Уровневый подход к определению ценностно-смыслового содержания ключевых компетенций руководителя инновационного образования

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. Наиболее востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Иными словами, компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на активно изменяющуюся социально-экономическую реальность.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Компетенцияозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения – важнейший фактор, определяющий качество образования, жизнеспособность и конкурентоспособность современной школы. Управленческая компетентность сильного руководителя выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей.

Существуют различные трактовки понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения» и разные подходы к определению ее структуры. Однако, на мой взгляд, уровневый подход к определению данного понятия наиболее точно отражает весь спектр профессиональных качеств, определяющих компетентностный уровень руководителя современного образовательного учреждения и позволяет выработать наиболее эффективную систему развития его управленческого потенциала. Основываясь на данном подходе процесс развития профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения можно представить следующим образом:

ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ характеризует директора школы как высококомпетентного руководителя – менеджера – лидера – стратега – организатора – предпринимателя и является показателем его управленческой компетентности, профессиональной квалификации, социальной и общественной активности, педагогического опыта, подкрепленного высокими результатами достижений учителей и учащихся, способности к опережающему развитию, умений руководить инновационными процессами и экспериментальной деятельностью образовательного учреждения; конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, проявляющейся в соответствие подготовки выпускников школы современным требованиям рынка труда и профессий, прозрачности образовательных целей и задач для родителей и общественности; стабильности кадров и преемственности поколений учителей; состояния материально-технической, учебной, методической и информационной базы как условия личностно-ориентированного образования.

Личностными характеристиками такого руководителя являются научный стиль мышления, лидерские и высокие организаторские способности, инициативность, высокий уровень гражданского самосознания, готовность к риску и вера в успех, открытость к нововведениям, интерес и потребность в научных исследованиях вопросов школьного образования, обязательность, стремление к обновлению теоретических и практических знаний, деловая этика и поведенческая культура, человеческие взаимоотношения с внешней средой и с коллективом, доброжелательность, коммуникабельность, способность к объективной оценке деятельности каждого члена коллектива, обаятельность, чуткость.

ПОВЫШЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ характеризует директора школы как компетентного руководителя – менеджера – педагога – стратега – организатора – предпринимателя и является показателем его умелого руководства школьной организацией с опорой на инновационный опыт не только своей школы, но и других развивающихся школ; лидерских качеств и умений создавать из коллектива команду, действующую в едином направлении к общей цели; коллегиальность в решении задач и принятии ответственных решений для школьной организации; уровня знаний о рынке образовательных услуг, рынке труда, образовании, информационно-коммуникационных технологиях, технологиях управления; социальных умений (самонаправленность, самоуверенность, рискованность), умений управлять качеством образования и внедрять систему контроля качества деятельности педагогического персонала и качества обучения в школе.

Личностными характеристиками такого руководителя являются творческий подход к делу, требовательность к себе и другим, принципиальность в решении вопросов, готовность к постоянному саморазвитию, повышению профессиональной компетентности в области теории и практики образовательного менеджмента.

ПРОДВИНУТЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ компетентности директора школы как опытного руководителя – директора школы – менеджера – педагога – организатора характеризуется показателем его достижений в приобретении умений руководить школьной организацией; понимания и принятия нормативно-правовой базы, концепций и программ развития российской школы на перспективу, требований к педагогическим кадрам и к руководителям – директорам школ; способностей работать с людьми, управлять человеческими ресурсами, формировать стабильный коллектив, выращивать собственные кадры; обладания умениями хозяйствовать в условиях развития большей самостоятельности школы, привлекая социальные связи и возможности попечительских советов для улучшения качества образования.

Личностными характеристиками такого руководителя являются кропотливость в работе, корректность в общении, контактность и доступность для педагогов, мобильность, потребность в повышении квалификации, добросовестность, способность к познанию, критическому анализу, рефлексии, проектированию модели инновационной школы и процессов, которые в ней протекают, человеколюбие.

БАЗОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ характеризует начинающего высококвалифицированного руководителя – директора школы – педагога – организатора. Педагог, который назначается директором школы, имеет высокий уровень квалификации, сложившийся педагогический опыт и свой стиль управления образовательным процессом и детскими ресурсами.

Работа со взрослым коллективом требует обновления и учеличения знаний о менеджменте человеческих ресурсов, инновационном менеджменте, финансовом менеджменте, знаний из области управления качеством школьного образования; фазах становления школьной организации, ее развития от традиционной знаниевой до инновационной личностно-ориентированной модели.

Личностными качествами такого руководителя являются интеллигентность, такт, толерантность, дружелюбие, дисциплинированность, уравновешенность, готовность к личностному и профессиональному саморазвитию.

Управление – специфическая деятельность, предъявляющая к человеку специфические требования. И уровневый подход максимально точно отражает круг компетенций и степень их развития у представителя администрации школы, что позволяет судить о профессионализме руководителя современного образовательного учреждения, а также оценивать возможности и направления его дальнейшего развития в стремительно меняющемся информационном мире.