в Центре выявил то, что родители нередко самопроизвольно отстраняются не только от работы по исправлению речевых дефектов у детей, но и вообще от общения с ними. Часто они не владеют элементарными педагогическими знаниями, умениями и имеют низкий интеллектуальный уровень. Многие родители недооценивают важность оказания логопедической помощи в Центре, а тем более в семье. При организации выполнения домашнего задания приходится консультировать родителей по каждому отдельному пункту. В начале совместной деятельности лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувство собственной беспомощности.

(Слайд №3)

К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся:

  • Формировать у родителей мотивации к коррекционной работе с детьми.
  • Разъяснять, как правильно развивать речь детей.
  • Поддерживать и закреплять речевые навыки и умения, полученные на логопедических занятиях в дошкольном учреждении.

(Слайд №4)

Используются разнообразные формы сотрудничества логопеда и родителей по речевому развитию детей. Их можно разделить на три блока:

Коллективные.

  • Родительские собрания
  • Совместные развлечения
  • Круглые столы

Индивидуальные.

  • Анкетирование
  • Индивидуальные беседы
  • Индивидуально-практические консультации
  • Тетради для домашних заданий

Наглядные.

  • Информационные стенды
  • Папки-передвижки
  • Памятки

Т.к. состав родителей разный по педагогической состоятельности и постоянно меняющийся, разработан комплекс родительских собраний, с различной тематикой, которые проводятся 3 раза: в начале, середине и конце срока пребывания воспитанников в Центре. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду и своему ребенку, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. На первом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Социальные работники помогают обеспечить явку каждого родителя, т.к. они часто пренебрегают родительскими обязанностями. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться.

Особый интерес для родителей и детей представляют совместные родительские собрания, когда одновременно присутствуют и дети, и родители. Цель их помочь родителям объективно оценивать состояние речи ребенка и обеспечить их знаниями и умениями, необходимыми для развития его правильной речи. Посещая такие собрания, родители приобретают необходимые знания и умения, осознают, что коррекционная работа – сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, педагога. Родители не только получают теоретические знания, они обязательно учатся применять их на практике, укрепляются отношения между родителями и ребенком, родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей, начинают относиться к ним с пониманием, принятием. Родители, принимая участие в совместных собраниях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

(Слайд №5)

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

(Слайд №6)

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями и дать нужную информацию касающуюся непосредственно их ребенка.

Консультации логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:

– «Артикуляционная гимнастика»;

– «Развитие мелкой моторики»;

– «Выполнение домашнего задания»;

– «Развитие внимания и мышления»;

– «Речевые игры дома»;

– «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

– «Как учить звуко-буквенному анализу».

Если родители не смогли придти на родительское собрание, то в консультацию включается  повестка дня родительского собрания. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, и т.д. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки.

(Слайд №7)    

Потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Первая беседа проводится после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать.

Продуктивным методом работы логопеда с родителями является ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос, выразить сомнение относительно качества выполнения заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечал кружком невыполненных минусом. Тетрадь заполняется логопедом раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.

Если родитель находится в неадекватном состоянии, то выполнение домашнего задания не дается родителям, а выполняются воспитателями группы.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом (стендами, папками-передвижками, буклетами, памятками и др.), содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание, что служит стимуляции активности родителей.

Родительский уголок. В нем есть необходимая для родителей информация. Так, например, рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, учитывается большая загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленная к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. 

Все это возможно, если родители ведут здоровый образ жизни. Но когда родители злоупотребляют алкоголем, совместная работа просто невозможна. Часто дети, поступившие из таких семей, ранее не посещали дошкольные учреждения и значительно отстают как в речевом развитии, так и в интеллектуальном. В исключительных случаях педагоги и специалисты социальной службы прибегают к таким методам воздействия на родителей как «Совет профилактики», КДН и ЗиП и др. К сожалению, такая профилактическая работа не всегда  приносит желаемые результаты. Но на какой-то период возвращают родителей к сравнительно нормальному образу жизни. Родители активно включаются в совместную работу с педагогами, что позволяет им осознать, необходимость взаимодействия Центра и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития ребенка, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Пример консультации для родителей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными необходимо:

1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.

2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:

10-15 минут – для детей младшей группы;

15-20 минут – для детей средней группы;

20-30 минут – для детей старшей группы.

3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать – учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.

4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».

5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.

6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.

7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.

8. Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.