Цели:
- Формирование представлений о гармонии, того, в чем она заключается.
- Усиление межпредметных связей.
- Расширение сферы получения информации учащимися, подкрепление мотивации обучения через привлечение знаний, умений, полученных при изучении других предметов.
- Воспитание единства, атмосферы содружества, дружелюбия в учебном коллективе, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям в музыке.
- Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей.
Оборудование: портреты А.Грина и В.А.Моцарта, магнитофон. Доска оформлена опорными словами, которые учащиеся должны ввести в свою речь: трепетная, задушевная, взволнованная, лирическая, решительная, мужественная, драматическая; чуткость, доверие, мечтательность, взаимопонимание, душевная тонкость; цинизм, пошлость, примитивность.
Учебники: «Музыка» Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Дрофа 2010. Учебник-хрестоматия В.Я.Кровиной, М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
Учитель (или ученик) начинает урок с чтения стихотворения А.Дементьева «Гармония». Ученикам, прослушавшим стихотворение, предлагается ответить на вопрос:
– Какое слово должно стоять первым в теме урока?
И был пустой и странно-гулкий зал,
И звуки в нём разрозненно витали –
Там мальчик неумело на рояле
Искал мотив и клавиши терзал.
Мелодия ломалась и рвалась,
Она сама себя не узнавала -
Всего полтона ей недоставало,
Чтобы вернуть утраченную связь.
И некая душа, томясь тоской,
В своих потёмках сумрачно плутала -
Ей, кажется, полшага не хватало,
Чтоб обрести смиренье и покой…
Лукавая гармония сквозь мрак
Блистает нам – а в руки не даётся,
И вечно до неё нам остаётся
Лишь полутон, полмига, полушаг…
После ответов учащихся учитель открывает слово «гармония» в теме урока «Гармония в музыке и человеческих отношениях» и эпиграф, который объясняют ученики:
Проникая в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств. Роберт Шуман |
Учащиеся, объясняя слова Р.Шумана, самостоятельно формулируют цели урока:
- Выясняем значение понятия гармония в музыке и литературе;
- Учимся выражать свои чувства и мысли на основе литературных и музыкальных произведений.
Учитель: Что мы понимаем под музыкальной гармонией?
Ответы учащихся: Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.
Далее учащиеся слушают древнегреческий миф о Гармонии и готовятся отвечать на вопрос:
Учитель: Как проявляются характеры героев: Гармонии и Кадма?
Ученики делают вывод, что Гармония красивая, но коварная, а Кадм мужественный , ради любви идет на необдуманные поступки, завладев ожерельем теряет семью и понимает, что всему виной жадность, коварство, глубоко переживает потерю любимых детей, готов нести наказание.
– Найдите ответ на вопрос в учебнике музыки параграф 17, стр.79:
В чем смысл древнегреческого мифа о гармонии?
Ответы учащихся:
- В Гармонии соединяются коварная разрушительная сила Ареса и сила вечной любви и красоты Афродиты;
- Гармония достигается в развитии , борьбе ,становлении образа;
- Музыкальная гармония строится на противоположностях света и тени, радости и грусти.
Учитель: Прослушайте симфонию №40В.А.Моцарта, одного из самых гармоничных композиторов, и среди карт настроений выберите ту, которая соответствует услышанному музыкальному произведению. Объясните свой выбор.
Ответы учащихся: Сначала простая, выразительная, теплая, потом энергичная, взволнованная.
Обобщение учителя: Внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. Мир человека предстает сложным, глубоким, это мир напряженных исканий гармоничности, разумной ясности. Симфония проникнута сознанием несовершенства мира. В музыке редко встречаются произведения, в которых бы выражалось одно настроение. Чаще музыкальная гармония строится на противоположности светлого и тайного, печального и радостного, всего того, чем так полна человеческая жизнь. Мы с вами прочитали первую главу «Алых парусов» А.Грина. Сейчас работаем в группах на основе выполненного домашнего задания. (На обсуждение ученикам дается 5 минут.)
Выступления представителей групп.
1-й ряд – 1-я группа «Ассоль»
1. Выберите из текста главы детали портрета Ассоль. Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней?
(нервное, доброе личико, забавно напевала матросские песни, взволнованный голосок , стиранное много раз ситцевое платье, худенькие загорелые ноги, темные волосы, с оттенком грустного вопроса глаза, кроткая улыбка . Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.)
На основе деталей портрета ученики делают вывод, что автор с большой симпатией относится к Ассоль. Это выражается с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения.
2. Какие черты характера Ассоль мы видим в ее поступках?
(поступки: погоня за упущенной яхтой, помощь отцу, разговор с волшебником состояние души: отсутствие подруг, попытки сближения с детьми Каперны, синяки, царапины, плач).
Вывод учащихся. На основе поступков Ассоль можно говорить о ее доброте, желании дружить. Самое главное в характере Ассоль, по мнению учеников, умение видеть в обычном необычное. Это творческая, ранимая натура.
3. Как отец отнесся к мечте Ассоль об алых парусах?
(«Не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых»).
Учащиеся отмечают, что отец не стал разрушать ее мечту, бережно отнесся к ее внутреннему миру.
2-й ряд – 2-я группа «Лонгрен»
1. Найдите слова и выражения, которыми автор выражает переживания Лонгрена после смерти жены . Как это характеризует героя?
(Мертвея, Лонгрен наклонился, потупился и стал крутить ус; стал еще замкнутее и нелюдимее; стал работать, опрокидывал стакан водки; гостей он не выносил; не посещал никого, делал всю домашнюю работу, ничего не покупал в лавке Меннерса).
Ученики отмечают, что переживания Лонгрена автор показывает с помощью глаголов. Мы видим, какие изменения произошли с Лонгреном под ударами судьбы. Он любил Мери и тяжело переживал ее смерть, старался уйти в работу.
Индивидуальная работа ученика к уроку «Значение имени». Ученик рассказывает, что Лонгрен в переводе означает «понурен».
2. Выберите те слова, которыми описано состояние Лонгрена в эпизоде с тонущим Меннерсом. Какова нравственная позиция Лонгрена? Почему он не спас Меннерса?
(Трубка задымилась сильнее, не сказав ни слов, набрав воздуха и глубоко вздохнув, сказал: «Черную игрушку я сделал».
– Она так же просила тебя! Думай об этом пока еще жив, Меннерс, и не забудь!)
Вывод: Лонгрен – сильный человек, он сам дает оценку своему поступку, сам себя осудил, но по-другому поступить он не мог.
3. Как показано отношение отца к Ассоль? Докажите текстом. Сделайте вывод о характере Лонгрена.
(Лонгрен взял расчет, простился с товарищами, хотя к бригу был привязан сильнее, чем иной сын к матери, и стал растить Ассоль. Как только Ассоль научилась ходить, он, поблагодарив соседку, сосредоточил всю свою любовь, помыслы на маленьком существе. Стал делать игрушки и продавал в городские магазины. Это позволяло жить в рамках умеренной экономии. По вечерам он рассказывал ей сказки. Она забавно напевала матросские песни, сидя у отца на коленях).
Вывод учеников: Лонгрен относился к Ассоль с душевной тонкостью, чуткостью. Он вырастил ее в любви.
Учитель предлагает прослушать из аудиохрестоматии к учебнику В.Я.Коровиной фрагмент текста «Любимым развлечением Ассоль…» и ответить на вопрос:
Учитель: Каковы отношения Лонгрена и Асссоль?
На основе прослушанного отрывка ученики делают вывод, что у Лонгрена и Ассоль свой особый мир, мир любвь, взаимопонимания, овеянный сказкой и песней.
– Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок?
Ответы учащихся: Они злые, не умеют общаться.
Учитель обобщает ответы учеников: Музыка – искусство общения. А чувствовать и понимать музыку и литературу способен не каждый, а только человек с красивой душой.
3-й ряд – 3-я группа «Жители Каперны»
1. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность?
(Меннерс держал лавку и считался состоятельным человеком. Соглашался дать денег, но требовал за это любви. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать на помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятьями).
Вывод учащихся: Меннерс – трус. Он не ценит семейных уз, не способен помочь бескорыстно. Своим поведением он вызвал у Лонгрена презрение.
2. Какими изображены жители Каперны?
(Редкий из их способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он, им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал; он поступал иначе, чем они; рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумелого; Ассоль росла без подруг; дети гримасничали, высовывали языки).
Вывод учащихся: Жители Каперны жили в ссорах, в оскорблениях, в сплетнях, в обидах.
Индивидуальное задание «Значение названия» Капер – это пират или разбойник. Он грабит всякого самовольно.
3. Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны?
(Окрики взрослых, пересуды, кривотолки, характер страшного запрета, истерический характер сплетни; швыряли грязью, ел человеческое мясо, делали фальшивые деньги)
Вывод учеников: Жители Каперны жили своей пошлой, грубой жизнью, руководствовались примитивным здравым смыслом, им была чужда чуткость, душевная тонкость семьи Лонгрена.
Учитель: Жители Каперны не понимали жизни семьи Лонгрена. Не случаен вопрос Ассоль: «Почему они нас не любят?» Как на этот вопрос ответил отец?
– Надо уметь любить, а они этого не умеют.
Итоги урока
Учитель: На чем строится гармония в человеческих отношениях?
Ответы учеников: На любви, на взаимопонимании, на умении дружить.
Учитель: Важно какими быть?
Ответы учеников: Добрыми, чуткими, умеющим придти на помощь друг другу.
В конце урока учитель проводит с учащимися рефлексию:
Учитель: Закончите предложения:
- Сегодня я узнал на уроке……
- Было интересно узнать……..
- Было трудно……………..
- Я выполнял задания……..
- Я смог……………..
- Мне захотелось……
- Меня удивило……
Карта настроений