Целью современного образования, как сказано в пособии А.Г. Асмолова (серия «Стандарты второго поколения»), становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, умение учиться.
Для реализации этой цели большое значение имеет развитие у школьников наблюдательности как необходимого личностного качества.
Учитывая эти данные, проблемы, существующие в моём классе, тему по самообразованию определила следующим образом: «Организационно-педагогические условия развития наблюдательности младших школьников в образовательном процессе».
Цель работы: определить вышеназванные условия.
Задачи:
- Изучить имеющуюся литературу.
- Провести в классе, где я являюсь классным руководителем психолого-педагогическое обследование на предмет определения уровня наблюдательности учащихся.
- Выявить возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова, по которой я работаю, в развитии наблюдательности учащихся;
- Выработать методологию развития наблюдательности в моём классе.
Проблема развития наблюдательности имеет давнюю историю. Выдающиеся представители педагогики и психологии прошлого уделяли ей значительное внимание, отмечая большую роль наблюдательности в интеллектуальном развитии детей.
На сегодняшний день наблюдательность трактуется педагогами и психологами как качество личности, представляющее собой один из характерных признаков индивидуальных отличий между людьми.
По мнению, М.В. Зверевой
наблюдательность является важнейшим качеством человека. Уровень ее развития
определяет в дальнейшем становление личности, успешность в учебе и
профессиональной деятельности.
Наблюдательность – это способность, проявляемая в умении подмечать существенные,
характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений. Предполагает
любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Ее развитие –
важная задача формирования адекватного восприятия действительности.
В автореферате Корневой Инны Николаевны «Развитие наблюдательности младших школьников в процессе изучения естественного материала» 2003 года приводятся уровни сформированности наблюдательности учеников 2-4 классов.
Высокий уровень. Определяется по способности учащихся быстро определять в предметах окружения существенные и характерные особенности, осознавать их взаимосвязи с другими предметами, выявлять простые закономерности.
Достаточный уровень.
Определяется по способности учеников быстро определять большинство существенных и характерных признаков предметов, их взаимосвязи с другими предметами окружающей среды. Но потребность в познании может быть нестойкой, зависит от эмоциональной привлекательности объекта наблюдения. Такие ученики учатся хорошо лишь тогда, когда предмет изучения для них особенно значим.
Средний уровень. Ученики такого уровня могут обращать внимание на отсутствие или наличие какого-либо свойства предмета, выделять его новые черты, но не могут применить свои впечатления в конкретной ситуации. Интересы таких детей являются нестойкими, зависят от привлекательности предмета.
Низкий уровень. Характеризуется элементарной наблюдательностью, которая отвечает уровню наглядно-образного мышления. Не углубляясь в причинно-следственные связи, ученики замечают лишь внешние черты объектов. Эти ученики выделяют несущественные, нехарактерные признаки и очевидные взаимосвязи, имеют низкую общую мотивацию, поэтому не отличаются познавательной активностью и внимательностью на уроках, характеризуются равнодушным или отрицательным отношениям к учебным занятиям.
В результате проведенного обследования в моём классе выявилось количество детей, соответствующее каждому уровню:
- высокий – 3 человека или 13%;
- достаточный – 4 человека или 17%;
- средний – 14 человек или 61%;
- низкий – 2 человека 9%.
Таким образом, большинство моих первоклассников имеют средний уровень сформированности наблюдательности, а это значит, что предстоит большая работа по совершенствованию этого свойства учащихся.
Воспользовавшись экспериментальной методикой развития наблюдательности младших школьников, разработанной Корневой И.Н., я пришла к выводу, что первостепенное значение в развитии наблюдательности играет мотивация:
- Мотивация средствами содержания учебной деятельности.
- Мотивация путем соответствующей организации учебного процесса.
С 2000 года я работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Цель программы: дать возможность ребенку убедиться в том, что источником познания является вся окружающая действительность. Основная задача учебного процесса: формирование познавательного мотива школьников.
Содержание учебного комплекта по системе Л.В.Занкова рассчитано на оптимальное общее развитие школьников. Авторы учебников и рабочих тетрадей: И.И. Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, Н.Я.Дмитриев, А.Н.Казаков, Н.В.Нечаева, Н.К.Булычева и К.С.Белорусец предлагают детям такой материал, который способствует саморазвитию школьников, направлен на развитие умения учащихся работать в группе, воспитание толерантности, подразумевает, что через наблюдения можно получить информацию, необходимую для получения новых знаний.
Метод наблюдения как способ освоения, познания действительности является, таким образом, одним из главных в реализации системы Л.В. Занкова.
Основными приёмами этого метода можно считать следующие:
- рассматривание предмета наблюдения;
- мысленное его представление;
- рассказ о предмете наблюдения по памяти;
- сравнение предметов, нахождение общих и разных свойств;
- фиксация наблюдений;
- зарисовки, раскрашивание;
- имитация свойств предмета наблюдения;
- использование на уроке художественных произведений;
- использование народных примет, пословиц и поговорок, загадок;
- составление памяток, инструкций.
Не менее важны методы проблемного обучения, методы самостоятельной работы, частично- поисковые и исследовательские методы, которые определяют, в каких формах будет организована деятельность наблюдения: самостоятельное, индивидуальное наблюдение или коллективная деятельность (в парах или группах).
Таким образом, в технологии развивающего обучения заложены условия развития школьников, в том числе и наблюдательности.
К этим условиям, в соответствии с концепцией нашей школы, мы можем отнести и следующие:
- Содержание учебного занятия, которое расширяет и разнообразит представления детей, даёт им возможность наблюдать, опирается на их личный опыт, оказывает помощь по адаптации в жизни;
- Форма организации обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная), которая сохраняет позицию субъектности ребёнка в процессе учения, направлена на поддержание его внутренней активности, соответствует содержанию занятия.
- Система методов обучения, которые позволяют детям самостоятельно познавать действительность, решать поставленную задачу, дают право на ошибку, способствуют его успешности.
- Личностные, профессиональные изменения учителя, которые предполагают его умение программировать процесс наблюдения, отбирать материал для наблюдения, инициировать учебное взаимодействие учащихся со взрослыми и ровесниками, осуществлять оптимальный отбор педагогического инструментария, осуществлять рефлексию.
Помимо названных методов, приёмов, форм обучения, необходимо упомянуть такую разновидность урока, как экскурсия. Поскольку именно экскурсия позволяет реализовать на практике основные приёмы по развитию наблюдательности учащихся, способствует формированию отношения к действительности как источнику познания.
С учётом выявленных организационно-педагогических условий развития наблюдательности младших школьников, я спланировала работу в этом направлении на четыре года вперёд, поскольку в этом году у меня первый класс:
1-2 класс
- Организовать наблюдения детей за явлениями и объектами природы во время прогулок, экскурсий, походов и т.д., использовать результаты этих наблюдений на уроках.
- Организовать наблюдения учеников на учебных занятиях, показать значимость и увлекательность наблюдений, использовать в учебном процессе информацию, которую дети получили в ходе самостоятельных наблюдений.
- Поощрять и стимулировать стремление ребенка самостоятельно наблюдать, организовать обсуждение результатов самостоятельных наблюдений.
- Познакомить детей с различными источниками информации, показать её ценность.
- Развивать у детей стойкую потребность в наблюдении, интерес к деятельности наблюдения.
3-4 класс
- Поддерживать свойственную детям активность.
- Опираться на их жизненный опыт,
- Обеспечивать каждому ребёнку успех в той или иной деятельности.
- Организовывать творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями.
- Создавать условия для активного освоения ребёнком пространства.
- Осуществлять педагогическую поддержку детей.
- Считаю, что главную роль в решении проблемы развития наблюдательности учащихся играет учитель, который должен переосмыслить свое отношение к этому качеству личности.
Литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 151 с.
- Концепция опытно-исследовательской работы школы №28 «Антропологическая ориентация образовательного процесса и образовательной среды начальной школы».
- Корневая И.Н. Автореферат диссертации на получение научной степени кандидата педагогических наук: Развитие наблюдательности младших школьников в процессе изучения естественного материала. - Киев, 2003г.
- Начальная школа: опыт инновационного развития. / Под ред. Л.А.Чистяковой. -Иркутск, 2003. 74с.
- Интернет-ресурсы.