Цели:
- Образовательные: дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, учить определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
- Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
- Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Ход урока
Рефлексия.
Уч.: Урок русского языка. С каким настроением начинается урок?
/Дети поднимают светофоры /
Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов
I. Организационный момент
II. Чистописание
Нн Сс Лл Кк Оо Ее Нн Ее Ии (на доске) склонение
1) – Назовите соединение
– Запишите буквы и пропишите правильно соединения.
2) – Расшифруйте слово, записанное на доске
– Почему я зашифровала именно это слово?
3) Тема.
III. Повторение пройденного
– Повторим пройденный материал по данной теме.
– Что такое изменение имен существительных по падежам?
– Сколько падежей в русском языке
– Игра «Узнай падеж»
(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)
- Форма какого падежа является начальной?
- Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п.)
- Вопрос кому? (Д.п.)
- Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
- Вспомогательное слово нет (Р.п.)
- Предлоги к, по (Д.п.)
- Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п.)
- Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
- Вопрос что? (И.п. и В.п.)
- Предлоги о, об (П.п.)
- Запишите предложения. Укажите части речи.
– Запишите в тетради и определите падеж имени существительного.
Зимним утром ребята с радостью бегут в школу. (в тетрадях) на доске
Вывод:
– Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.
IV. Орфографическая минутка
(слайд)
1) Проведем орфографическую минутку. Задание выполняем по рядам
Какое слово лишнее? Почему?
Работа в паре
2) Взаимопроверка
– Что общего у слов каждого столбика?
V. Постановка темы урока (открываю тему)
слайд
Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.
Сегодня мы поговорим о типах склонения имен существительных
Тему новую опять (слайд)
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут сомнения,
И мы узнаем ваше мнение!
VI. Постановка проблемы
– Прочитайте предложение
Книги учат нас смелост__ и дружб__. (слайд)
– Определите выделенных существительных род, падеж.
– Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)
– Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?
Книги учат нас смелости и дружбе.
– Какие вопросы возникают?
(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
VII. Решение проблемы
1. Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными-лингвистами и провести научное исследование.
Это трудное заданье, (слайд)
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.
На каждом ряду мы организуем группу.
Прочитать и выполнить задания и сделать выводы.
Записать вывод
VIII. Объяснение нового
Работа в группах
1 группа
задание
- Просклоняйте имена существительные
- Выделите окончания
- Определите род имен существительных
- Сравните окончания имен существительных М, и Ж.р
- В чем сходство в чем различие.
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. (слайд)
2 группа
Склоняют существительные окно поле огонь
Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. (слайд)
3 группа
- Склоняют существительные печь степь
- Подобрать однотипное слово и просклонять.
Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания. (слайд)
1. Вывод:
– Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания. (слайд)
(Дети делают вывод.)
2. Вывод по таблице
3. Чтение вывода по учебнику
– Вернёмся к предложению на доске.
Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?
/Предложения детей: они относятся к разным склонениям/.
IX. Закрепление нового материала
1) Работа по таблице
2) Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?
– Склонение – это постоянный или непостоянный признак?
– Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
3) Алгоритм
– Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?
– Поставьте карточки в нужной последовательности.
|окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|
(ответы детей)
|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|
4) Игра «Собери слова в корзинку»
– Собери нужные слова в каждое лукошко-склонение
ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ МЫСЛЬ ГРУСТЬ
– Докажи правильность ответа
5) Работа в паре
– Запишите по 3 слова каждого склонения
– Прочитать слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.
Х. Итог урока
– Что изучали на уроке?
Сколько типов склонения знаете?
Какие существительные относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.
Как определить склонение существительного?
ХI. Рефлексия
– Доволен ли ты своей работой?
– Что было особенно интересным?
– С каким настроением заканчиваем урок.
Источники:
- Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
- Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитее по русскому языку»
- Н.И. Туманова «Развитие орфографической зоркости учащихся.»