В концепции профильного обучения на старшей ступени образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых поставлена цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
Элективные курсы по физике как обязательные курсы по выбору учащихся могут выполнять различные функции. Можно выделить следующие основные функции элективных курсов:
- Они могут «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном стандартом профильном уровне. Например, «Математические методы в физике» поддерживает изучение профильного предмета «Физика». Курсы Измерения в физике», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Физико-техническое моделирование», «Компьютерная графика» позволяют учащимся познакомиться с методами научного познания мира.
- Некоторые из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, элективные курсы «Статика строительных сооружений» и «Физика в сельском хозяйстве» в физико-математическом и естественнонаучном профиле. Курсы «Физика строительных материалов», «Физика и компьютер», «Физика космических и геологических стихий», «Физика и окружающая среда», «Физика и экология» позволяют учащимся познакомиться с основными путями и методами применения знаний на практике.
- Курсы могут обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности. Например, элективный курс «Основы инженерно-технологической деятельности».
- Элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, ученик, обучающийся в гуманитарном классе, выберет один из элективных курсов «Компьютерное моделирование физических процессов», «История физики и техники», «Методы естественнонаучного исследования», «Организация научно-исследовательской деятельности» «Основы технического творчества», «Основы космонавтики», «Физика в природе».
- Элективные курсы могут развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Например, курсы «Основы электродинамики», «Тепловые процессы в природе и технике», «Законы динамики в природе и технике», «Готовимся к ЕГЭ по физике» позволяют учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ на профильном уровне.
- Элективные курсы могут играть роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса. Такой дополненный курс становится углублённым. Например, курсы «Основы электротехники», «Статика» «Волновая оптика», «Строение и свойства вещества» позволяют изучить на углублённом уровне один из разделов программы.
Структура и содержание элективных курсов в 9-х классах должны носить вариативный характер и удовлетворять условиям:
- Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор.
- Они должны помогать ученику, оценить свой потенциал, помочь ученику ответить на вопросы «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».
- Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
- Они должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (физик, математик, химик).
- Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности для того, чтобы показать специфику данного профиля через деятельность.
- Курсы должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
- Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс.
Перспективным является использование современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, дистанционных, проектных), роль которых будет возрастать на старшей ступени средней школы.
Программа элективного курса может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов из расчёта по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули: 17 часов и 8 часов. Содержание элективных курсов должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Технологии, используемые в системе элективных курсов, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволяют ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам). Одной из особенностей элективных курсов является их практикоориентированный характер, реализация деятельностного подхода в обучении.
Предлагаемые программы элективных курсов по физике не могут удовлетворить все запросы учащихся, поэтому учитель должен быть готов самостоятельно разработать программу элективного курса исходя из запросов учащихся, своих возможностей и материально-технической базы кабинета физики. Одним из направлений развития системы элективных курсов является адаптация программ наиболее удачных факультативных курсов, обеспеченных учебными и методическими пособиями. Это позволит частично решить проблему учебно-методического обеспечения элективных курсов. Кроме того, при их реализации необходимо использовать электронные учебники, ресурсы Интернет.
При разработке программы элективного курса необходимо:
- Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
- Определить, чем содержание элективного курса будет качественно отличаться от базового или профильного курса.
- Определить тему, содержание, основные цели элективного курса, его функцию в рамках данного предмета.
- Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы; определить количество часов на каждый из них.
- Выяснить возможность обеспечения данного элективного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, материалами, реактивами. Составить список литературы для учителя и учащихся.
- Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса. Представить в программе элективного курса описание практических работ, лабораторных опытов, проведения экскурсий, выполнения проектов.
- Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы элективного курса.
- Продумать форму отчётности учащихся по итогам освоения программы элективного курса, например, проект одного из типов:
- исследовательский (опытно - экспериментальный);
- творческий (сочинение, фильм);
- ролевой (принятие роли);
- информационный (сообщение, статья, реферат).
Структура программы элективного курса:
1. Титульный лист.
На титульном листе указываются
- наименование образовательного учреждения;
- название учебной дисциплины, для изучения которой написана программа курса;
- параллели, на которых планируется изучение данного элективного курса;
- предполагаемый объем и сроки изучения курса;
- фамилия, имя, отчество и должность автора программы;
- гриф утверждения программы (дата, должность и фамилия, имя, отчество руководителя, утвердившего программу);
- название города (населенного пункта), в котором подготовлена программа элективного курса;
- год разработки программы.
2. Пояснительная записка.
Пояснительная записка предшествует основному содержанию программы элективного курса. Ее функция состоит в том, чтобы обосновать необходимость данного курса, раскрыть логику его изложения и ключевые моменты, подробно изложить аргументацию главных позиций автора. В этом разделе целесообразно отметить, подходы других авторов по данной проблеме, отличие предлагаемого подхода от названных подходов других авторов. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость данного элективного курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения элективного курса и задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Даётся описание структуры программы элективного курса, её особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической части.
3. Учебно-тематический план.
В данном разделе должны быть отражены темы курса, последовательность их изложения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых на изучение, как всего курса, так и его отдельных тем. Учебно-тематический план может быть составлен по схеме, представленной в таблице 1:
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практика | ||||
Образовательный продукт – материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе их познавательной, исследовательской деятельности. Например, конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ. Либо собственное решение научной проблемы, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа.
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В качестве приоритетных форм и методов обучения должны использоваться следующие:
- формы и методы, способствующие междисциплинарной интеграции физики с другими предметами;
- формы и методы обучения, способствующие становлению научного мировоззрения учащихся;
- формы и методы обучения школьников через опыт и сотрудничество;
- интерактивные методы обучения (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов) и др.
4. Содержание образования.
В содержании образования даётся полная детальная характеристика каждой темы программы. Содержание образования включает в себя как знания, которые должны получить учащиеся, так и опыт познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления эмоцоинально-ценностных отношений.
5. Список литературы для учителя и учащихся.
Список литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания по основным вопросам, изложенным в программе курса.
6. Приложение.
Приложение содержит темы творческих работ, проектов; планы проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий.