Действия с натуральнымы числами

Разделы: Математика


Цели:

Учебные:

  • Обобщить и систематизировать материал по данной теме;
  • Научить обобщать знания, делать выводы по материалу обязательного уровня;
  • Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;

Воспитательные:

  • Содействовать рациональной организации труда;
  • Введением игровой ситуации снять нервно – психическое напряжение.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
  • Вырабатывать самооценку в выборе пути;
  • Повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Структура урока:

  • мотивационная беседа с последующей постановкой цели;
  • актуализация опорных знаний;
  • игровые действия;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Приложение 1

Ход урока

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём урок обобщения знаний по теме «Действия с натуральными числами», который позволит нам в нестандартной форме выявить уровень усвоения вами знаний и умений по данной теме при выполнении практических заданий стандартного уровня и при переходе на более высокий уровень. Я надеюсь, что сегодняшний урок во многом станет для вас уроком – развития и повысит интерес к предмету «математика». Итак, все готовы? Тогда – в путь! Предметом нашей сегодняшней беседы станет …А что станет ? сейчас мы узнаем, выполнив устные задания ( каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги).

Из оставшихся незакрытых букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока.

45800
В
781
С
374
О
760
Л
36
В
76
Ь
360
М
29000
У
560
К
399
О
520
О
396
Е
174
Р
4580
П
184
Н
20
Ф
2900
С
6500
Т
520
З
200
О

71 * 11
7200 : 200
99 * 4
760 : 10
29 * 125 * 8
458 * 10
5200 : 10
29 * 6
960 : 48
65 * 25 * 4
35 * 8 * 2

45800
В
  374
О
760
Л
 
  360
М
    399
О
520
О
      184
Н
  2900
С
    200
О

– Какие числа остались открытыми?

– Из оставшихся букв составьте слово. (Ломоносов.)

19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения нашего великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова. Сегодня на уроке, выполняя задания на повторение, мы вспомним некоторые факты биографии великого помора.

Итак, знаете ли вы?

I. В каком году родился М.В.Ломоносов?

Проверьте себя! Решите уравнение и найдите в таблице правильный ответ.

(Х + 89) – 27 = 69
3х – 17 = 22
8х – 13 = 11
100 – (у + 12) = 4

Ответы:

7 3 84 13 23
1 1 1 7 6

Справка. М.В.Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье зажиточного черносошного крестьянина-помора Василия Дорофеевича. Мать Ломоносова – Елена Ивановна Сивкова была дочерью дьякона из тамошних мест.

В некоторых источниках говорится о том, что мать научила Мишу грамоте и привила ему любовь к чтению.

II. Где родился М.В.Ломоносов?

Решите задачу.

Марина сделала в диктанте несколько ошибок. Гриша у нее все списал, да еще допустил 5 ошибок. Сколько ошибок допустил Гриша, если учитель обнаружил в двух диктантах 35 ошибок?

Ответы:

Денисовка 15
Мишанинская 20
Афанасьевская 30
Григорьевская 12

Справка. Родился Михаил Васильевич в деревне Мишанинская на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии. Близлежащие деревни Денисовка, Мишанинская, Григорьевская, Афанасьевская слились в одно село, с 1911 года оно называется Ломоносово. Отец Василий Дорофеевич занимался хлебопашеством и морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел несколько судов и ходил на них в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, его, как и многих поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Впечатления от плаваний, охоты на тюленей, от новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний. В Архангельске, где гукор Ломоносовых неоднократно задерживался на погрузку и выгрузку, для оформления таможенных дел и по другим надобностям, Михаил встречал иностранных моряков и видел заморские суда, слышал нерусскую речь, знакомился с чужими обычаями. Помогая отцу, он убеждался, что помору необходима грамотность, без неё вести дела очень трудно. Отец Ломоносова не возражал, чтобы Михаил обучался «российской грамоте» у дьячка местной церкви Сабельникова. Ум маленького Михаила получил новый источник впечатлений от церковных книг, а позже и светских – «Грамматики» Мелетия Смотрицкого и «Арифметики» Леонтия Магницкого. Эти книги Ломоносов называл «вратами своей учёности». Пока юный Ломоносов учился, набирался ума-разума, жизнь в доме его отца текла своим чередом. В 1720 году умерла мать Ломоносова. Василий Дорофеевич ещё дважды женился. Вторая мачеха Федора Михайловна Ускова совершенно не понимала пасынка и по своему крестьянскому разумению полагала чтение книг пустым делом, отвлекающим от крестьянского труда и поморского промысла. Отец попробовал остепенить сына женитьбой. Словом, дома дела складывались так, что у Ломоносова созрело решение уйти. Направление было выбрано на Москву.

Физминутка

– А теперь разомнёмся. Я сейчас вам буду зачитывать примеры с ответами. Если вы согласны со мной, то поднимаете руки вверх, а если нет, то разводите их в сторону.

55 + 20 = 75
4 * 15 = 40
100 : 25 = 4
60 – 22 = 28

– А теперь, если вы согласны со мной, то голову наклоняете вперёд, если нет, то назад.

15 + 15 = 30
2 * 2 = 5
99 + 1 = 100
28 : 7 = 9

III. В каком году с рыбным обозом, пешком Ломоносов отправился в Москву?

1) 15869000 : 15869
2) 235694 – 234994
3) 2310 : 77
4) 0 : 99

Сложите полученные числа и узнаете когда Ломоносов отправился в Москву?

Справка. Подготовка к уходу была недолгой, но сложной. Трудно было выправить паспорт (без него передвижение по российским дорогам в то время было невозможным), найти поручителя на выплату «подушных денег» (налога), и самому заиметь на первое время хоть немного денег. Всё это удалось сделать при помощи земляков и без ведома отца. Как бы то ни было, 20 декабря 1730 года юноша отправился в путь вместе с рыбным обозом, а в начале января оказался в Москве. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы поступить в неё, Ломоносову пришлось при беседе с ректором Германом Концевичем сказаться сыном холмогорского дворянина. Несомненно, что способный юноша произвёл впечатление на ректора, и 19-летний Ломоносов усаживается в младший класс за одну парту со «школьниками, малыми ребятами».

Физкультминутка

«Глаза»

IV. Ломоносов занимался мозаикой, что это такое? (Презентация о мозаике. Приложение 2)

Сейчас мы с вами составим из разрезанного квадрата фигурки, что кто представляет.

Теперь посмотрите на даты помещенные на частях квадрата. Вам задание– запишите даты в тетрадь и узнайте интересные факты о жизни М.В.Ломоносова из книг или используя интернет. (Подготовить к следующему уроку.)

1736

Справка. По указу Сената Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 лучших своих учеников и направить их в Петербург для пополнения академического университета. Удалось найти лишь 12 человек, отвечающих требованиям сенатского указа. Ломоносов оказался в числе отобранных. 12 января 1736 года все они прибыли в Петербург и были зачислены студентами при Академии наук без жалованья. Пока московские студенты знакомились с Петербургом и занимались у профессоров, «главный командир» Петербургской Академии наук барон Корф вёл переписку с кабинетом министров о поездке за границу 3-х студентов для обучения их горному делу. В сентябре 1736 года Райзер, сын советника, Виноградов, попович, и Ломоносов направились в город Марбург.

1738

Справка. Студенческие диссертации Ломоносов посвятил физическим проблемам. Первая из них, написанная в 1738 году, называлась «Работа по физике о превращении твёрдого тела в жидкое в зависимости от движения предшествующей жидкости». В этом же году он послал в Петербург перевод оды как образчик своих поэтических успехов.

1739

Справка. Ломоносов написал «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года». Белинский В.Г. писал, что «Ломоносов – Пётр великий русской литературы – прислал из немецкой земли знаменитую оду, с которой должно считать начало русской литературы».

1740

Справка. 26 мая 1740 года Ломоносов обвенчался в церкви реформатской общины с Елизаветой Христиной Цильх.

1741

Справка. 19 июня 1741 года М.В.Ломоносов прибыл в Петербург.

1745

Справка. В 1745 году М.В.Ломоносов стал профессором химии.

15 августа 1941 года

Справка. Открыт музей М.В. Ломоносова на родине учёного

3 августа 1958 года

Справка. В селе открыт памятник Ломоносову. Его авторы– скульптор И.И.Козловский и архитектор М.Поляков.

Самостоятельная работа
Тест

Задание Варианты ответов
    1 2 3 4
1 36 * 27 802 972 563 483
2 2052 : 38 54 48 58 44
3 156 + 228 374 394 384 364
4 7248 – 689 6549 6459 6558 6559

2. Реши задачу:

А) Животноводческая ферма обеспечивает привес 750 г на одно животное в сутки. Какой привес получает комплекс за 30 дней на 800 животных?

3. Какие цифры надо подставить вместо А и В, чтобы получилось верное равенство АВ*А*В=ВВВ?

Работа на 10–15 минут.

VI. Итог урока

– Вы замечательно поработали на уроке. Надеюсь, этот материал урока вы не забудете, он вам пригодится на протяжении всего вашего обучения и в жизни. Все, наверное, помнят поговорку: «Повторение– мать ученья!». Математика– не исключение. И чтобы хорошо усваивать её, надо постоянно повторять изученное.Сегодня на уроке мы не только повторяли действия с натуральными числами, но и вспомнили странички биографии нашего земляка. Что нового узнали о М.В.Ломоносове?

У вас у каждого на столе по три кружочка разного цвета. Поднимите такой кружок, который соответствует вашему впечатлению от урока.

Жёлтый – понравился;
Зелёный – равнодушны;
Красный – не понравился.

– А теперь запишем домашнее задание.

VII. Домашнее задание

Придумать карточку для для соседа по парте содержащую примеры на выполнение порядка действий; (3-4 примера)

Задание о М.В.Ломоносове

Урок завершается чтением учениками стихов о Ломоносове.