Цели:
- познакомить с новыми звуками [г], [г’];
- упражняться в нахождении новых звуков в словах;
- научиться составлять звуковые схемы с новыми звуками.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с согласными звуками [г ], [г’], буквами Г, г;
- продолжать работу по формированию навыка чтения у детей;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать интерес к чтению.
Воспитательные:
- содействовать нравственному воспитанию учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения сравнивать, наблюдать;
- развивать логическое мышление, память, фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие, речевой слух.
Оборудование:
- образ буквы Г, г;
- магнитная доска;
- “Русская азбука” В.Г. Горецкого. 1 класс;
- иллюстрации грибов;
- изображения сказочных героев: Красной шапочки, Енота, Дядюшки Мухомора, Лесовичка;
- волшебный поезд;
- лента букв.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу, я с удовольствием смотрю на ваши лица, а также наши гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. В путь за знаниями!
2. Повторение
На какие группы делятся все буквы? (На гласные и согласные.)
– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствия.)
– Какие препятствия может встречать во рту воздух? (Губы, зубы, нёбо, язык.)
– Какие звуки называются гласными? (Звуки, при произнесении которых воздух не встречает во рту препятствий.)
3. Сообщение новой темы
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами совершим путешествие в старый “Город грибов”. Поезд поведёт наш старый знакомый гриб “Лесовичок”.
(Учитель ставит “Лесовичка” в карман на паровозике.)
– Но он отправится в путешествие в том случае, если Вы правильно выполните задание “Лесовичка”. В этом задании Вы должны выделить новые звуки и буквы, которые сегодня на уроке впервые совершат путешествие в “Город грибов”.
– Вы готовы? (Да.)
На доске:
– Ребята, посмотрите на эту схему и отгадайте, какую букву “Лесовичок” предлагает изучить на уроке? (Букву Г)
(В процессе отгадывания детьми слов, учитель снимает в схемах слов снежинки, которыми прикрыта в словах буква Г)
– Молодцы, Вы справились с заданием “Лесовичка”.
Итак, в путь, Друзья! Мы отправляемся в сказочную “Грибную слободку”, а вместе с нами туда отправляются и сказочные герои. (На доске вывешиваются изображения героев: Енот, Красная Шапочка.) В этой “Грибной слободке” всё не обычно: там дома – грибы, жители тоже грибы. Чтобы оказаться там, нужно составить схему слова грибы.
Звукобуквенный анализ слова грибы с составлением схемы. (Один ученик составляет схему слова у доски, остальные – у себя на партах)
– Произнесите слово грибы. (Все хором произносят вслух)
– Сколько в нём слогов? (Два.)
– Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Назовите гласные в этом слове? (и, ы)
– Назовите первый слог? (гри-)
– Сколько звуков в первом слоге? (Три.)
– Назовите первый звук в первом слоге и дайте ему характеристику. (Дети произносят хором [г-г-г]. Он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаю его в схеме синим цветом)
– Назовите второй звук и дайте ему характеристику. (Дети произносят [ р’ р’ р’]. Он согласный, звонкий, мягкий, обозначаю его зелёным цветом).
– Назовите третий звук и дайте ему характеристику. (Звук [и-и-и-]. Второй и третий звуки образуют слог – слияние).
– Составили слог гри-.
-Назовите второй слог? (-бы)
– Назовите первый звук во втором слоге и дайте ему характеристику ([б-б-б]. Он согласный, звонкий, твёрдый, поэтому обозначаю его синим цветом).
– Назовите второй звук во втором слоге и охарактеризуйте его. ([ы-ы-ы]. Он гласный, ударный, обозначаю его красным цветом).
– Прочитайте, какой слог Вы составили? (бы)
– Какой слог ударный? (Используем приём “Позови слово”, грибы.) Второй слог – ударный)
– Произнесите ещё раз первый звук в этом слове? ([г-г-г-г]
– Какой он? (Дети ставят ладонь к горлышку, проверяют. )Он согласный, твёрдый, звонкий)
Физкультминутка
Гриша, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз грибок – положил в кузовок,
Два грибок – положил в кузовок
И пошёл дальше.
(Дети проговаривают текст, сопровождая его движениями)
– Многие виды грибов растут кругами. Их так и называют – “рядовики”. Это свинушки, чернушки, опята. (Иллюстрации грибов)
Звукобуквенный анализ слова круги и составление схемы.
(Один ученик у доски, остальные – на партах)
– Произнесите слово круги. (Хором)
– Сколько в слове слогов? (Два)
– Назовите первый слог. (кру-)
– Назовите первый звук в этом слоге и дайте ему характеристику. ([к-к-к ]. Он согласный, глухой, твёрдый. Обозначаем его синим цветом.
Далее дети характеризуют каждый звук каждого слога и дают им характеристику.
(Второй звук в первом слоге [р-р-р] – он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем его синим цветом. Третий звук [ у-у-у]– он гласный, безударный, обозначаем его красным цветом.)
– Назовите второй слог в этом слове? (ги)
-Назовите первый звук в этом слоге. Какой он? ([ г’ г’]– он согласный, звонкий, мягкий, обозначаем его зелёным цветом.
– Назовите последний звук, какой он? [и-и-и] Он гласный, ударный, обозначаем его красным цветом.
– Какой слог ударный в этом слове? (Второй.)
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух.
И с разбегу в воду плюх
– Итак, Вы правильно справились с заданием, и мы оказались в “Грибной слободке”.
– Добро пожаловать в “Город грибов”. Вас встречает самый мудрый его житель “Дядюшка Мухомор”, который рад Вас встретить. (Открывается доска, на которой вывешены грибы и изображение гриба Дядюшки Мухомора)
– Но прежде, чем оказаться в городе, он откроет Вам необычную тайну о том, почему именно он встречает всех гостей при входе в этот сказочный город.
Дядюшка Мухомор: “ Ребята, как мне известно, прежде чем оказаться в городе, Вы отгадывали задания “Лесовичка” и познакомились со звуками [г] и [г’]. Так вот эти звуки обозначаются буквой Г (гэ), которую я храню у себя на груди. Она, как талисман нашего сказочного города. (Учитель открывает у гриба на груди изображение буквы Г.). Ведь название нашего города начинается на букву Г и все его жители – грибы. Если кто – то похитит нашу тайну, то всё погибнет в нашем маленьком городишке, где все живут счастливо. Наш город сложил много стихотворений об этой чудесной букве.
– Далее учитель читает стихотворение, а дети рассматривают букву Г.
Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
– А сейчас давайте найдём на ленте букв домик, в котором живёт буква Г.
(Учитель показывает на ленте букв)
– С какими гласными дружит буква Г?
Чтение слогов с буквой Г.
На доске:
га ги
го ге
гу
(Учащиеся читают эти слоги вслух с разной интонацией: тихо, шёпотом, обычно, радостно.)
– Почему слоги разделены на два столбика? (В первом – буквы А, О, У, перед ними согласный звук произносится твёрдо. А во втором столбике буквы Е, И – они смягчают предыдущий согласный звук.)
– А сейчас дядюшка Мухомор предлагает устроить соревнование между командами.
(Игра “Кто быстрее?” Дети договаривают слоги до слов.)
4. Закрепление изученного материала
– А сейчас Дядюшка Мухомор хочет услышать, как Вы читаете.
(Чтение в Азбуке на стр.123)
Чтение слов:
Галя
Гена
грибгрибы
корзина
корзинка
– Почему два слова написаны с заглавной буквы? (Это имена.)
– Составьте предложения с этими словами. (Галя и Гена пошли в лес. Они взяли корзину и собрали много грибов.)
– А сейчас и мы с Вами отправимся собирать грибы.
– Что для этого возьмём? (Корзинку.)
– Когда собирают грибы? (Осенью.)
Игра “Кто быстрее соберёт грибы?”
(Дети берут корзину с частями (названиями) грибов и по команде выкладывают названия грибов на магнитной доске.)
– Что за грибы Вы собрали? (Поганка, мухомор)
– Что Вы о них знаете? (Они не съедобные, ядовитые. Учитель показывает иллюстрации грибов)
– Дядюшка Мухомор:
“В нашем городе мы все живём вместе, дружно.
Ребята, а какие съедобные грибы вы знаете? (Боровики, лисички)
– Дядюшка Мухомор: “Чтобы собирать грибы, надо их хорошо знать. Собирать грибы нужно бережно, аккуратно срезать ножку, присыпав срез землёй. Для того чтобы не повредить грибницу. Грибы в старину на Руси называли “губами”, родственными слову “горб” – по внешнему виду шляпки. В 15 веке появилось слово грибы.
5. Подведение итогов
– Итак, ребята, мы должны закончить наше путешествие по “Грибной слободке”.
Попрощаемся с Дядюшкой Мухомором и её жителями.
– Что нового Вы узнали?
– С какими новыми звуками познакомились?
– Дайте им характеристику.
(Далее идёт оценивание работы учащихся на уроке)
– Спасибо вам за урок.