Цели:
воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к сказкам, к родному слову; воспитывать чувство товарищества, коммуникативные качества.
развивающие: развивать умение обобщать и анализировать, умение работать в парах, оценивать себя и свою деятельность.
образовательные: провести обобщение по изученному разделу, расширять кругозор детей; обогащать словарный запас.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация с викториной по сказкам, ковёр-самолёт, карточки с заданиями для работы в парах, книга-шкатулка для игры, листы с пословицами, плакаты с заданием, выставка книг, выставка детских рисунков, 3 листочка, вырезанных из цветной бумаги зелёного, красного, жёлтого цвета.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы.
- Ребята, тема нашего урока: “Обобщение по разделу “Сказки русских писателей.”. К этому уроку вы подготовили выставку книг-сказок русских писателей и выставку рисунков к изученным сказкам. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну, где ещё раз встретимся со сказками, которые мы изучили в этом разделе. Поможет нам совершить путешествие в сказочную страну сказочный транспорт. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Ответы детей).
- Отправимся в наше путешествие на ковре- самолёте. Стоит нам сказать: “Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт!”, как мы полетим.
- Быстро летит наш ковёр-самолёт.
3. Обобщение по сказкам. Работа над сказками В. Бианки.
1) Просмотр инсценировки сказки В. Бианки “Лис и Мышонок”.
- Первая наша остановка: сказка В. Бианки “Лис и Мышонок”. Мы вспомним эту сказку, посмотрев инсценировку, приготовленную детьми.
(Просмотр инсценировки)
- Эта сказка построена в виде разговора двух лиц. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)
- Как называется устная или письменная речь одного лица? (Монолог)
- Давайте посмотрим ещё одну небольшую инсценировку “Лиса и Ёж”.
2) Просмотр инсценировки “Лиса и Ёж”.
Лиса: (поёт) Между сосен и берёз
Проходил мой рыжий хвост!
Я лисичка, я лиса,
Всему лесу я краса!
Ёж: Здравствуй, кума-лиса!
Лиса: Здравствуй, ёж!
Всем ты ёж и хорош, и пригож, только колючки тебе не к лицу!
Ёж: А что, я с колючками некрасивый, что ли?
Лиса: Да не то, чтобы некрасивый!
Ёж: А что, я с колючками неуклюжий, что ли?
Лиса: Да не то, чтобы неуклюжий!
Ёж: Ну так какой же я с колючками?
Лиса: Да какой-то ты, брат, с ними…несъедобный!
- Какой показана в этих сказках лиса? (Хитрой)
- С какой целью использует лиса свою хитрость? Назовите сказки, в которых вы встречали хитрую лису. (Дети перечисляют сказки)
- Летим дальше на ковре-самолёте. Мы приближаемся к сказке Н. Телешова “Покровитель мышей”.
4. Краткий пересказ сказки “Покровитель мышей”.
1) Словарная работа. Работа со словарём.
- Кого называют покровителем?
Покровитель
а) Тот, кто оказывает кому-л. покровительство, поддержку; защитник, заступник.
б) Святой, оказывающий покровительство кому-либо, чему-либо.
в) Тот, кто поощряет что-либо, создает благоприятные условия для чего-либо.
2) Краткий пересказ.
- Каким показан кот в этой сказке?
- Какими предстают перед нами мыши? (Глупыми, смешными)
- Полетели дальше. Мы приближаемся к городку Чукокола, где встретимся с героями сказок К.И.Чуковского.
5. Обобщение по произведениям К.И. Чуковского.
- Группа детей подготовила нам чтение стихотворений наизусть.
1) Чтение наизусть отрывка из стихотворения “Федорино горе”.
- Ребята, Чуковский писал не только сказки, стихи, но ещё и загадки.
Отгадайте их.
2) Группа детей читает загадки.
1 ученик: Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж)
2 ученик: Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
3 ученик: Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
4 ученик: Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива)
5 ученик: В ясный день сидим мы дома.
Дождь идёт - у нас работа:
Топать - шлёпать по болотам. (Калоши)
6 ученик: Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
7 ученик: В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички)
- Молодцы, ребята, справились с загадками.
- К.И. Чуковский написал много замечательных сказок. Давайте расшифруем героев его сказок.
3) Игра “Узнай героя”. (Приложение 1)
- Вставьте гласные буквы, назовите героя сказки.
На плакате:
БРМЛЙ | ЦКТХ | ФДР | КРКЛ | КМР |
МЙДДР | ТРКНЩ | КРКДЛ | ГППППТМ |
Ответы: Бармалей, Цокотуха, Федора, Каракула, Комар, Мойдодыр, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам.
4) Игра “Чей предмет?”
- Ребята, перед вами- книга- шкатулка “Сказки”. В ней – предметы из сказок Чуковского.
- Отгадайте, из какой сказки эти предметы.
В шкатулке: фонарик, градусник, бабочка, мыло, блюдца, мочало. (Дети называют сказки)
5) Работа в парах. Выполнение задания по карточке. (Приложение 1)
- Ребята, у вас на столе карточка с заданием. Работать будете в парах.
Карточка
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | зажгли море | |
Воробей | проглотил солнце | |
Комар | вернул солнце в небо | |
Федора | потушила море | |
Крокодил | помыла всю посуду | |
Медведь | спас Муху-цокотуху | |
Бабочка | съел таракана | |
Лисички | вылечил зверей |
6) Проверка выполнения задания.
6. Физминутка.
- Ребята, вижу избушку на курьих ножках. Давайте сделаем остановку.
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом-наперёд.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая, дыбом волосы стоят.
- Ребята, мы попали в Лукоморье.
7. Чтение стихотворения наизусть “У Лукоморья дуб зелёный…”.
8. Обобщение по сказкам А. С. Пушкина.
- Какое произведение Пушкина мы изучили в этом разделе?
- Прочитайте пословицы. Скажите, какая больше всего подходит к сказке “О рыбаке и рыбке”.
1) Чтение пословиц.
Если будешь иметь много желаний, то не добьёшься своей цели.
Чем больше имеешь, тем больше желаешь.
Жадность и зависть до добра не доводят.
- Что вам больше всего понравилось в этой сказке и почему?
- Чему учит эта сказка?
2) Викторина по сказкам А. С. Пушкина. Презентация с использованием мультимедийного проектора. (Приложение 2)
- Молодцы, ребята, правильно отгадали все сказки.
9. Подведение итога.
- Вот и совершили мы с вами путешествие по сказкам.
- Что больше всего понравилось в путешествии?
10. Рефлексия.
- Ребята, на доску, я прикрепила три листочка – зелёного, жёлтого и красного цвета. К листочку красного цвета пусть подойдут те ребята, для которых задания казались трудными и не очень интересными. К листочку жёлтого цвета пусть подойдут ребята, которым было легко и интересно выполнять все задания, но они испытывали небольшие затруднения. К листочку зелёного цвета пусть подойдут те ребята, которым было интересно на уроке, у кого всё получалось.
11. Д/з: выразительное чтение сказки (по выбору учащихся).