Предшкольное образование направлено на преодоление ряда проблем современного дошкольного образования, среди которых наиболее значимые
:тяжелые нарушения речи детей;
жесткая регламентация жизни детей в массовом детском саду, унифицированный режим. Ребенок, с его интересами, познавательной активностью, эмоциональностью теряется между соблюдением режимных моментов;
современные программы дошкольного обучения подразумевают раннюю интеллектуализацию детей, что не всегда благотворно сказывается на состоянии их здоровья. Плюс родители стараются загрузить ребенка всевозможными кружками и секциями, записывая подчас сразу в несколько студий;
отсутствие эффективных систем сопровождения ребенка с тяжелой речевой патологией в воспитательно-образовательном процессе в массовом детском саду создает ряд проблем, порождающих угасание интереса к процессу образования;
несогласованность действий семьи и учреждения, конфликтность между взрослыми и детьми и т.п.
Прежде всего, существуют единые правила подготовки детей к школе с учетом их речевого дефекта. И эти правила оправдывают себя на все сто процентов!
В первую очередь режим дня детского сада можно сделать более гибким за счет внедрения интегрированных занятий, которые высвобождают время, дают возможность использовать деятельность ребенка по интересам.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, включает следующие направления:
- отказ от “школьного” обучения детей дошкольного возраста;
- разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
- приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
- разработка методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.
- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Исходя из этих направлений, можно найти такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога. Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания, педагог должен организовать работу детей так, чтобы они сами “додумались” до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Действия старших дошкольников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности.
В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними заданиями. На мой взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но в разумных пределах. В коррекционном дошкольном учреждении она ведется по просьбе родителей и носит рекомендательный характер в виде игровых заданий. Домашняя работа с детьми проводится:
- с целью закрепления достигнутых успехов в коррекции звукопроизношения во время занятий с логопедом;
-в целях выравнивания (если ребенок
пропустил занятия и т.д.);
- в целях дифференциации (например, задания для
ребенка с ярко выраженными способностями,
интересами).
Часто родители не умеют отобрать
достаточно содержания соответственно возрасту и
особенностям детей, их занятия превращаются в
лекции с целью дать детям как можно больше
информации, и не направлены на “добывание”
знаний самими детьми.
Отдельно следует сказать о необходимости
формирования у старших дошкольников познавательной
мотивации. Это возможно, если педагог и
родители опираются на мотивы успешности, на
возникающее у каждого ребенка ощущение
продвижения вперед.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования в учреждении, являются непрерывность и преемственность в обучении. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад - начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете - единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования.
Сегодняшние дети, образованием
которых я занимаюсь, разительно отличаются от
своих сверстников 10 лет назад. Они более
информированные, раскованные, общительные, не
очень здоровые, требуют динамично изменяющейся
образовательной среды. Например, для них
визуальное восприятие, образные представления о
мире стали играть большую роль, а это значит, что
усложнилась проблема соотношения в
познавательной и учебной деятельности
конкретно-наглядного и теоретического познания.
В результате развития глобальных коммуникаций
тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и
к которому он ощущает себя причастным, скачком
расширился до всего земного шара. Произошел
также фундаментальный сдвиг в системе ценностей
и т.д.
В этом контексте особенно важно создать личностно
ориентированную образовательную среду,
которая обеспечит детям возможность
удовлетворения (и развития) потребностей: в
безопасности; в усвоении этических норм и правил;
в любви и признании, общественном одобрении; в
труде, значимой деятельности; в самопознании,
познавательной потребности и пр.
В свете сказанного выше чрезвычайно
актуальной представляется задача включения
родителей в процесс предшкольного образования
ребенка.
Решение этой задачи предполагает работу в
нескольких направлениях:
-участие родителей в осуществлении образовательной деятельности ДОУ;
-пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;
-помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядным и раздаточным материалами).
В качестве примера такой работы логопеда по взаимодействию с родителями являются методические разработки (приложение 1) по обучению ребенка предшкольного возраста грамоте в виде игровых карточек-заданий в домашних условиях.
Эти методические рекомендации пригодятся тем, кто обучает чтению и письму ребенка, имеющего проблемы в речевом развитии. Они подскажут родителям и начинающим логопедам, как правильно научить ребенка читать и писать, чтобы предупредить появление специфических ошибок при обучении русскому языку.
Ведь многие родители, стремясь научить ребенка читать до школы, во чтобы то ни стало, сами допускают распространенные ошибки в обучении чтению, и не могут понять, почему ребенок не может сливать звуки в слоги, выделять и слышать звук.
Занимаясь с ребенком по этой методике, дети одновременно с обучением чтению и письму получают хорошую возможность развить и другие, необходимые в школе качества: внимание, память, мышление, мелкую моторику, усидчивость.
Методические рекомендации представляют собой систему последовательных упражнений, заданий и ознакомлений с тем или иным звуком как в речи так и на письме в доступной для дошкольника форме.
Одним из ведущих моментов обучения является стремление к положительному взаимоотношению со взрослым обучающим, будь то логопед, воспитатель или мама с папой. Дети очень чувствительно воспринимают оценку их деятельности со стороны взрослых. Поэтому стимулировать ребенка желания заниматься может только положительные оценки взрослых и непосредственный интерес.
По мере того, как ребенок овладеет навыками звукового анализа, чтения слогов, слов, письма, у него возникнет дальнейший интерес к обучению.