Цели.
Вступление.
Сегодня мы проводим деловую игру по теме …
Работа будет проходить в малых группах по нескольким этапам.
Тема выбрана неслучайно. В чем ее актуальность вы поймете после игры “Зачем нужны правила?”.
1. Игра “Зачем нужны правила?”
Ведущий раздает воспитанникам различные мелкие предметы: карандаши, ручки, резинки и т.д. Часть предметов оставляет у себя. Капитаны получают разное количество предметов.
Ведущий: “Игра началась!” (дети выражают удивление: “Как играть?”). Ведущий делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы от капитана к последнему игроку. Далее объявляет: “Игра началась!”
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они забыли: передавать предметы нужно только левой рукой. Далее объявляет: “Игра началась!”
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они перепутали, предметы нужно передавать только правой рукой. Далее объявляет: “Игра началась!”
Теперь ведущий дает возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению. Это вызывает возмущение.
Обсуждение.
- Чем вы недовольны?
- Что вам не понравилось?
- Что нужно изменить, чтобы игра была честной, справедливой?
Вывод.
Должны быть правила. Эти правила должны быть известны. Они должны быть ясными, четкими, понятными. Правила не должны меняться по ходу игры. Все участники игры должны быть равны.
Основные идеи записываются на доске: правила, гласность, ясность, стабильность, равенство, справедливость.
Таким образом, в любом деле, а тем более в жизни людей должны быть определенные правила или права.
- Что же такое “право”?
2. Составление синквейна.
Право
(назовите ассоциации в виде имен прилагательных, каким оно должно быть)
Общее, равное, справедливое
(назовите ассоциации в виде глаголов, что оно должно делать)
Защищает, охраняет, стабилизирует
(ассоциация в виде утверждения, законченной мысли)
Это общеобязательные нормы или правила поведения, установленные и охраняемые государством
(резюме, ключевое слово из утверждения в виде имени существительного)
Правила
Право возникло очень давно. Тогда, когда появляется первое государство. Это было в 3 тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте. С тех пор прошло много времени. Изменились государства, изменилось и право. Но в любом государстве обязательно существует право, т.е. свои правила поведения.
3. Ролевая игра “О чем пишут газеты?”
Ситуация: представьте, что в нашей стране исчезли правила. Как могут повести себя люди? Как изменится ваше поведение? О чем могли бы писать газеты через год? Станет ли наша жизнь счастливей, если не надо будет придерживаться правил?
Задание.
- Распределить роли “продавец”, “водитель”, “ученик”, “врач”, “журналист”.
- Каждый обдумывает предложенную ситуацию, исходя из своей роли.
- Журналист проводит опрос жителей города, готовит выпуск номера газеты (группа работает совместно, готовит презентацию). В номере газеты: рисунок, фразы, предложения и т.д.
Презентация работы групп.
Вывод. Вы на собственном примере испытали значимость права. Но каждый человек в нашем государстве имеет не только права, но и обязанности.
- Какие обязанности есть у вас?
Наше государство является правовым. Все права человека охраняются и защищаются законом. Права и обязанности граждан России записаны в основном законе.
- Как он называется? (Конституция)
- Когда была принята Конституция нашей страны? (12 декабря 1993 г.)
Кроме Конституции есть еще один важный документ, который определяет и защищает ваши права.
- Что это за документ? (Конвенция о правах ребенка)
4. Права человека.
20 ноября 1989 г. ООН была принята Конвенция (международное соглашение) прав ребенка. Ежегодно эта дата отмечается как Всемирный день прав ребенка. В Конвенции говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции записаны ваши права.
Задание. На карточках записаны права.
- Выберите 5 наиболее главных. Объясните, почему выбраны именно эти права?
- Выступление каждой группы. Обсуждение.
- Дискуссия: какие права повторяются? Какие самые главные?
- Проранжируйте эти права.
- Рефлексия по статьям “Конвенции о правах ребенка”. О каких правах идет речь?
Вывод.
В нашем государстве право и закон стоят на первом месте. Каждый человек должен соблюдать право и не нарушать закон. Но не все граждане соблюдают законы, в том числе и подростки.
- Почему каждый гражданин должен соблюдать законы?
- Что следует в случае нарушения закона?
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
- За какие правонарушения уголовная ответственность наступает с 14 лет?
5. Правонарушения подростков.
Просмотр и обсуждение фрагмента фильма “Чижик-пыжик”.
Вопросы для обсуждения.
- Какое преступление совершил подросток?
- Почему это случилось?
- Может ли тюрьма исправить человека?
6. Проект “Кодекс чести”.
- Мы пришли к выводу, что совсем без правил жить нельзя. Они должны быть и их нужно соблюдать, чтобы был порядок. Я предлагаю создать Кодекс чести (правила поведения) для ваших групп, куда вошли бы ваши права и обязанности.
Все предложения записываются на листе бумаги или на доске. Защита проектов. Обсуждение.
Подведение итогов занятия.
- О чем вы сегодня узнали на занятии?
Рефлексия.
- Оцените сегодняшнее занятие и свое настроение после него.
Дети подходят к доске и вывешивают смайлики на мишень.