Программные задачи:
- Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань, кожа; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
- Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
- Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.
- Расширять словарный запас с помощью новых слов.
Словарь: лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, обивка, ткань, собирать, заготавливать, мебельная фабрика, столешница, подлокотники.
Материал: иллюстрации различной мебели, профессий, материалы: камень, дерево, кусочки кожи, ткани, гуашь, вода, щетка, тряпочки; инструменты: молоток, гвозди, пила, рубанок; натуральная и кукольная мебель
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?
Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? Всегда ли была мебель у людей?
Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:
Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
Дети: На полу, на земле, на камнях
Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?
Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.
Воспитатель: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?
Дети: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.
Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать).
Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие; гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.
Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?
Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.
Психогимнастика: Изобразить лесорубов, которые пилят деревья, обрубают сучья; лесовозы-машины, которые еле-еле везут огромные брёвна; столяра, который склеивает стул; плотника, который старательно стругает доски; людей, которые радуются новой мебели.
Воспитатель: Где можно взять мебель? (в магазине). Сегодня мы отправляемся в магазин, где продают мебель. Как он называется? Смотрите сколько мебели. Какая мебель вам не знакома? Из каких частей состоит мебель? Знакомлю со столешницей.
Дети: ножки, спинка, ящики, полочки, стеночки, дверцы, ручки. Знакомлю со столешницей.
Дидактическая игра “Что общего?”
- шкаф, буфет (полочки)
- скамейка, стул, табурет (на них сидят)
- шкаф, комод (туда складывают одежду)
- что общего у всей мебели в этом отделе? (она деревянная)
Воспитатель: Отправляемся в зал мягкой мебели. Почему ее так назвали? Почему она такая разная? (ткань разная, цвет разный). Мы с вами уже знаем, что мягкую мебель обтягивают тканью или кожей. Что лучше, ткань или кожа?
Давайте проведем несколько опытов
1. Возьмите кусочки ткани и кожи. Помните, погладьте, приложите к щеке.
Дети: Ткань мнется, кожа нет.
2. Прольем на них воду. Что вы видите?
Дети: Ткань промокла, кожа нет.
Воспитатель: Как убрать воду с кожи? С ткани?
Дети: кожу можно протереть сухой тряпочкой, а ткань надо долго сушить.
Обобщение: из кожи мебель не промокает.
3. Испачкали случайно краской. Что вы видите?
Дети: ткань пропиталось краской, а кожа не промокла, а только испачкалась.
Воспитатель: Как можно почистить кожу? Как почистить ткань?
Дети: Кожу протереть мокрой тряпкой, потом сухой, а ткань надо замыть, почистить щеткой, долго сушить.
Обобщение: Кожаная мебель легко чистится.
Вывод: Мебель из кожи будет служить дольше!
Воспитатель: Как называют мебель из кожи? (Кожаная)
Воспитатель: Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового вы узнали?
Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Почему?