Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака на конце имени существительных после шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: повторить орфограмму “правописание мягкого знака после букв шипящих на конце существительных женского рода”, а также “написание существительных мужского рода с шипящим на конце”; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода; совершенствовать умение распознавать имена существительные по родам. Проверить сформированность понятия “род” имени существительного и умение определять зависимость от него “рода” подчиненного ему имени прилагательного, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать речевые умения.

Задачи:

  • Образовательные: формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме), учить правилам согласования имен существительных с именами прилагательными, расширять словарный запас учащихся.
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание и мышление; развивать речевую деятельность учащихся, творческие возможности, повышение культуры речи детей.
  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к русскому языку

Оборудование: учебник “К тайнам нашего языка 3” М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, словарь грамматических трудностей (Какого рода и числа слово?), карточки для работы детей в группе, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие гостей, создание мотивации на учебную деятельность.

Учитель. Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в страну имён существительных и вспомним об удивительной работе Мягкого знака. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности.

Приложение 1, Слайд 1.

Зачем человеку быть грамотным? Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей. Не бояться писать письма, записки, рассказы, сочинения.

2. Актуализация знаний

Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа, с комментированием).

Словарная работа

– Приступим к словарной работе. Кто продиктует блок словарных слов этой недели.

Написание словаря (работа с учебником); комментированное письмо.

Перо, пальто, платок, пенал, мороз, морковь, обед.

– К какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные.)

– По каким признакам их можно разбить?

Дети отвечают с мест, один ученик работает у доски.

По роду

ж.р. – морковь
м.р. –
платок, пенал, обед
с.р. – перо, пальто

– Какие общие признаки имеют эти слова? (Все они обозначают предметы.)

– А какая буква в этих словах не обозначает звука? (Буква – ь.)

– Сегодня мы повторим написание некоторых словарных слов.

На столе карточки со словами: м.рковь, ла.ть , зд.ров?е, к.ртоф.ль, в.р.б?и, к.петь.

Ребенок выходит к доске и объясняет написание слова (работа цепочкой). Все слова записываются в тетрадь.

3. Обобщение знаний о правописании ь в словах

– Что общего у этих слов? (Во всех словах есть буква ь.)

Слайд 2.

Чтение стихотворения учителем. Слайд 3.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую работу выполняет ь.

Является показателем мягкости согласных звуков. (Разделительный.)

Еще раз посмотрите на словарные слова, и укажите, какую в них работу выполняет ь.

Ответы детей.

Вывод. Слайд 4.

4. Обобщение знаний о правописании имён существительных с шипящими на конце.

– А какой работе мягкого знака мы ещё не говорили? (Написание имен существительных с шипящими на конце.)

– Вспомните правило. Слайд 5.

Задание 1. Слайд 6.

Перед вами имена существительные. Подберите к именам существительным синонимы с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Работа выполняется в тетради.

Задание 2. Слайд 7.

Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе, выделите орфограмму и укажите род.

Помогать, мышиный, овощной, молодёжный, тишина.

Дети записывают слова в тетрадь.

Игра “Помоги слову найти дом”

Перед вами два дома, в одном из них живут слова с ь, а в другом без ь. Нужно расселить слова по этим домам. Если у существительных после шипящих пишется ь, ваше слово живёт в доме с ь, если не пишется – в другом доме. Выбор объясните.

Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач.

Работа группы детей у доски.
Остальные дети записывают слова в тетрадь по столбикам, левый – с ь, правый – без ь.

Проверка выполненного задания. Слайд 8.

5. Проведение физкультминутки. Слайд 9.

Учащиеся хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела.

– А какую работу выполняет ь в этих словах?

Ответы детей.

6. Закрепление пройденного материала

– Сейчас у Мягкого знака отдых. В стране существительных есть цирк. Купив билет, он в него отправился. Билет с текстом лежит у каждого на парте. Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха.

В цирке имён существительных. Слайд 10.

В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

7. Дидактическая игра “Назови часть речи по его приметам”

Вспомним ещё одну часть речи. Но для того, чтобы правильно её назвать поиграем в сыщиков.

Ваша задача по “особым приметам” разыскать части речи. Слайд 11.

Часть речи.
Изменяется по падежам.
Изменяется по числам.
Изменяется по родам.
Обозначает признак предмета.
Имя прилагательное.

– Какая из примет помогла разыскать часть речи?

Ответы детей.

Вывод: Значение части речи – существенный признак.

Задание

К каждому имени существительному подбери подходящее по смыслу имя прилагательное и припиши его рядом. Используй словарь трудностей. (Какого рода и числа слово?) Слайд 12.

Им. сущ. Им. прил.
брошь …
пальто …
шоколад …
овощ …

Вывод. Слайд 13.

Все имена прилагательные подчиняются именам существительным и по их команде изменяются по числам, родам, падежам.

8. Работа с учебником

Списывание с доски с предварительным комментированием упр.531 с.26

Задание

Найди ошибки, исправь и объясни, чего не знал ученик.

9. Итог урока

Оцените свои знания и умения по теме урока. Слайды 14-15.

Рефлексия

Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…

10. Домашнее задание

Упражнение 533 с.27.