Развитие творческих способностей школьников – одна из главных задач обучения. Разнообразные глубокие прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, максимальная самостоятельность, целеустремлённость и настойчивость в решении задач – предпосылки творческих способностей, а сами творческие способности – показатель духовных сил человека. Творческие способности нельзя отделить от личности.
Творческая деятельность сопровождается высоким напряжением сил школьника, а также эмоциями, чувствами радости и огорчения, желанием решить проблему.
Творческий процесс имеет как объективную, так и субъективную стороны. Объективно творчество определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта. Субъективно переживается сам процесс творчества.
При планировании работы учителем необходимо предусмотреть, где, когда и как будет осуществляться творческая деятельность учащихся. При этом нужно учесть готовность школьников к творчеству: их мотивацию, уровень знаний, умений и навыков, возможность теоретической или экспериментальной проверки догадки.
В 2011-2012 уч. г. планировалось принять участие в городской конференции, посвящённой памяти Чижевского, городском фестивале - конкурсе мультимедийных и экспериментальных проектов обучающихся. Для участия в конференции был достойный кандидат, один из лучших учеников нашей школы – Куратник Тимофей. Большим преимуществом была поддержка ученика его мамой. Очень трудно сначала было определить тему работы, но помог сам Тимофей, рассказав, что мечтает о профессии повара. Изученный материал по программе перекликался с его будущей профессией. Так и определилась тема работы “Физика в моей будущей профессии”. Работа Куратника Тимофея прошла заочный тур и была допущена к конференции. Она носила субактуальный характер. Тема была выбрана по возрасту и в соответствие с программным материалом по физике. В итоге была написана работа, тезисы к ней и создана презентация.
В реферате рассматривается применение знаний по физике в профессии повара по темам: “Тепловые явления” и “Изменение агрегатных состояний вещества”. Приведены другие примеры, чем те, что рассматриваются в учебнике. Работу и презентацию к ней можно использоваться при повторении тепловых явлений, а также во внеклассной работе по физике, на классных часах по профориентации. Приложение 2.
Контингент обучающихся в нашей школе каждый год обновляется на половину. Общаясь со школьниками, узнаёшь, что некоторые из них и в дневной школе, но по другому предмету принимали участие в подобном конкурсе, другие умеют делать презентации и их нужно заинтересовать работой, третьи выполняют работу на спор, что сделают, потому что в учёбе они себя не показали достойно.
Каждый год в нашей школе проводятся предметные недели, в том числе и неделя физики. 2011–2012 годы богаты на космические юбилеи. Из нескольких знаменательных дат были выбраны две – 115 лет со дня рождения С.П. Королёва и юбилей В.В. Терешковой.
Неделя физики по времени совпала с участием школьников в городском фестивале-конкурсе мультимедийных и экспериментальных проектов обучающихся “В мире астрономии и физики”. Конкурс проводился по следующим номинациям:
- Мультимедийные проекты к уроку астрономии;
- Мультимедийные проекты к уроку физики;
- Демонстрационный эксперимент по физике;
- Компьютерный коллаж.
Ученики нашей школы первый раз участвовали в этом фестивале. Готовясь к конкурсу, школьники изучили требования к творческим работам, требования к оформлению презентации, примеры часто встречающихся ошибок и варианты их исправления, а также ознакомились с лучшими презентациями данного конкурса прошлых лет. Учитель руководил работой по подготовке презентаций, отвечал за правильность предоставления документов. На первый этап - заочный было направлено шесть работ. Во второй этап – очный членами жюри было допущено три работы. Учитель и школьники продолжали работу – нужно было научить обучающихся, публично защитить проект (наряду с темой, определить цель, задачи, практическое применение презентации, соблюдать регламент выступления и не теряться при ответе на уточняющие вопросы жюри). Важно было выступить перед большой, не знакомой аудиторией слушателей. Дети очень волновались.
В номинации компьютерный коллаж выступили Пономарёва Елена и Амелина Елена. Приложение 1.
Участвуя в конкурсе, школьники не только развивают свои творческие способности и получают знания по предмету, но и учатся грамотно реализовывать все этапы проекта, взаимодействовать с другими учащимися, учителем, развивают чувство ответственности за порученное дело.
Готовясь к конкурсу, школьники создали электронные пособия по физике и астрономии:
- “Космическая азбука”, Суханкин И., 9а;
- “Заочное путешествие по космическим местам г. Калуги”, Харитонова А., 9а;
- “Первая женщина Вселенной”, Павлович Г., 9г;
- “К. Э. Циолковский – основоположник космонавтики”, Пономарёва Е., 11а
- Два компьютерных коллажа по темам: “Я и космос”, Амелина Е., 11а; “Циолковский – основоположник космонавтики”, Пономарёва Е., 11а.
Тему Пономарёва Елена выбрала самостоятельно и, систематично работала над ней. Сначала написала реферат по данной теме, потом презентацию и, наконец, компьютерный коллаж. Цель создания коллажа – подвести итог работы по выбранной теме.
Задачи, которые решала Елена: 1. Найти материал по теме, изучить и отобрать для коллажа; 2.создать единый образ.
Для создания коллажа использовались четыре картинки, взятые из Инет. Это фотография К. Э. Циолковского, чистого неба, восхода Солнца и естественного спутника нашей планеты – Луны. Цитата К. Э. Циолковского из его первого фантастического произведения “На Луне” как нельзя лучше описывает коллаж: “О, ужас! Небо было чернее самых чёрных чернил!.. Это какая-то дикая, невообразимая, ярко освещённая Солнцем местность! Даже горы обнажены. Строгие, поразительно отчётливые ландшафты!”[4] .
Выступая в финале, Пономарёва Е. при презентации коллажа отметила, что К.Э. Циолковский часто любил смотреть на небо, размышляя над преодолением земного притяжения. Он говорил: “Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”. Завещание Константина Эдуардовича Циолковского: “Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперёд” актуально и в наши дни. Всё больше стран наряду с Россией участвуют в освоении космоса.
Коллаж можно использовать в просветительных целях, для создания презентации, как иллюстративный материал.
- Презентация “Первая женщина Вселенной”, посвящённая юбилею В. В. Терешковой, была включена в план проведения недели физики. Текст к слайдам можно найти в презентации по адресам, указанным в литературе. Презентация 1.
Стенд, оформленный в холле школы, использовался для проведения экскурсий по космическим юбилеям. В 11-м классе демонстрировалась презентация “Королёв – главный конструктор космических кораблей”. Завершилась неделя уроком-игрой “Покорители космоса”.
Учитель выявляет и поощряет учащихся для занятия творческой деятельностью, создаёт “копилку” электронных пособий. При этом решаются такие задачи:
- Повышение качества образования;
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Обобщение и распространение опыта работы по созданию презентаций учащимися к урокам и внеклассным мероприятиям.
Пример презентации“Физика в моей будущей профессии”Презентация 2.
В 8 классе по физике почти в каждом параграфе приводиться применение тепловых явлений на практике. Например, в параграфе 4показано применение веществ, имеющих наибольшую и наименьшую теплопроводность. В параграфе 5 – применение естественной и вынужденной конвекции. В параграфе 6 – учёт человеком на практике различной способности тел поглощать энергию излучения и т. д. В материалах для дополнительного чтения приведены примеры теплопередачи в природе и технике, использование энергии солнца на земле, плавление аморфных тел.
Цель: показать применение знаний по физике в профессии повара.
Задачи:
- Кратко рассказать о профессии повара.
- Показать взаимосвязь физических явлений и приготовления пищи.
Слайд 4. Моя будущая профессия.
Повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса.
На первый взгляд практичная, земная профессия и ничего общего в ней нет с такой серьёзной наукой, как физика. Но если приглядеться, то откроется много интересного и окажется, что всё что происходит на кухне любого ресторана – это всё физические явления, которым можно применить конкретные научные термины.
Слайд 5. Тепловые явления. Нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация — все это примеры тепловых явлений.
Интересно факт - кухня ресторана сродни физической лаборатории, т.к. на ней можно наблюдать все тепловые явления.
Слайд 6. Теплопередача - процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.
Рецепт восхитительного горячего напитка – “Горячего шоколада”: в каждую чашку горячего молока положить по 25 грамм хорошего горького шоколада, помешать палочкой корицы, пока он не растворится, добавить корицу и посыпать какао.
Поразительно, оказывается, что в результате приготовления “Горячего шоколады” происходит физическое явление – теплопередача. Т.е. горячее молоко передаёт свою энергию шоколаду.
Слайд 7. Конвекция.
Конвекция (от лат. convectio — принесение, доставка) — явление переноса теплоты в жидкостях или газах путём перемешивания самого вещества (как вынужденно, так и самопроизвольно).
Конвекция – это один из видов теплопередачи. Естественной конвекции обязаны многие атмосферные явления, в том числе, образование облаков. Благодаря тому же явлению движутся тектонические плиты. Конвекция ответственна за появление гранул на Солнце. При вынужденной (принудительной) конвекции перемещение вещества обусловлено действием каких-то внешних сил (насос, лопасти вентилятора и т.п.). Она применяется, когда естественная конвекция является недостаточно эффективной.
В поварском искусстве можно наблюдать два вида конвекции вынужденную и естественную.Например, приготовление пищи на кухне ресторана или кафе происходит на плитах. Нагревается плита, нагревается воздух от приготовленных блюд и тёплый воздух понимается вверх, а холодный опускается вниз. В тоже время если в рабочем помещении установить вентилятор и включить его, то мы сможем наблюдать вынужденную конвекцию.
Слайд 8. Удельная теплоёмкость.
В поварском деле часто используется мёд. И поразительный факт, оказывается, учёные измерили удельную теплоёмкость мёда. Более того, что у каждого сорта мёда своя удельная теплоёмкость.
Этот показатель зависит от агрегатного состояния, влажности и температуры мёда. Так, удельная теплоёмкость многих монофлерных медов, находящихся в закристаллизованном состоянии, уменьшается с повышением температуры, а для медов, находящихся в жидком состоянии, увеличивается.
Зависимость теплоёмкости мёда от содержания воды очень сложна и имеет наивысшее значение при влажности 18,8%. При меньшей или большей влажности мёда значения показателя снижаются, особенно при уменьшении содержания воды. Имеются отличия в значении показателя и у медов различного ботанического происхождения. Считается, что наибольшей теплоёмкостью характеризуется закристаллизованный акациевый мёд [11552,6 Дж/(кг °С)] с содержанием воды 21% при температуре от 0 до 10°С и незакристаллизованный гречишный мёд [1742,6 Дж/(кг °С)] с содержанием воды 21% при температуре от 50 до 60° С. Наименьшую теплоёмкость имеет кипрейный мёд с содержанием воды 21% в закристаллизованном состоянии [835,2 Дж/(кг °С)] в интервале температур 10-20°С и в жидком состоянии [941,0 Дж/(кг °С)] в интервале температур 0-10° С при той же влажности.
Слайд 10. Изменение агрегатного состояния веществ.
Агрегатное состояние — состояние вещества, характеризующееся определёнными качественными свойствами: способностью или неспособностью сохранять объём и форму, наличием или отсутствием дальнего и ближнего порядка и другими. Изменение агрегатного состояния может сопровождаться скачкообразным изменением свободной энергии, энтропии, плотности и других основных физических свойств.
Выделяют три основных агрегатных состояния: твёрдое тело, жидкость и газ. Конечно же, каждый из ингредиентов любого блюда, находиться в том или ином агрегатном состоянии. Например, вода. На кухне она присутствует во всех трёх состояниях. В жидком, когда её подают в фужере на стол или когда заливают в кастрюлю, чтобы отварить креветки.В твёрдом – в виде кубиков льда для напитков или блюдца для икры. В газообразном, когда вода кипит.
Слайд 11. Плавление и отвердевание тел.
Температура плавления и отвердевания — температура, при которой твёрдое кристаллическоетело совершает переход в жидкое состояние и наоборот. При температуре плавления вещество может находиться как в жидком, так и в твёрдом состоянии. При подведении дополнительного тепла вещество перейдёт в жидкое состояние, а температура не будет меняться, пока всё вещество в рассматриваемой системе не расплавится. При отведении лишнего тепла (охлаждении) вещество будет переходить в твёрдое состояние (застывать) и, пока оно не застынет полностью, температура не изменится.
Температура плавления/отвердевания и температура кипения/конденсации считаются важными физическими свойствами вещества. Температура отвердевания совпадает с температурой плавления только для чистого вещества.
Часто используется в поварском деле шоколад. Его температура плавления 38 градусов. Подобно многим жирам какао-масло обладает полиморфными свойствами.Он может затвердевать в различные кристаллические полиморфные формы, имеющие разные температуры плавления — от 16 до 37 °С. Сейчас обнаружено шесть полиморфных форм какао-масла и предполагается наличие седьмой формы с температурой плавления 38—41 °С. Эти полиморфные формы могут переходить одна в другую, но наиболее стабильной является р-форма с температурой плавления 34—36,3 °С, благодаря которой шоколад хорошо хранится.
Настоящий шоколад тает во рту — температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела.
Удельная теплота плавления.
Удельная теплотам плавления (также: энтальпия плавления; также существует равнозначное понятие удельная теплотам кристаллизации) — количество теплоты, которое необходимо сообщить одной единице массы кристаллического вещества в равновесном изобарно-изотермическом процессе, чтобы перевести его из твёрдого (кристаллического) состояния в жидкое (то же количество теплоты выделяется при кристаллизации вещества).
Слайд 12. Кипение. Испарение.
Испарение — процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар). Процесс испарения является обратным процессу конденсации (переход из парообразного состояния в жидкое).
Испарение - это процесс, при котором с поверхности жидкости или твёрдого тела вылетают (отрываются) частицы (молекулы, атомы).
Теплота парообразования вещества — количество теплоты, необходимое для перевода 1 моля вещества в состояние пара при температуре кипения. Измеряется в Джоулях.
Конечно же, на кухне любого ресторана, кафе и т.д. очень часто можно наблюдать испарение жидкостей. Происходит испарение и при приготовлении соусов, и при приготовлении бульонов. Даже при приготовлении Глинтвейна происходит испарение жидкости, а именно вина.
Выводы
- Профессия повара развивалась вместе с цивилизацией. Особое значение эта профессия получила в наш век - в век скоростей и быстротечности жизни.
- Любая кухня сродни физической лаборатории, т. к. в ней можно наблюдать все тепловые явления.
- Нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация — все это примеры тепловых явлений при приготовлении пищи.
- Практически во всех технологически процессах приготовления пищи происходит теплопередача от одного продукта к другому, от газовой или электрической плиты к кастрюле или сковороде - процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.
- Конвекция присуща и наблюдается в газовых и микроволновых печах.
- Основными факторами, вызывающими изменение качества или порчи продуктов при хранении, являются: влажность, температура, обмен и состав воздуха, свет.
В заключение хочу отметить, что в процессе работы я постоянно буду наблюдать и использовать изученные мной в школьном курсе физические явления. Поразительно, что оказывается моя будущая профессия физические процессы и законы столь тесно переплетаются.
Литература.
- Основы методики преподавания физики в средней школе. Под ред. А. В. Пёрышкина и др. – М.: Просвещение, 1984
- С. Л. Островский, Д. Ю. Усенков. Как сделать презентацию к уроку? Первое сентября, 2011
- Рекомендации по использованию мультимедийных и экспериментальных проектов обучающихся к урокам физики, астрономии и естествознания и внеклассным мероприятиям. Составители: Родичева Е. А. и др. – Калуга,2012
- Пёрышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб.для образоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008
- Циолковский К. Э. Грёзы о земле и небе: Научно-фантастические произведения. – Тула: Приок. кн. Изд-во, 1986