Цель:
- Закрепить у детей правописание ь знака в середине и на конце слова.
Задачи:
- закрепить у детей правописание ь знака в середине и на конце слова;
- формировать умение обозначения мягкости согласного звука на письме;
- закрепить навыки деления слов на слоги с ь знаком на конце и в середине слова;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать образное мышление;
- развивать умение анализировать, обобщать;
- воспитание аккуратности;
- воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Тип урока: урок закрепления материала.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе “Школа 2100”;
- письменные принадлежности к уроку;
- Дидактический материал по русскому языку автор Т.В. Шклярова;
- АРМ учителя, проекционный аппарат,
- (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).
Оборудование:
- АРМ учителя
- Проекционный аппарат
- Экран
- Программное обеспечение:
- Операционная система – Windows XP,
- Microsoft Office XP
- Презентация Power Point
Пояснительная записка
Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Буква ь на конце и в середине слова” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент
– Начинаем урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд 1) Приложение 1
А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.
II. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я от Вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сейчас возьмусь.
Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа. Послушайте стихотворение и подумайте какую букву мы будем писать в чистописание?
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
(слайд 2)
Допишите в чистописание все слова с мягким знаком, которые вы услышали в стихотворении.
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Молодцы!
III. Словарная работа.
Запишите все словарные слова, которые вы помните с ь знаком.
Посмотрите на доску. Проверьте. (слайд 3)
Поднимите руку у кого такие же?
Какое слово я не включила?(звонишь)
Почему? (ь не обозначает мягкость согласного звука)
Составьте и запишите одно предложение с одним из словарных слов.
Подчеркните главные члены предложения.
IV. Закрепление
Сели ровно, ручки положили. Что такое орфограмма?
1. Актуализация знаний
Какие ещё буквы помимо ь могут обозначать мягкость согласного на письме.
2. Формулирование темы.
С какой орфограммой мы будем работать сегодня на уроке?
Посмотрите на доску.
3. Повторение
Какое время года изображено на картине? (осень) (слайд 4)
Какие осенние месяцы вы знаете?
В каких из этих названий встречается ь знак? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Запишите их в один столбик и подчеркните орфограмму.
Какое время года изображено на этой картинке? (зима) (слайд 5)
Какие зимние месяцы вы знаете?
В каких из этих названий встречается ь знак? (декабрь, январь, февраль)
Запишите их во второй столбик и подчеркните орфограмму.
Как разделить слова для переноса?
Разделите все записанные слова для переноса. Молодцы!
V. Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
(Слайд 6)
Альтернативный вариант (выполнение комплекса упражнений под музыку из м/ф 38 попугаев)
IV. Самостоятельная работа
Сели ровно. Открыли учебники на стр. 35, упр. 191.
Прочитайте задание.
Какие слова вы запишите в первый столбик?
А во второй?
Почему слова осень, листья, осыпались и весь вы запишите в оба столбика?
Выпишите из упражнения слово “весь” и сделайте звуко-буквенный разбор.
Весь [вэс] – 1 слог, 4 б, 3 зв.
В[в] – согл, зв, пар, мяг.
– Почему мягкий? Что смягчает?
E[э] – гл. уд.
C[с] – согл., глух, пар, мяг.
– Почему мягкий? Что смягчает?
Ь[ -]
Сколько в этом слове слогов? (1) Почему? (сколько в слове гласных столько и слогов)
Сколько в этом слове букв? (4)
Сколько звуков? (3) Почему? (потому, что ь знак не обозначает звука)
Для чего тогда нужен в этом слове ь знак, если он не обозначает ни одного звука? (обозначает мягкость на письме предыдущей буквы)
Отлично!
VII. Подведение итога урока.
Подведём итог урока.
Диктант “Плюс – минус”
“Плюс” поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
“Минус” напиши в ответ.День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Проверьте себя сверяясь с доской. (слайд 7)
Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте себе на полях карандашом “5”
Поднимите руку, допустил 1 или 2 ошибки? Поставьте себе на полях карандашом “4”
Поднимите руку, кто допустил 3 и более ошибок? Вам нужно ещё раз поработать над этой темой дома.
С какой орфограммой работали сегодня на уроке?
Для чего в словах нужен мягкий знак?
Молодцы, вы хорошо работали на уроке.
VIII.Домашнее задание
Открыли дневники. Домашнее задание. Дидактический материал 43 (карточки с домашним заданием)
Измени слова по образцу.
День – деньки
Зверь – _____
Огонь – _____сталь – стальной
боль – ________
пыль – ________
Составь предложение с одним из слов. Подчеркни главные члены предложении.