Звуки [г], [г']. Буквы "Г, г"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новыми звуками [г], [г’];
  • упражняться в нахождении новых звуков в словах;
  • научиться составлять звуковые схемы с новыми звуками.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с согласными звуками [г ], [г’], буквами Г, г;
  • продолжать работу по формированию навыка чтения у детей;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать интерес к чтению.

Воспитательные:

  • содействовать нравственному воспитанию учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения сравнивать, наблюдать;
  • развивать логическое мышление, память, фонематический слух;
  • развивать зрительное восприятие, речевой слух.

Оборудование:

  • образ буквы Г, г;
  • магнитная доска;
  • “Русская азбука” В.Г. Горецкого. 1 класс;
  • иллюстрации грибов;
  • изображения сказочных героев: Красной шапочки, Енота, Дядюшки Мухомора, Лесовичка;
  • волшебный поезд;
  • лента букв.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу, я с удовольствием смотрю на ваши лица, а также наши гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. В путь за знаниями!

2. Повторение

На какие группы делятся все буквы? (На гласные и согласные.)

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствия.)

– Какие препятствия может встречать во рту воздух? (Губы, зубы, нёбо, язык.)

– Какие звуки называются гласными? (Звуки, при произнесении которых воздух не встречает во рту препятствий.)

3. Сообщение новой темы

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами совершим путешествие в старый “Город грибов”. Поезд поведёт наш старый знакомый гриб “Лесовичок”.

(Учитель ставит “Лесовичка” в карман на паровозике.)

– Но он отправится в путешествие в том случае, если Вы правильно выполните задание “Лесовичка”. В этом задании Вы должны выделить новые звуки и буквы, которые сегодня на уроке впервые совершат путешествие в “Город грибов”.

– Вы готовы? (Да.)

На доске:

– Ребята, посмотрите на эту схему и отгадайте, какую букву “Лесовичок” предлагает изучить на уроке? (Букву Г)

(В процессе отгадывания детьми слов, учитель снимает в схемах слов снежинки, которыми прикрыта в словах буква Г)

– Молодцы, Вы справились с заданием “Лесовичка”.

Итак, в путь, Друзья! Мы отправляемся в сказочную “Грибную слободку”, а вместе с нами туда отправляются и сказочные герои. (На доске вывешиваются изображения героев: Енот, Красная Шапочка.) В этой “Грибной слободке” всё не обычно: там дома – грибы, жители тоже грибы. Чтобы оказаться там, нужно составить схему слова грибы.

Звукобуквенный анализ слова грибы с составлением схемы. (Один ученик составляет схему слова у доски, остальные – у себя на партах)

– Произнесите слово грибы. (Все хором произносят вслух)

– Сколько в нём слогов? (Два.)

– Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

– Назовите гласные в этом слове? (и, ы)

– Назовите первый слог? (гри-)

– Сколько звуков в первом слоге? (Три.)

– Назовите первый звук в первом слоге и дайте ему характеристику. (Дети произносят хором [г-г-г]. Он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаю его в схеме синим цветом)

– Назовите второй звук и дайте ему характеристику. (Дети произносят [ р р р]. Он согласный, звонкий, мягкий, обозначаю его зелёным цветом).

– Назовите третий звук и дайте ему характеристику. (Звук [и-и-и-]. Второй и третий звуки образуют слог – слияние).

– Составили слог гри-.

-Назовите второй слог? (-бы)

– Назовите первый звук во втором слоге и дайте ему характеристику ([б-б-б]. Он согласный, звонкий, твёрдый, поэтому обозначаю его синим цветом).

– Назовите второй звук во втором слоге и охарактеризуйте его. ([ы-ы-ы]. Он гласный, ударный, обозначаю его красным цветом).

– Прочитайте, какой слог Вы составили? (бы)

– Какой слог ударный? (Используем приём “Позови слово”, грибы.) Второй слог – ударный)

– Произнесите ещё раз первый звук в этом слове? ([г-г-г-г]

– Какой он? (Дети ставят ладонь к горлышку, проверяют. )Он согласный, твёрдый, звонкий)

Физкультминутка

Гриша, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз грибок – положил в кузовок,
Два грибок – положил в кузовок
И пошёл дальше.

(Дети проговаривают текст, сопровождая его движениями)

– Многие виды грибов растут кругами. Их так и называют – “рядовики”. Это свинушки, чернушки, опята. (Иллюстрации грибов)

Звукобуквенный анализ слова круги и составление схемы.

(Один ученик у доски, остальные – на партах)

– Произнесите слово круги. (Хором)

– Сколько в слове слогов? (Два)

– Назовите первый слог. (кру-)

– Назовите первый звук в этом слоге и дайте ему характеристику. ([к-к-к ]. Он согласный, глухой, твёрдый. Обозначаем его синим цветом.

Далее дети характеризуют каждый звук каждого слога и дают им характеристику.

(Второй звук в первом слоге [р-р-р] – он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем его синим цветом. Третий звук [ у-у-у]– он гласный, безударный, обозначаем его красным цветом.)

– Назовите второй слог в этом слове? (ги)

-Назовите первый звук в этом слоге. Какой он? ([ г г]– он согласный, звонкий, мягкий, обозначаем его зелёным цветом.

– Назовите последний звук, какой он? [и-и-и] Он гласный, ударный, обозначаем его красным цветом.

– Какой слог ударный в этом слове? (Второй.)

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух.
И с разбегу в воду плюх

– Итак, Вы правильно справились с заданием, и мы оказались в “Грибной слободке”.

– Добро пожаловать в “Город грибов”. Вас встречает самый мудрый его житель “Дядюшка Мухомор”, который рад Вас встретить. (Открывается доска, на которой вывешены грибы и изображение гриба Дядюшки Мухомора)

– Но прежде, чем оказаться в городе, он откроет Вам необычную тайну о том, почему именно он встречает всех гостей при входе в этот сказочный город.

Дядюшка Мухомор: “ Ребята, как мне известно, прежде чем оказаться в городе, Вы отгадывали задания “Лесовичка” и познакомились со звуками [г] и [г’]. Так вот эти звуки обозначаются буквой Г (гэ), которую я храню у себя на груди. Она, как талисман нашего сказочного города. (Учитель открывает у гриба на груди изображение буквы Г.). Ведь название нашего города начинается на букву Г и все его жители – грибы. Если кто – то похитит нашу тайну, то всё погибнет в нашем маленьком городишке, где все живут счастливо. Наш город сложил много стихотворений об этой чудесной букве.

– Далее учитель читает стихотворение, а дети рассматривают букву Г.

Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.

Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.

– А сейчас давайте найдём на ленте букв домик, в котором живёт буква Г.

(Учитель показывает на ленте букв)

– С какими гласными дружит буква Г?

Чтение слогов с буквой Г.

На доске:

га ги
го ге
гу

(Учащиеся читают эти слоги вслух с разной интонацией: тихо, шёпотом, обычно, радостно.)

– Почему слоги разделены на два столбика? (В первом – буквы А, О, У, перед ними согласный звук произносится твёрдо. А во втором столбике буквы Е, И – они смягчают предыдущий согласный звук.)

– А сейчас дядюшка Мухомор предлагает устроить соревнование между командами.

(Игра “Кто быстрее?” Дети договаривают слоги до слов.)

4. Закрепление изученного материала

– А сейчас Дядюшка Мухомор хочет услышать, как Вы читаете.

(Чтение в Азбуке на стр.123)

Чтение слов:

Галя
Гена
гриб
грибы
корзина
корзинка

– Почему два слова написаны с заглавной буквы? (Это имена.)

– Составьте предложения с этими словами. (Галя и Гена пошли в лес. Они взяли корзину и собрали много грибов.)

– А сейчас и мы с Вами отправимся собирать грибы.

– Что для этого возьмём? (Корзинку.)

– Когда собирают грибы? (Осенью.)

Игра “Кто быстрее соберёт грибы?”

(Дети берут корзину с частями (названиями) грибов и по команде выкладывают названия грибов на магнитной доске.)

– Что за грибы Вы собрали? (Поганка, мухомор)

– Что Вы о них знаете? (Они не съедобные, ядовитые. Учитель показывает иллюстрации грибов)

– Дядюшка Мухомор:

“В нашем городе мы все живём вместе, дружно.
Ребята, а какие съедобные грибы вы знаете? (Боровики, лисички)

– Дядюшка Мухомор: “Чтобы собирать грибы, надо их хорошо знать. Собирать грибы нужно бережно, аккуратно срезать ножку, присыпав срез землёй. Для того чтобы не повредить грибницу. Грибы в старину на Руси называли “губами”, родственными слову “горб” – по внешнему виду шляпки. В 15 веке появилось слово грибы.

5. Подведение итогов

– Итак, ребята, мы должны закончить наше путешествие по “Грибной слободке”.

Попрощаемся с Дядюшкой Мухомором и её жителями.

– Что нового Вы узнали?

– С какими новыми звуками познакомились?

– Дайте им характеристику.

(Далее идёт оценивание работы учащихся на уроке)

– Спасибо вам за урок.