Открытый урок обучения грамоте по теме "Гласный [y], буква "У"" (УМК "Школа-2100). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК «Школа 2100», авторы Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев с учетом концепции ФГОС

Урок 33(1) Обучение чтению

Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У. (2-ой урок)

Цели:

  • формировать умение выделять звук в слове;
  • формировать умение находить слова с заданным звуком;
  • формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
  • формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке, карточки для групповой работы.

Ход урока

Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
1. Речевая разминка. Проговорим скороговорку хором.
За твоим языком не угнаться босиком.
Любую скороговорку проговорите себе 3 раза. Друг другу в парах. Классу быстро и чётко.
2. 1. Фонетическая разминка. 2
– Я назову слова, а вы найдите для первого звука схему-«человечка», обозначьте звук буквой (работа выполняется на интерактивной доске и индивидуально на карточках)
Презентация слайд 1
озеро, норка, гиря
Сколько схем получилось? (4.)
– Какая лишняя? Почему? Продолжаем.
– Какие гласные в слове астры?
– Найдите для звуков схемы-«человечки». Обозначьте буквами. Сколько схем получилось? (2)
– Какой гласный в слове тигр? Обозначьте схемой-«человечком».
– Какая буква для этой схемы? Назовите слово, начинающееся со звука Ы.
Прочитайте только гласные.
– Почему один звуковичок остался?
– А как вы думаете, что будет нового на уроке?
(новый гласный звук и новая буква)
– Готовы в путь за новыми знаниями?
Познавательные УУД:
1)
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
– Откройте тетради для печатания
. Составьте звуковую схему слова.
слайд 2
Кря-кря-кря!Сюда,сюда!
Раздаётся из пруда.
Так зовёт своих малюток
Кряква. По-другому….(утка)
слайд 3
Обозначьте звуки изученными буквами. Можно ли первый звук обозначить какой– нибудь изученной нами буквой? Что же делать?
– Кто догадался, какая тема урока? (Гласный звук [у], буква У, у.)
По какому плану будем изучать новый звук и букву?
План (примерный) 3 2учитель схематично фиксирует на доске.
1. Выделение звука в слове.
2. Знакомство с новой буквой.
3. Чтение слогов и слов.
4. Письмо буквы, слогов и слов.
слайд 4
– Где находится новый звук?(звук в начале слов)
слайд 5
– Произнесите. Где находится новый звук?
Игра «Хлопаем-топаем»
– Подберите слова, в которых слышится звук [у].
слайд 6
– Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог.)
– Давайте нарисуем схему-«человечка» буквы У на своих листиках. 1
слайд 7
1. Сравнение печатной, заглавной и строчной букв.
– На что она похожа?
2. Игра «Моя Вообразилия».
слайд 8
– На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...)
У – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Презентация слайд 8
Изобразите букву У.
– Когда нам понадобится заглавная У?
– Напечатайте в тетрадке для печатания столько заглавных букв, сколько слов придумаете, которые начинаются на эту букву.
– Напечатайте столько строчных букв, сколько слов придумаете.
слайд 9
Физминутка.
Коммуникативные УУД:
1)
формируем умение слушать и понимать других;
2)
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре и Группе.

Регулятивные УУД:
1)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1
) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре». 5
слайд 10
Чтение слогов.
– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.
– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.
– Какой столбик остался? Прочитайте.
Какими согласными командует звук у?
– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)
– Что мы уже сделали на уроке? 2(обращение к плану)
– Что ещё предстоит сделать? 3
4. Работа со словами из «Букваря». (по группам)
Прочитать слова по цепочке, разделить на слоги, соединить с картинкой.
Караул унты улитка пурга
(Проверка работы групп.
Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов. )
Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)
– В каких словах звук у образует целый слог?
– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)
Работа над многозначностью слова караул.
Караул – это крик о помощи.
Караул –
это солдат стоит на посту.
– Можем ли мы записать эти слова письменными буквами? Почему?
– Можем ли мы поселить букву в город Букв? Где она будет жить?
3. Работа в прописи (с. 26) 3 2
1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на табло, с. 26.
2) Анализ строчной буквы у.
– Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочки-крючка и линии с петлёй.)
– У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы У? (У буквы И.)
– Расскажите, как вы будете писать линию с петлёй.
– Какой элемент написать сложнее?
– В чём сложность? 4, 4 (Этот элемент знаком детям.)
3) Показ написания на презентации.
Обведение на табло.
V. Итог
– Назовите все гласные буквы, которые мы изучили. Что общего между ними? 4
Где в городе букв будет жить У
Выполнили план работы с новой буквой?
– Какую работу мы сейчас выполняли? 2 4 7
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?
– Что нового узнали?
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.