Интегрированные уроки "Химия и слово"

Разделы: Химия, Литература


«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой»
А.С. Пушкин

Творческое объединение учителей и учеников школы «Chemistry & Co» существует в ГБОУ СОШ №63 уже более 10 лет. Плодами творчества этой компании стали интегрированные уроки в форме химических спектаклей, литературные гостиные, интеллектуальные игры и другие творческие проекты. Мы хотим рассказать об одном из направлений нашей деятельности – о создании, разработке и реализации интегрированных уроков-исследований химии и литературы.

Наши методические разработки мы объединили названием «Химия и Слово», на наш взгляд, наиболее точно отражающим суть авторской концепции.

Первоначально авторские тексты и задания к ним были задуманы учителем химии как нестандартная задача для учеников. Опыт работы в школе показал, что работа с текстом (его анализ, поиск нужного слова или словосочетания, умение сделать вывод) вызывает у ребят большие затруднения. Тем не менее, сама форма интегрированной работы «химия-филология» на уроке вызывает у учеников большой интерес. Так, с годами, образовалась система интегрированных заданий «Химия и Слово» и полноценных интегрированных уроков, проводимых совместно учителем-словесником и учителем химии на основе произведений классиков русской литературы.

Наш педагогический опыт показал, что систематическое использование подобных фрагментов на уроке и во внеурочной деятельности приносит положительные результаты как, впрочем, и любой другой систематический вид деятельности человека, а именно:

  • повышает положительную мотивацию учеников к изучению окружающего мира,
  • раскрывает содержание литературного произведения с новой, неожиданной стороны,
  • даёт возможность ученикам с выраженными гуманитарными наклонностями преуспеть в области естественных наук, в частности, в химии.

Цель нашей работы определяется желанием показать единство мира, в котором мы живем, силу и многозначность слова, которым человек выражает свои мысли и доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции химии и литературы.

Мы могли бы определить задачи нашей деятельности следующим образом:

1) показать гармонию и единство мира науки и искусства; замечательное высказывание М.Горького «В пустыне нет красоты, красота – в душе араба» - прекрасное начало любого урока;

2) продолжить работу над развитием умения анализировать художественный текст с разных позиций;

3) приобретение и закрепление знаний в области химии, развитие логики мышления, умения рассуждать;

эта задача остается главной на любом уроке химии, с учётом чего и выбираются фрагменты из произведения художественной литературы, формулируются вопросы к нему. Цель достигается в поиске правильного ответа на поставленный вопрос. Поставить оригинальный, нестандартный, интригующий вопрос к известному по содержанию материалу (химической реакции, объекту природы, личности ученого) – мастерство педагога. Формулировка вопроса должна требовать от ученика рассуждений, поиска взаимосвязей между объектами, упомянутыми в тесте, а также хорошего знания текста литературного произведения;

4) развитие образного мышления и творчества на уроке;

предлагаемый ученикам текст должен содержать известные образы, а поставленные вопросы требовать творческого подхода к их выполнению. Мы выбираем произведение одного из классиков русской литературы, изучаемое на уроках по программе в данном классе, анализируем его с точки зрения химии и готовим интегрированный урок. Вопрос, поставленный учителем, может потребовать знаний учеников в области биологии, географии, английского языка и т.д. Ответы на некоторые вопросы требуют умения составлять схемы и даже рисовать;

5) воспитательные задачи;

прежде всего, отметим повышение положительной мотивации к изучению и химии, и литературы, и жизни. Содержание текста и заданий предполагает рассуждения на «вечные» темы параллельно с рассмотрением химических процессов.

Уроки проводятся с использованием ИКТ, сопровождаются презентацией, помогающей выразительно проиллюстрировать нужный фрагмент урока. Компьютерная презентация выдержана в строгих воспитательных традициях: музыкальные фрагменты – это лучшие образцы классической музыки, для оформления лирических отступлений, эпиграфа и эпилога используются произведения художников, знаменитые полотна, созерцание которых вызывает определенные чувства, эмоции и мысли у учеников. Вместе с тем, использование ИКТ позволяет сократить расход времени на уроке, например, на составление структурных формул веществ сложного строения или запись анализируемого названия вещества.

Задания к уроку сформулированы учителем с учетом особенностей работы в конкретном классе и рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу учащихся. Некоторые задания содержат элементы игровой формы работы. Задания могут быть распределены и по вариантам, а в менее сильных классах из общего задания могут исключаться некоторые вопросы.

Предлагаем вам познакомиться с образцами наших методических разработок на примере уроков, проведенных в нашей школе.

  1. «Алхимия сердца» – урок-исследование химии и литературы из серии уроков «Химия и Слово» по повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» в 10-м классе – Приложение 1.
  2. Интегрированный урок-размышление «История загубленной жизни» по рассказу М.А. Булгакова «Морфий» в 10-м классе – Приложение 2.