Работая куратором ученического коллектива, одной из основных воспитательных задач считаю построение гражданской позиции ученика. В чем она заключается? Безусловно, в построении ценностного ряда, в основе которого лежит уважение. Казалось бы, знакомое до боли слово. Однако в процессе работы стало понятно, что ребята не знают, кого уважать. Уважать отличника или подростка, который курит или, не стесняясь, пьет пиво? Вот почему прежде всего необходимо сформировать само понятие уважения. |
За счет чего это можно сделать? На мой взгляд, только за счет предъявления того образца, который воспринимается всеми однозначно положительно. Обсуждая с ребятами этот вопрос, приходим к выводу, что действительно уважаемыми людьми можно считать, прежде всего, ветеранов войны, первопроходцев, старожилов нашего города. Результат деятельности очевиден: ветераны войны – защищали нашу страну от врага, первопроходцы – основали город, старожилы – построили город, в котором мы сегодня живем. А дальше совершенно естественный ход. Оказывается, среди этих уважаемых людей есть наши родные: бабушки и дедушки, папы и мамы. Отсюда и понятно направление нашей совместной с ребятами деятельности: изучение и составление родословной своей семьи, родословной города. Формой осуществления этой работы в «Лицее» стал культурно-исторический проект «Мы и время». Включение подростков в подготовку и проведение этого проекта позволило начинать понимать необходимость изучения истории, формировать ответственность за общее дело. При этом данная работа достаточно сложна, так как, к примеру, просто подготовить концерт – это одно дело, и совсем другое – провести серьезную исследовательскую работу. Вот почему на данном этапе для меня важным и сущностным становится работа с каждым подростком, складывание его понимания: для чего я обращаюсь к своей родословной; за что я могу уважать своих родителей?
И ребята отвечают так.
Андрей, ученик 11 класса рассуждает: «Обращаясь к своей родословной, я вышел на новый уровень понимания истории своей семьи. Я начал анализировать поступки людей, что за ними стояло и выделять качества, которые позволяли моему деду двигаться вперед».
Александр, ученик 10 класса: «Я – член своей семьи, а поэтому должен быть именно звеном в этой цепи, а не пустым местом. Я учусь добру от своих родных, расспрашивая, что реально хорошего они сделали в своей жизни. Главным и авторитетным для меня является мой дед, Пудовиков Адольф Константинович. В нем я вижу образец хорошего отношения к труду, к своей семье, к своим внукам. Я буду стараться быть достойным своего деда и выполнять поставленные цели».
Именно за счет такой работы ребята находят реальные ответы на свои жизненные вопросы, начинают понимать необходимость диалога с близкими.
Из рефлексии Максима, ученика 10 класса: «В отношении с родителями мне не хватает взаимопонимания. Образец жизни моих дедушки и бабушки поможет мне понять позицию моих родителей, а отсюда и установление с ними нормального диалога».
В процессе подготовки проекта я видела напряженную работу ребят по составлению родословной своей семьи, видела, как было сложно не столько подросткам, сколько их родителям, но понимала, что эта работа общая, необходимая всем нам.
К этому выводу приходят и родители. «Я увидела, что сообща и только сообща мы воспитаем своих детей и внуков, за которых не будет стыдно, которые принесут пользу городу, стране», – это говорит бабушка одного из учеников.
А вот высказывание мамы ученика: «Я увидела неспособность родителей открыто общаться с детьми по вопросам построения родословной семьи. Дети ждали от родителей большего. Все это побуждает к желанию прежде всего самой углубляться в эту работу».
Подобные же подходы строю и в организации воспитательной работы по отношению к ветеранам. Главным в этой работе вижу изменение отношения ребят к ветеранам, которое проявляется в желании встретиться с ними, помочь им и рассказать об этом человеке. И снова важным условием в этой работе является, на мой взгляд, участие и подростков, и родителей в решении поставленных задач, появляется взаимопонимание и общее дело.
Вот мнения Наташи и ее мамы. Наташа говорит: «Молодежь редко общается с ветеранами, думая, что это им не нужно. А я отвечу, что мне нужно и важно общаться со старшим поколением. Ветераны опытнее и мудрее нас. Общаясь с Анной Ильиничной, я поняла, что помогло им выстоять в войне».
Мама Наташи продолжает: «В нашей семье не осталось уже никого, кто видел войну. Провожая домой нашего ветерана, Анну Ильиничну Вахрину, мы услышали слова: «Наташа, приходи, когда захочешь».
Так и выстраивается живая связь поколений.
Однако, так или иначе нам, педагогам, сегодня становится понятна недостаточность только взрослых образцов. Вот почему мы обращаемся к родословной «Лицея», организуя переписку, встречи, звонки, общение. Не случайно одна из тем культурно-исторического проекта «Святому братству верен я».
Ребята узнают, как относятся к жизни их сверстники, участвуют ли они в общественной жизни, что для них есть дружба, каковы отношения между собой в сегодняшнем дне, отношение к «Лицею», к тем людям, которые воспитали их – все это в значительной степени влияет на формирование жизненных устоев сегодняшних моих воспитанников. Я вижу, как ребята ждут ответа на свои письма, с каким вниманием читают их.
Из письма А. Складчикова, студента философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, одной из моих учениц: «Конечно, я могу начать сейчас с помощью разных высоких слов описывать тебе всю невообразимую значимость нашего «Лицея», но мне бы не хотелось строить свое общение с тобой в таком стиле. Давай договоримся сразу, что мы будем доверять друг другу, говорить правду и обойдемся без формальностей, потому что мне правда интересно наше общение: мне 17 (почти 18), тебе, наверное, около 13, и мне очень хочется знать, чем теперь живут ребята в твоем возрасте… Я, надеюсь, ты согласна.
Теперь вернемся к «Лицею». Я могу сказать, что эта школа замечательна не тем, что пытается вырастить из тебя паиньку, человека, который всю жизнь следует «правильным» законам, она, в первую очередь, замечательна тем, что заставляет тебя постоянно сомневаться. Сомневаться, а правильно ли ты живешь, сомневаться в своих поступках, сомневаться в том, что вообще правильно».
Таким образом, в процессе этой работы не искусственно строится уважение к тому миру, где ты живешь, учишься. И, как следствие, принимается ответственность за начатое дело, строится причастность к лицейскому роду.
«Я понял, что являюсь звеном в той цепи, которая строилась с самого начала создания «Лицея». На мне лежит ответственность за продолжение того дела, которое начато выпускниками», – утверждает Женя.
Рефлексия собственной деятельности учащихся становится необходимым условием в организации любого дела, а для меня своеобразной диагностикой формирования ценностного ряда. Так строю я свою работу со своими воспитанниками.
И теперь, включаясь в проект, ребята начинают осмысленно анализировать ситуацию и строить свое отношение к ней: различать, что хорошо, а что плохо, за кем идти, а за кем нет, в чем причины того или иного явления. Они не следуют готовым определениям, а размышляют и аргументируют. «Я считаю гражданами своей страны ветеранов войны. Эти люди защищали свою Родину от фашистов», – утверждает Стас. «…гражданин – это тот, который сохраняет традиции семьи и передает своим детям и внукам», – размышляет Арина. И задают себе вопрос: «А являюсь ли я гражданином России? Я долго думала над этим вопросом, разговаривала с родителями, но все же пока затрудняюсь ответить», – сомневается Ксения.
На мой взгляд, именно за счет такой работы и строится формирование гражданской позиции ученика.