Формирование здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников при взаимодействии с компьютером

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время, многие педагоги и специалисты ДОУ обратились к теме включения компьютера в образовательную деятельность, поскольку, использование его возможностей, позволяет оптимизировать педагогический процесс.

Не обошел этот факт и наше дошкольное учреждение. Уже несколько лет приоритетным направлением работы педагогов логопедической группы детского сада “Солнышко”, является комплексный подход к использованию информационных и компьютерных ресурсов в познавательно– речевой деятельности с детьми.

Но создавая определенную развивающую среду с помощью компьютера, перед нами встал вопрос о сохранении здоровья дошкольников при взаимодействии с этим современным техническим средством.

Необходимость поиска форм и методов формирования основ здорового образа жизни у воспитанников, определилось рядом причин:

  • увеличивающаяся информационная нагрузка дома и в детском саду, влияет на физиологию и психику ребенка-дошкольника;
  • нарастание зрительных нагрузок приводит к “поломкам” аккомодационной системы глаза дошкольника;
  • нерегламентированные занятия на компьютере дома, приводят к снижению познавательно-речевой активности, коммуникативных способностей детей;
  • отсутствие практических знаний о правилах компьютерной гигиены у дошкольников, ускоряют неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка;
  • несформированность полезных привычек, обеспечивающих самоконтроль здоровьесберегающего поведения, приводит к снижению уровня показателей здоровья у дошкольников.

И анализом литературных источников позволяющим сделать вывод, что разработки по данной проблеме не раскрывают полностью содержание понятия “здоровье дошкольника при взаимодействии с компьютером” и его основных компонентов.

Таким образом, сложность и многогранность возникшей ситуации, показывает её актуальность для современного этапа развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Поиск путей успешного решения вышеперечисленных проблем, выдвинул перед нами необходимость организации системы работы по формированию здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников при взаимодействии с компьютером.

Компетентность – это интегральная характеристика личности, способной к самостоятельному эффективному решению проблем на основе обладания соответствующей компетенцией (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности).

Наблюдение за современными дошкольниками показывает, чем больше вариантов познания может предложить взрослый, тем интереснее и эффективнее для ребенка результат. Поэтому, реализация принципа комплексности, взаимосвязь разных разделов развития, воспитания и образования детей, в том числе использование ресурсов развивающей среды, способствующих формированию их здоровьесберегающей компетентности, опыта здоровьесозидания и привычки к здоровому образу жизни, определили педагогическую идею, которая легла в основу технологии “Азбука здоровья: компьютер и дошкольник”.

Основная работа осуществляется в рамках специально организованной дополнительной коррекционно-образовательной деятельности, которая заключается в интеграции образовательных областей “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”, “Здоровье” с использованием средств ИКТ и авторских дидактических пособий, при соблюдении основного принципа специального образования – коррекционной направленности.

Реализация данной технологии в рамках дополнительного образования, подразумевает проведение двух занятий в месяц. С активным привлечением различных специалистов (старшей медицинской сестры, инструктора по физкультуре, врача-педиатра, тренера со спортивной школы и др.). Поскольку осуществление интеграции и координации деятельности специалистов в её межпредметной и междеятельностной основе, оказывается очень эффективным при решении коррекционных, развивающих и воспитательных задач.

В основу методики проведения дополнительной коррекционно-образовательной деятельности положен сюжетно-тематический метод в сочетании с наглядно– игровыми приемами. Обязательное условие при выборе принципов и приемов организации заданий, логическая и игровая связь с сюжетом и темой занятия. Такая форма взаимодействия предполагает формирование у ребенка эмоционально– положительного отношения к речевой и познавательной деятельности.

Отличительной особенностью системы является использование авторских дидактических пособий: книжек-раскрасок и дидактической игротеки.

Например, в пособии “Про компьютер, Машу и здоровье наше…”, представлены занимательные упражнения и задания, основанные на интеграции познавательно-речевой и художественной деятельности. Объединенные единым сюжетом авторских стихов и рисунков в виде полезных советов и рекомендаций по профилактике близорукости, нарушений осанки, соблюдению режима при работе с компьютером, позволяют ребенку в ненавязчивой игровой форме закреплять полученные знания. Сохраняя основную обучающую задачу – формирование речевых навыков и развитие внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (память, мышление, восприятие, внимание).

Через включение дидактических игр в образовательную деятельность, формируем у детей познавательный интерес при ознакомлении с темой “Компьютер и здоровье дошкольника”. С одной стороны, стимулируем ребенка к самостоятельному поиску решения проблем здорового образа жизни, с другой позволяем актуализировать полученный опыт здоровьесбережения, ощутить себя носителем культуры здоровья и транслятором ценностного отношения к здоровью в естественной для дошкольника игровой форме и общении.

При разработке собственных зрительных упражнений, для картотеки упражнений для глаз, опирались на методики известных ученых-офтальмологов Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного. Каждое зрительное упражнение представлено в форме авторских стихов и имеет логическую связь с сюжетом каждого занятия. Упражнения для глаз проводятся с предметами и без них, с музыкальным сопровождением и без него. Что позволяет повысить интерес дошкольников к зрительным играм.

В структуру организации дополнительной коррекционно-образовательной деятельности (занятие), включены обязательные элементы, которые раскроем подробнее.

Первый (подготовительный) этап включает игровое упражнение, имеющее своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций. В этот этап включаем упражнения “Снежный ком добрых приветствий”, “Озеро радости”, “Дружные ладошки” и др. Например, занятие “Герань и компания” начинается следующим образом. Предлагаем детям отгадать загадку: “На окошках растут, людям пользу несут”. После отгадки, путем вовлечения детей в игровую воображаемую ситуацию, педагог привлекает внимание к воображаемому предмету: “Посмотрите, какой у меня в руках красивый цветок. Давайте улыбнемся друг другу, и, передавая поочерёдно его, поздороваемся с соседом, стоящим справа, и скажем ему ласковое слово. Тот передает цветок следующему”.

Организационный этап включает игровое задание, с использованием компьютерной презентации. Например, в занятии “Игры и забавы зимы”, просим детей напомнить, какое время года, без чего не бывает зимы? После ответов детей, подводим к тому, что им нужно разгадать ребус. Далее уточняем понятие: Что такое забава? Как вы понимаете это слово? И переходим к следующему этапу.

Вводный этап предусматривает упражнения с использованием компьютера, игровые приемы с нетрадиционными и традиционными пособиями. Например, “Похлопает– потопаем”, “Четвертый лишний”, “Образуй слово”, “Словесные снежки”, “Поварята”, “Слоговое лото” (из нашей игротеки) и другие. В этой части закрепляются не только формы и способы общения в игровой и учебной деятельности, но и обеспечивается готовность дошкольника к дальнейшему обучению.

Заключительным моментом – переходным мостиком, 3 части является речедвигательное упражнение, в соответствии с сюжетно-тематической направленностью занятия.

Четвертая (основной этап) часть представлена двумя ступенями. Первая – расширение словарного запаса и кругозора, систематизация знаний, развитие мыслительных процессов, наблюдательности и любознательности детей.

Для решения задач этой ступени используются беседы со специалистами и педагогами культурно-спортивных, медицинских учреждений города, игровые приемы, мультимедийные презентации.

Вторая ступень направлена на обогащение речевого опыта детей, развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Её реализация проходит через вопросительно-познавательные формы речевого взаимодействия и направлена на формирование всех групп диалогических умений.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют итоговые задания в форме “Нескладушки”, “Да-нетушки”, “Что такое хорошо, что такое плохо” в которых нужно исправить смысловые ошибки или быстро и правильно ответить на вопрос педагога.

Заключительный этап предусматривает работу с авторским дидактическим пособием “Про компьютер, Машу и здоровье наше…”, выполнение гимнастики для глаз. В качестве примера предлагаем ознакомиться с упражнением для глаз с использованием авторского текста, входящего в состав занятия “Физкульт– привет глазам!”

Палец руки поставить на расстояние 25–60 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца.
Продолжительность выполнения от 1 до 2 минут.

Пальчиком рисуй ступеньки, Двигать пальцем по горизонтальной, затем по вертикальной траектории. Рисуют “ступеньки”.
Глазками за ним следи. Одновременно следить глазами за движением пальца.
Ты глазами по ступенькам смело вверх… Двигать пальцем по горизонтальной, затем по вертикальной траектории. Рисуют “ступеньки” пальцем и глазами.
И вниз ходи! Двигать пальцем по горизонтальной, затем по вертикальной траектории. Рисуют “ступеньки” пальцем и глазами.
А теперь мы поморгаем, Несколько секунд моргать глазами.
Глазки дружно увлажняем.

И окончание занятия предусматривает вопросительную форму речевого взаимодействия с сюрпризным “аккордом” на заключительной стадии, в виде медалей, необычных угощений, красочных книжек-малышек в форме памяток.

Таким образом, системный подход к работе по формированию здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников при взаимодействии с компьютером позволяет сделать выводы, что навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к сохранению собственного здоровья во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Авторский коллектив ГОУ “ЦРР детский сад №2558”. Система и методика использования информационно-компьютерных технологий для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. №4, 2011. с. 17–26.
  2. Кириллова Ю.Л. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 . – 352с.
  4. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.– (Приложение к журналу “Управление ДОУ”). (7)
  5. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с. – (Логопед в ДОУ).