"Активное слушание" при построении взаимоотношений с учениками

Разделы: Внеклассная работа


Я работаю воспитателем. Детский коллектив является для меня источником саморазвития. Каждый ребёнок – это интересная и многогранная личность. В моменты взаимодействия друг с другом у детей появляется возможность проявить себя открыто, сняв социальные маски такие (ученика, дочери, сына). Моя задача – создание доверительных отношений между мной  и учеником. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Три положительных результата, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все ) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы:

  1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и  огорчений.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Ребенку важно дать понять, что я всегда готова его выслушать, поддержать, и обсудить ту или иную ситуацию. Дети охотно идут на контакт, им нравится рассказывать о себе и совместно искать взаимноприемлемые пути решения проблем. Ведь в основном конфликтные ситуации  возникают при столкновении интересов взрослого и ребёнка. Удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные негативные  переживания: раздражение, обиды, гнев. Для себя конструктивными методами разрешения конфликтов я выбрала «Активное слушание» и «Я–сообщения». Эти методы хорошо изложены в монографиях Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Использование данных подходов на практике мне очень помогает в общении с детьми.

К работе прилагается презентация (Приложение 1).