В условиях модернизации образования изменяется понимание качества обучения, по-новому рассматриваются пути создания условий в образовательном пространстве. Разрабатываемые стандарты нового поколения нацелены на обеспечение деятельностной, компетентностной парадигмы. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания и опыт в нестандартной ситуации, т.е. подготовка школьников к решению реальных жизненных проблем. В связи с этим в последние годы стали часто говорить о компетентностном подходе в образовании. Что это такое?
Компетентностный подход предполагает обновление образования, направленное на формирование личностных качеств школьника и в совокупности отражают функциональную грамотность ученика.
Компетенция (по А. Хуторскому) - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность (по А. Хуторскому) - владение, обладание человеком соответсвующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентности, заложенные в Стандарт общего образования:
- Предметная - способность действовать в жизни с позиции содержания учебного предмета;
- Коммуникативная - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- Информационная - способность получать информацию из любых, доступных источников;
- Культурологическая - способность к толерантному мышлению;
- Валеологическая - способность и потребность ведения здорового образа жизни;
- Учебно-исследовательская и проектная - способность креативно мыслить и действовать.
В проекте "Концепция реализации на территории Кировской области компетентностно-ориентированного образования" названы следующие ключевые компетентности: рефлексивная, технологическая, проектная, коммуникативная, информационная, социальная.
Система компетентностно-ориентированного подхода в оценке качества образования строится на формировании функциональной географической грамотности учащихся, введении количественных и качественных характеристик процессов и элементов оценивания, развитии способности школьников самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки в решении проблем, актуальных для личности и общества.
Географическое образование формирует уникальный спектр ценностных ориентиров по отношению к природе, обществу, людям, себе. Соответственно ключевые компетентности и предметные компетенции имеют тесную взаимосвязь.
Например, коммуникативная компетентность включают умения школьников пользоваться картами атласа, статистическими материалами, современными ГИС для поиска и интерпретации полученной информации, её презентации.
Социальная компетентность реализуется через знание и понимание законов развития экономики, поведения человека в социально-экономической среде, умение сделать оптимальный выбор в принятии решения, осознанный выбор, за который школьник несет ответственность.
В соответствии с минимумом содержания Госстандарта к уровню географической грамотности школьников основные ключевые компетентности рассматриваются следующим образом.
Основные ключевые компетентности, компетенции и их географическая трансформация на примере изучения темы "Климат России" (8 класс.)
Сферы реализации компетентностей и компетенций | Важнейшие аспекты реализации компетентностей и компетенций | Примеры практических заданий на формирование компетентностей и компетенций |
Сфера познавательной деятельности: информационная компетентность | Освоение методов самостоятельного приобретений знаний из различных источников информации, в том числе электронных ресурсов на основе ГИС. | Назовите источники, из которых вы
можете получить информацию о климате России? Используя алгоритм характеристики климата сверните информацию в удобном для вас виде. Выделите вопросы, по которым вы можете получить информацию в других источниках ? Систематизируйте статистический материал по изученной теме, полученные из разных источников. Основываясь на полученной информации о неблагоприятных климатических явлениях на территории России. Сделайте предположение: какие из них могут быть на территории нашего района. Каковы основные правила поведения в случае их возникновения? На основе критического анализа разных точек зрения на изменение климата России, сделайте вывод о причинах этого явления. |
Сфера общественной деятельности: социальная компетентность |
Выполнение ролей гражданина, жителя, работника, избирателя, члена социальной группы, коллектива, исследователя. | Вы работаете метеорологом. Составьте
комментарий прогноза погоды по синоптической
карте для информации по кировскому телевидению. Вы являетесь жителем республики Саха. Объясните влияние климата на жизнь, традиции, хозяйственную деятельность якутов. Вам предстоит разработать проект строительства жилого дома в г. Верхоянске. Каких специалистов вы привлечете к разработке проекта. Свой выбор обоснуйте. Спроектируйте строительство автомобильной дороги (железной) на территории Восточной Сибири. Какие условия вам придется учитывать? |
Сфера трудовой деятельности: коммуникативная, информационная компетентности | Умение анализировать ситуацию на рынке труда, совершенствовать и реализовывать профессиональные возможности самореализации. | Знакомство с профессиями, требующими
географической подготовки. Разработайте деловую игру "Трудовые ресурсы Кировской области. Рынок труда". Используйте инструктивную карточку. Вам предстоит выступить на международном экологическом симпозиуме. О какой экологической проблеме Кировской области вы будете докладывать. К Вам обратилась администрация Верхнекамского района с предложением о разработке проекта парка отдыха для горожан. Какие ресурсы Вы будете использовать? Найдите самостоятельное решение очистки воздуха от загрязнения работой ТЭЦ города. |
Проектная компетентность | Готовность анализировать ситуацию, выявлять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты. | Разработайте проект "Влияние климата
на хозяйственную деятельность, обычаи и традиции
родного края". Создайте проект "Использование минеральных источников Верхнекамья для оздоровления населения". Разработайте проект "Этнокультурное наследие своего родного края: изучаем, исследуем, храним". |
Технологическая компетентность | Способность и готовность учащихся к
пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности. |
Пользуясь алгоритмом деятельности,
дайте характеристику климата России. Выполните практическую работу "Определение по синоптической картеособенностей погоды для различных пунктов России. Составление прогноза погоды". Используйте инструктивную карточку. ЕГЭ и ГИА по географии. Выполнение контрольной работы по изученной теме "Климат России". Выбор учеником модулей изучения темы "Климат России" в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. |
Рефлексивная компетентность | Готовность организовывать свою
деятельность в соответствии с позициями: Что я делаю (делал, буду делать?) Зачем я это делаю (делал, буду делать?) Как я это делаю (делал, буду делать?) Что получу (получил) в результате ? Т.И. Шамова предлагает следующий алгоритм рефлексии: "Я" - позиция: Как чувствовал себя в процессе учения? Было ли комфортно? С каким настроением работал? Доволен ли собой? "Мы" - позиция: Насколько комфортно работалось в группе? Была ли оказана помощь в группе? Авторитетен ли я в вопросах изучения нового материала? Были ли затруднения? "Дело" - позиция:-oпция Я достиг цели учения! Мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен)! В чем я затруднялся? Почему? Как мне преодолеть свои проблемы? |
Сегодня на уроке я узнал: На уроке я испытал затруднения.. Для того, чтобы хорошо, быстро и правильно работать с картой атласа, мне нужно ориентироваться в легенде карты На уроке я научился (лась):. Для продолжения работы мне необходимо:. Знания, полученные на уроке, я буду использовать :. Я владею данной технологией изучения нового материала: Я использовал следующие способы изучения нового материала: Я доволен работой в группе: Мой голос в группе был услышан: Я реализовал свои возможности не уроке: Мне все (не все) вопросы и задания были понятны: Я доволен (не доволен) своими результатами на уроке: Я не доволен результатами урока потому, что:. Мне интересно узнать: Я ставлю цель изучить:.. (научиться):. У меня никогда не получалось, поэтому я :. До меня никто не делал. а я попробую : Чтобы получить зачет, мне необходимо:(я сделаю:.) |
Формированию компетентностей способствует и внеурочная деятельность школьников. Учащимся предлагаются творческие задания:
Создать проект социального, технического или информационного содержания. Например, "Выставка картин" по теме "Климат России".
Проект строительства мини-ГЭС на реке Вятке.
Деловая игра "Агро" (решение проблемы производства экологически чистых продуктов на территории Кировской области).
Презентации. Например, "Глобальное потепление и его проявления на территории Кировской области".
Заочные путешествия. Например, в процессе изучения географии материков и океанов предлагаю совершить путешествие в Южную Америку и послушать "Голоса Амазонии".
Таким образом: формирование ключевых компетенций и компетентностей школьников позволит им самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с источниками информации, находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности, определять географический, экологический контекст отношений, отличать факты от теории, а, главное, приобретать функции самостоятельного поиска решения и исследования проблем реальной жизненной ситуации.