Дошкольное детство - уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню развития познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию. Степень развития познавательной деятельности во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе, является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения. В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становлению их личностных качеств (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, В.В. Юртайкин и др.). Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями, что создает картину неготовности детей к школьному обучению. Следовательно, наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Изучив специальную литературу и используя свой многолетний опыт работы, я составила рабочие тетради для развития познавательных способностей детей 4-5 лет (см. приложение 1) и 5-6 лет с ОНР (приложение 2).
Цель пособий: развитие познавательных психических процессов, обеспечение готовности детей к обучению грамоте.
В основу пособий положены такие принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность, комплексность подхода к решению проблемы, единство теории и практики, тематическая принадлежность, построение четкого дидактического ряда, онтогенез каждого направления. Задания носят обучающий и развивающий характер, распределены по лексическим темам, которые соответствуют Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.). Тетради можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и при работе родителей с детьми по заданию логопеда. Различные упражнения позволят научить детей сравнивать предметы между собой; обобщать; ориентироваться в пространстве; концентрировать внимание, развить его произвольность; определять последовательность событий; развить мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию; развить зрительное восприятие.
В тетрадях представлены следующие виды заданий.
1. Для развития мышления:
- "4 лишний", "отгадай загадку", "соедини предметы от самого маленького к самому большому", "найди закономерность, назови недостающий предмет", "подбери пары картинкам", "что сначала, что потом?".
2. Для развития внимания, зрительного восприятия:
- "найди два одинаковых предмета", "найди предмет, отличающийся от других", "узнай, что нарисовано", ""найди отличия между картинками", "лабиринт".
3. Для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики:
- "обведи по точкам", "обведи линии, не отрывая руки", "выложи из палочек", "пройди по дорожке", "раскрась картинку", "заштрихуй", "дорисуй", пальчиковые гимнастики.
Данные пособия прошли экспертную оценку и получили положительное заключение методического совета СМИ "НУМИ", а также МОУ ДПО "Дошкольный методический центр" г. Краснодара.