Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. Первые соприкосновения с загадочным миром происходит в детстве, в частности, в школе. Поэтому нам, учителям, надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Учитель начальных классов стоит у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности. Убеждена, чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживанием авторов произведений, музыки, живописи, слова, тем ярче и чище, и уникальнее как личность будет он сам. Музыка и изобразительное искусство, хорошие помощники на уроках чтения. А если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и тоже содержание, то понять, прочувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как может быть никаким другим путем. Так появилась идея проведения интегрированных уроков чтения, музыки и изобразительного искусства. На урок был приглашен наш местный поэт, композитор Власов А.В. Урок прошёл с пользой для детей после этого, у детей появилась тяга писать стихи. Урок сопровождался презентацией.
Цели урока:
образовательные
– обеспечить условия для открытия учащимися вдумчивого отношения к образному языку лирического стихотворения;
развивающие
– развивать у учащихся поэтический вкус и
образное мышления в процессе работы;
– развивать у учащихся, умение воспринимать
стихотворение через авторскую позицию;
воспитательные
– создать условия для формирования чувств
красоты слова, живописи, музыки;
– вовлечь учащихся в состояние переживания и
осмысления любви к природе;
– обеспечить условия для работы в группе.
Оборудование:
На уроке используется презентации в программе Microsoft PowerPoint. Информационная презентация (портреты художника И. Левитана, композитора П. Чайковского, местного композитора и поэта А.Власова; картина И.Левитана “Золотая Осень”), распечатки на каждого ученика “Проба пера”.
На столах осенние букеты из листьев, травы, что дети принесли с экскурсии. На доске рисунки, которые дети нарисовали после экскурсии, на тему “Моя прогулка по осеннему лесу”. Класс поделён на пять групп.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой
.Слайд 1 – (на котором изображена осень)
Утром мы в лесок идем-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
УЧИТЕЛЬ – О каком времени года идет речь?
УЧИТЕЛЬ – Ребята посмотрите на свои осенние букеты, свои рисунки на тему: “Моя прогулка по осеннему лесу”, представьте, что вы снова в лесу на экскурсии.
Слайд 2(слайды, на которых изображена осень)
УЧИТЕЛЬ – Дохнул холодный северный ветер. Сменился летний наряд деревьев. Наступила короткая, но дивная пора “Золотая Осень”.
УЧИТЕЛЬ – Чем удивительна пора “Золотая Осень”?
(Деревья стоят в сказочном убранстве, лес точно терем расписной, красивый, небо чистое, светлое; ярко светит солнце;)
УЧИТЕЛЬ – За что вы любите осень?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ – А вот как об этом сказали, ребята, ваши ровесники из других классов. Внимание на экран:
Слайд 3 (ответы детей из других классов)
Я люблю осень за то, что в лесу есть
грибы. Осень очень яркая. Разная погода осенью: солнце, дождь и ветер. Листья на деревьях разноцветные и на земле лежит как будто расписной ковёр. |
(Делаем вывод, на сколько совпадают мнения);
II. Подготовка к первичному восприятию
УЧИТЕЛЬ – Осень приходит вкрадчиво, незаметно. Сначала начинают желтеть кусты, на берёзах появляются желтые прядки. Осенью земля надевает самые дорогие наряды. Каких только оттенков не увидишь в природе: берёзы и клёны покрылись лимонной желтизной, листья осины разрумянились, как спелые яблоки. Вдруг лесную тишину нарушают птичьи голоса. Это прощальные песни птиц.
УЧИТЕЛЬ – При помощи, каких средств можно изобразить осень?
(Можно нарисовать осень; написать сочинение, рассказ, сочинить стихотворение; написать музыку.)
УЧИТЕЛЬ – Многие писатели, поэты художники, музыканты любили изображать осень в своих произведениях, изображали ёе красоту.
Урок я назвала “Лира Осени”.
Слайд 4 (тема урока)
УЧИТЕЛЬ – Почему лира? Да потому, что лира– это такой инструмент музыкальный. Он является символом поэтического творчества, объединяя в себе: живопись, музыку, поэзию.
УЧИТЕЛЬ – А эпиграфом нашего урока послужили слова Фёдора Ивановича Тютчева:
Слайд 5(эпиграф урока)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера …
III. Первичное восприятие
– А сейчас мы с вами поговорим о том, как художники воспевали осень.
Внимание на экран.
Слайд 6 -портрет художника Левитана
УЧИТЕЛЬ – Всмотритесь в лицо этого человека, что бросается в глаза?
УЧИТЕЛЬ – Его глаза выразительные, задумчивы, от которых ничего не скроется. А ещё бросается его большой лоб – это говорит о том, что он человек очень умный.
Этот замечательный художник Исаак Ильич Левитан, с огромной любовью и теплотой писал скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Он умело использует цвет, рисунок, композицию.
Слайд 7 – картина художника Левитана
УЧИТЕЛЬ – Вот перед вами картина “Золотая Осень”, в ней художник воспевает осень, родную природу. Внимательно всмотритесь в картину, условно её можно разделить на три плана: передний, средний, дальний план.
УЧИТЕЛЬ – Внимание вопрос всем командам. Что находится у художника в картине на переднем плане?
(На переднем плане берёзы в ярком наряде осенней листвы, отливающей под лучами солнца золотом, синенькая узенькая речка, с ещё зелёной травой по берегам)
УЧИТЕЛЬ – Что изображено на среднем плане?
(Вдали лес, деревенька)
УЧИТЕЛЬ – Что изображено на дальнем плане?
(Сине-голубое бездонное небо со светлыми рассеянными облачком.)
УЧИТЕЛЬ – Вот такая композиция позволяет правдиво и выразительно передать пространство в картине, т.к. соотношение между различными частями правильное и грамотное.
УЧИТЕЛЬ – Какие краски, преимущественно присутствуют в картине?
(Желто-золотистые)
Но осенью восхищались не только художники, но музыканты.
Слайд 8 – портрет композитора П.Чайковского
(Рассказ учителя о композиторе П.И. Чайковском)
УЧИТЕЛЬ – Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве.
Слайд 9 прослушивания его произведений на тему Осень.)
IV. Художественное исполнение
Слайд 10, 11, 12, 13, 14. – на слайдах изображена осень, для каждой группы свой слайд.
УЧИТЕЛЬ – Осень – это действительно удивительная пора: недаром ей восхищались художники и музыканты. Поэты тоже не могли остаться в стороне, следующий этап нашей работы поэтический конкурс.
Каждая группа получило задание приготовить к этому уроку стихотворение об осени. (один участник от группы)
1 группа – Лермонтов М.Ю.(Листья в поле пожелтели…)
2 группа – Некрасов Н.А. (Славная осень.)
3 группа – Майков А.Н. (Кроет уж лист золотой…)
4 группа – Тютчев Ф.И. (Есть в осени первоначальной…)
5 группа – Пушкин А.С. (Уж небо осенью дышало…)
– Вы так все хорошо читали стихотворения великих поэтов, и мне захотелось прочитать вам тоже два стихотворения об осени. Одно называется “Октябрь”, другое “Осень”
(После чтения стихотворений)
– Вам понравились стихотворения?
– В обоих стихотворениях чувствуется гордость за свою малую родину.
– Ребята, какой недочёт я допустила перед чтением?
(Не назвала автора)
УЧИТЕЛЬ – А вы хотели бы узнать, кто автор этих стихов?
УЧИТЕЛЬ – Я опять начну с загадки, а вы, возможно, догадаетесь кто автор этих стихов.
Он родился 17 мая 1964 года в райцентре Тюменцево Алтайского края. Он выпускник Тюменцевской средней школы и школы искусств. Он окончил Усть-Коменагорский музыкально-педагогический институт. Работает в детской школе искусств села Тюменцева, преподавателем по классу эстрадного вокала гитары. Он композитор и поэт.
Слайд 15 – портрет А. Власова
УЧИТЕЛЬ – Вот сейчас ваш учитель музыки Алексей Валентинович, выступит как поэт и композитор.
(А.В. Власов исполняет песню на гитаре об осени музыка и слова своего собственного сочинения.)
УЧИТЕЛЬ – Ребята, а из вас кто-нибудь пытался сочинять стихи?
(Козлова Кристина – прочитала своё собственное стихотворение об осени)
Золотая осень.
Золотая осень
Желтые листы!
Ветер сказку кружит
Вешней красоты.
А на небе птицы
Косяком летят,
Облачилась осень
В праздничный наряд.
Золото пурпура
Ветви обожгли,
Гроздья той рябины
Красным подошли.
Воздух вновь пронзает
Свежестью дождя.
Это осень плачет
Только для тебя!
V. Художественное творчество.
УЧИТЕЛЬ – А теперь внимание на экран.
Слайд 16 – “Проба пера”
Проба пера.
….. ….. листья,
….. .. …. моросит.
….. …. .. свистом
.. …. …. шумит.
…., …. кружится
…. .. …. листок.
.. …. … проявился
…. … клочок.
УЧИТЕЛЬ – Дома попробуйте сочинить из предложенных строчек своё стихотворение, самые удачные мы отправим в нашу местную газету “Вперёд”
VI. Итог урока.
Слайд 17
УЧИТЕЛЬ – Вот и закончился наш необыкновенный урок. Я хочу сказать спасибо, вам ребята, за интересную работу на уроке. Мне хочется поблагодарить Алексея Валентиновича за его необычайно щедрый талант открывать и дарить красоту другим.
А вы, ребята, если хотите поблагодарить урок, то поаплодируйте ему!