Интегрированный урок "литературное чтение + изобразительное искусство + музыка" по теме "Лира осени". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. Первые соприкосновения с загадочным миром происходит в детстве, в частности, в школе. Поэтому нам, учителям, надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Учитель начальных классов стоит у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности. Убеждена, чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживанием авторов произведений, музыки, живописи, слова, тем ярче и чище, и уникальнее как личность будет он сам. Музыка и изобразительное искусство, хорошие помощники на уроках чтения. А если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и тоже содержание, то понять, прочувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как может быть никаким другим путем. Так появилась идея проведения интегрированных уроков чтения, музыки и изобразительного искусства. На урок был приглашен наш местный поэт, композитор Власов А.В. Урок прошёл с пользой для детей после этого, у детей появилась тяга писать стихи. Урок сопровождался презентацией.

Цели урока:

образовательные

– обеспечить условия для открытия учащимися вдумчивого отношения к образному языку лирического стихотворения;

развивающие

– развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышления в процессе работы;
– развивать у учащихся, умение воспринимать стихотворение через авторскую позицию;

воспитательные

– создать условия для формирования чувств красоты слова, живописи, музыки;
– вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления любви к природе;
– обеспечить условия для работы в группе.

Оборудование:

На уроке используется презентации в программе Microsoft PowerPoint. Информационная презентация (портреты художника И. Левитана, композитора П. Чайковского, местного композитора и поэта А.Власова; картина И.Левитана “Золотая Осень”), распечатки на каждого ученика “Проба пера”.

На столах осенние букеты из листьев, травы, что дети принесли с экскурсии. На доске рисунки, которые дети нарисовали после экскурсии, на тему “Моя прогулка по осеннему лесу”. Класс поделён на пять групп.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Слайд 1 – (на котором изображена осень)

Утром мы в лесок идем-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

УЧИТЕЛЬ – О каком времени года идет речь?

УЧИТЕЛЬ – Ребята посмотрите на свои осенние букеты, свои рисунки на тему: “Моя прогулка по осеннему лесу”, представьте, что вы снова в лесу на экскурсии.

Слайд 2(слайды, на которых изображена осень)

УЧИТЕЛЬ – Дохнул холодный северный ветер. Сменился летний наряд деревьев. Наступила короткая, но дивная пора “Золотая Осень”.

УЧИТЕЛЬ – Чем удивительна пора “Золотая Осень”?

(Деревья стоят в сказочном убранстве, лес точно терем расписной, красивый, небо чистое, светлое; ярко светит солнце;)

УЧИТЕЛЬ – За что вы любите осень?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ – А вот как об этом сказали, ребята, ваши ровесники из других классов. Внимание на экран:

Слайд 3 (ответы детей из других классов)

Я люблю осень за то, что в лесу есть грибы.

Осень очень яркая.

Разная погода осенью: солнце, дождь и ветер.

Листья на деревьях разноцветные и на земле лежит как будто расписной ковёр.

(Делаем вывод, на сколько совпадают мнения);

II. Подготовка к первичному восприятию

УЧИТЕЛЬ – Осень приходит вкрадчиво, незаметно. Сначала начинают желтеть кусты, на берёзах появляются желтые прядки. Осенью земля надевает самые дорогие наряды. Каких только оттенков не увидишь в природе: берёзы и клёны покрылись лимонной желтизной, листья осины разрумянились, как спелые яблоки. Вдруг лесную тишину нарушают птичьи голоса. Это прощальные песни птиц.

УЧИТЕЛЬ – При помощи, каких средств можно изобразить осень?

(Можно нарисовать осень; написать сочинение, рассказ, сочинить стихотворение; написать музыку.)

УЧИТЕЛЬ – Многие писатели, поэты художники, музыканты любили изображать осень в своих произведениях, изображали ёе красоту.

Урок я назвала “Лира Осени”.

Слайд 4 (тема урока)

УЧИТЕЛЬ – Почему лира? Да потому, что лира– это такой инструмент музыкальный. Он является символом поэтического творчества, объединяя в себе: живопись, музыку, поэзию.

УЧИТЕЛЬ – А эпиграфом нашего урока послужили слова Фёдора Ивановича Тютчева:

Слайд 5(эпиграф урока)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера …

III. Первичное восприятие

– А сейчас мы с вами поговорим о том, как художники воспевали осень.

Внимание на экран.

Слайд 6 -портрет художника Левитана

УЧИТЕЛЬ – Всмотритесь в лицо этого человека, что бросается в глаза?

УЧИТЕЛЬ – Его глаза выразительные, задумчивы, от которых ничего не скроется. А ещё бросается его большой лоб – это говорит о том, что он человек очень умный.

Этот замечательный художник Исаак Ильич Левитан, с огромной любовью и теплотой писал скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Он умело использует цвет, рисунок, композицию.

Слайд 7 – картина художника Левитана

УЧИТЕЛЬ – Вот перед вами картина “Золотая Осень”, в ней художник воспевает осень, родную природу. Внимательно всмотритесь в картину, условно её можно разделить на три плана: передний, средний, дальний план.

УЧИТЕЛЬ – Внимание вопрос всем командам. Что находится у художника в картине на переднем плане?

(На переднем плане берёзы в ярком наряде осенней листвы, отливающей под лучами солнца золотом, синенькая узенькая речка, с ещё зелёной травой по берегам)

УЧИТЕЛЬ – Что изображено на среднем плане?

(Вдали лес, деревенька)

УЧИТЕЛЬ – Что изображено на дальнем плане?

(Сине-голубое бездонное небо со светлыми рассеянными облачком.)

УЧИТЕЛЬ – Вот такая композиция позволяет правдиво и выразительно передать пространство в картине, т.к. соотношение между различными частями правильное и грамотное.

УЧИТЕЛЬ – Какие краски, преимущественно присутствуют в картине?

(Желто-золотистые)

Но осенью восхищались не только художники, но музыканты.

Слайд 8 – портрет композитора П.Чайковского

(Рассказ учителя о композиторе П.И. Чайковском)

УЧИТЕЛЬ – Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве.

Слайд 9 прослушивания его произведений на тему Осень.)

IV. Художественное исполнение

Слайд 10, 11, 12, 13, 14. – на слайдах изображена осень, для каждой группы свой слайд.

УЧИТЕЛЬ – Осень – это действительно удивительная пора: недаром ей восхищались художники и музыканты. Поэты тоже не могли остаться в стороне, следующий этап нашей работы поэтический конкурс.

Каждая группа получило задание приготовить к этому уроку стихотворение об осени. (один участник от группы)

1 группа – Лермонтов М.Ю.(Листья в поле пожелтели…)

2 группа – Некрасов Н.А. (Славная осень.)

3 группа – Майков А.Н. (Кроет уж лист золотой…)

4 группа – Тютчев Ф.И. (Есть в осени первоначальной…)

5 группа – Пушкин А.С. (Уж небо осенью дышало…)

– Вы так все хорошо читали стихотворения великих поэтов, и мне захотелось прочитать вам тоже два стихотворения об осени. Одно называется “Октябрь”, другое “Осень”

(После чтения стихотворений)

– Вам понравились стихотворения?

– В обоих стихотворениях чувствуется гордость за свою малую родину.

– Ребята, какой недочёт я допустила перед чтением?

(Не назвала автора)

УЧИТЕЛЬ – А вы хотели бы узнать, кто автор этих стихов?

УЧИТЕЛЬ – Я опять начну с загадки, а вы, возможно, догадаетесь кто автор этих стихов.

Он родился 17 мая 1964 года в райцентре Тюменцево Алтайского края. Он выпускник Тюменцевской средней школы и школы искусств. Он окончил Усть-Коменагорский музыкально-педагогический институт. Работает в детской школе искусств села Тюменцева, преподавателем по классу эстрадного вокала гитары. Он композитор и поэт.

Слайд 15 – портрет А. Власова

УЧИТЕЛЬ – Вот сейчас ваш учитель музыки Алексей Валентинович, выступит как поэт и композитор.

(А.В. Власов исполняет песню на гитаре об осени музыка и слова своего собственного сочинения.)

УЧИТЕЛЬ – Ребята, а из вас кто-нибудь пытался сочинять стихи?

(Козлова Кристина – прочитала своё собственное стихотворение об осени)

Золотая осень.

Золотая осень
Желтые листы!
Ветер сказку кружит
Вешней красоты.
А на небе птицы
Косяком летят,
Облачилась осень
В праздничный наряд.
Золото пурпура
Ветви обожгли,
Гроздья той рябины
Красным подошли.
Воздух вновь пронзает
Свежестью дождя.
Это осень плачет
Только для тебя!

V. Художественное творчество.

УЧИТЕЛЬ – А теперь внимание на экран.

Слайд 16 – “Проба пера”

Проба пера.

….. ….. листья,
….. .. …. моросит.
….. …. .. свистом
.. …. …. шумит.
…., …. кружится
…. .. …. листок.
.. …. … проявился
…. … клочок.

УЧИТЕЛЬ – Дома попробуйте сочинить из предложенных строчек своё стихотворение, самые удачные мы отправим в нашу местную газету “Вперёд”

(Приложение)

VI. Итог урока.

Слайд 17

УЧИТЕЛЬ – Вот и закончился наш необыкновенный урок. Я хочу сказать спасибо, вам ребята, за интересную работу на уроке. Мне хочется поблагодарить Алексея Валентиновича за его необычайно щедрый талант открывать и дарить красоту другим.

А вы, ребята, если хотите поблагодарить урок, то поаплодируйте ему!

Видеоприложение