Цель занятия:
1) закрепить навык нахождения изученных орфограмм;
2) развивать речь, внимание, наблюдательность;
3) воспитывать уважение к людям труда.
Средства: телевизор, диск “Азбука – малышка”, сказочные герои, листы с заданиями, надписи.
Структура занятия
1. Мобилизующий момент.
Спешите! Спешите! Садитесь поудобнее! Сейчас мы с вами отправимся в цирк “Орфограммы”. Перед вами выступит кот Леопольд с дрессированными мышами Жи и Ши, дирижёр Незнайка с оркестром гласных и согласных, клоун-жонглёр с летающими предложениями, гимнаст Чебурашка с большими буквами и фокусник.
2. Проведение занятия.
Слово учителя: Давайте вспомним, что обозначает слово “орфография”. Это – правильно пишу! (Плакат с расшифровкой).
Словарная работа: дирижёр, дрессировщик, фокусник, клоун, гимнаст, жонглёр. Что это за слова? (Ответы детей). Эти слова обозначают профессии людей, которые работают в цирке.
Слово учителя: Сегодня мы будем работать в группах. А какие это группы, вы сами скажете, прослушав стихи. (Двое ребят читают стихи о гласных и согласных звуках).
– Первым предлагает свои задания дирижёр оркестра гласных и согласных Незнайка. Необходимо соединить друг за другом все гласные буквы. У вас получится фигура, без которой нельзя начать представление в цирке.
(У детей – листы с буквами. Красным карандашом или фломастером они соединяют последовательно гласные буквы. Получается звезда – фейерверк).
– Но одних гласных недостаточно, чтобы прозвучала музыка. Нужно найти все согласные в предложении
Фока, хочешь поесть щец? (Плакат)
– Определите, какие это согласные. Здесь только глухие согласные!
– Настало время выйти на арену дрессировщику коту Леопольду и его питомцам – мышкам Жи и Ши. Он хочет, чтобы вы помогли ему всех мышек посадить по местам.
(Задание детям: составить слова с “жи” и “ши”, слоги даны. Слова из двух слогов, всего по 10 слов. Ученики работают в группах.
Слоги для Жи: ла, но, чи, лы, лу, ко, ви, ли, ры, во.
Слоги для Ши: ва, ли, ре, ны, ло, но, мы, су, ды, пы.
Вывод: “Твёрдо слышится – мягко пишется”.
– Пришло время выйти на арену фокуснику. Давайте посмотрим мультфильм с буквой “Ц”. ( Дети смотрят, делают вывод: иностранные слова пишутся с “и”, русские – с “ы”).
Физкультурная минутка.
– А весёлый клоун припас для вас летающие предложения. На каждом мяче есть слова, из которых клоун просит вас составить пословицы.
(Дети составляют и читают пословицы, находят в них орфограммы).
Добрый сын отцу радость, а худой печаль.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Не давши слово – крепись, а давши – держись.
С книгой жить, век не тужить.
– Пришла очередь Чебурашке предложить задания, он без вашей помощи не справится. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.
серёжа морозов не боится морозов.
витя васильков набрал букет васильков.
лёва скворцов сделал домик для скворцов.
толя огурцов собрал больше всех огурцов.
3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
“Поссоришься с грамматикой, не сладишь с математикой”. Как вы понимаете это высказывание? Что нового узнали? Что научились делать? Спасибо за работу!