1. Актуальность проблемы
“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”).
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Немаловажную роль при решении данных задач отводится системе дополнительного образования детей.
Таким образом, актуальность данной программы обусловливается:
– мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
– необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей через систему дополнительного образования детей;
– спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие
2. Цель программы
Цель Программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление интеграции общего и дополнительного образования.
3. Задачи программы
Факт включенности воспитания во все процессы модернизации России предопределил основную идею – стандарт как общественный договор, который является определенным гарантом реалистичности и выполнимости программ, поскольку согласование интересов приводит к солидарной ответственности социальных субъектов за состояние и результаты духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:
– изучить пакет материалов,
разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
– определить основные направления и ценностные
основы воспитания и социализации учащихся
начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор
учащимися внеурочных занятий в соответствии с их
интересами и способностями.
– проанализировать научные подходы к
организации внеурочной деятельности, определить
стратегию её реализации в МОУ ДОД ДДТ;
– теоретически обосновать и разработать модель
организации внеурочной деятельности
обучающихся;
– определить критерии оценки эффективности
воспитательных воздействий в рамках внеурочной
деятельности и апробировать разработанную
модель в школе;
– разработать образовательные программы ДОД для
реализации направлений внеурочной деятельности;
– овладеть методами и формами организации
внеурочной деятельности в соответствии с
пакетом документов ФГОС нового поколения.
– эффективно использовать имеющуюся в Доме
детского творчества учебно-методическую и
материально-техническую базу, информационные
ресурсы, собственный методический потенциал.
4. Объект и предмет исследования
Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе через систему дополнительного образования детей.
Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1– 4-х классов.
5. Гипотеза исследования
Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена через организацию системы дополнительного образования детей, частью которой является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой является ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства:
– принятие ребенком ценностей должно
происходить через его собственную деятельность,
педагогически организованное сотрудничество с
учителями и воспитателями, родителями,
сверстниками, другими значимыми для него
субъектами.
– использование различных источников базовых
ценностей (содержание учебного материала)
– согласованность деятельности различных
субъектов воспитания и социализации, при ведущей
роли МОУ ДОД Дома детского творчества;
– реализация средового подхода в воспитании и
социализации детей.
6. Виды и направления внеурочной деятельности
– игровая деятельность;
– познавательная деятельность;
– проблемно-ценностное общение;
– досугово-развлекательная деятельность
(досуговое общение);
– художественное творчество;
– социальное творчество
(социально-преобразующая добровольческая
деятельность);
– спортивно-оздоровительная деятельность.
9. Ресурсы Программы
Рабочая группа |
Функции |
Состав |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации. | М.В. Григорьева, зав РМК Комитета
образования МР “Тунгокочекнский район” Н.А. Шеломенцева, методист по ДОД КО МР “Тунгокоченский район” А.С.Солдатова, директор МОУ ДОД ДДТ И.В. Коршикова, зам директора по УВР МОУ ДОД ДДТ |
Консультативно-методическая | Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов, изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения. | М.В. Григорьева, зав РМК Комитета
образования МР “Тунгокочекнский район” Н.А. Шеломенцева, методист по ДОД КО МР “Тунгокоченский район” И.В. Коршикова, зам директора по УВР МОУ ДОД ДДТ |
Профессиональные сообщества | Выносят решения по результатам апробации ФГОС нового поколения | Педагогический совет, рабочая группа по введению ФГОС нового поколения |
Педагоги | Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями | Все педагоги дополнительного образования детей, учителя начальных классов |
Задействованные педагоги | Организация внеурочной деятельности по
направлениям: Социально-проектная деятельность |
Все педагоги дополнительного
образования детей МОУ ДДТ; Е.В. Будник,педагог д/о студия “Ритм” (драматический) |
Художественно-эстетическое | В.П. Собко, педагог д/о, студия “Фаэтон”
(кукольный театр) С.В. Рекун, педагог д/о, объединение “Радуга” (ИЗО) Е.Н Рекунова,педагог д/о, объединение “Улыбка”(хореография) Д.В. Солдатов, педагог д/о, объединение “Гитара” |
|
Спортивно-оздоровительное | Е.Н. Рекунова,педагог д/о, “Степ-аэробика” | |
Декоративно-прикладное творчество | В.Л. Ананенко, педагог д/о,
объединение “Декоративно-прикладное
творчество” М.Г. Кондусова, педагог д/о, Объединение “Родничок” (оригами) И.В. Коршикова, педагог д/о,объединение “Истоки” (макраме) |
|
Естественнонаучное | Л.П. Чащина, педагог д/о, объединение
“Компьютер и я” (ИКТ) Е.Г.Золотухина, педагог д/о, объединение “Агроном” Л.И. Бизюков, педагог д/о, объединение “Тракторист” О.Н. Крупенникова,педагог д/о, объединение “Эврика” (экономика) |
Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности.
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, объединений МОУ ДОД ДДТ.
Научно-методическое обеспечение проекта
Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывает методический кабинет Комитета образования МР “Тунгокоченский район”
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в МОУ ДОД ДДТ имеются необходимые условия.
МОУ ДОД ДДТ располагает оборудованными кабинетами, а также занятия будут проводиться на базах школ, расположенных в окружающем социуме, в соответствии с разработанными образовательными программами дополнительного образования детей в учреждении.
Информационное обеспечение
В Доме детского творчества в каждом объединении имеется учебная, научно– методическая литература, дидактические материалы, аудио– видео проигрыватели, мультимедийная установка для проведения занятий.