Очень важные 36 часов

Разделы: География


Великие предметы искусства
только потому и велики, что
доступны и понятны всем

(Л.Н. Толстой)

В конце 2010-2011 учебного года мне посчастливилось попасть на учебу тема, которой обозначалась как “образование и общество”. Почему посчастливилось спросите вы, ведь на учебу надо было ехать после шестого урока, сказывается усталость, хочется домой и дел много в школе. Да и на 32 году своей педагогической деятельности, кажется, что ты уже все знаешь, ну чему тебя могут научить?

Но тебе интересно, так как учеба это встреча с коллегами, возможность обменяться мыслями, посмотреть, что-то предложить, что-то взять самой и будучи дисциплинированным человеком, ты идешь на курсы повышения квалификации не смотря ни на что. Увидев коллег, целый класс я сказала себе: “Ну что же значит, мне будет здесь интересно”.

Но когда я услышала преподавателя, пришла к выводу, что такие курсы нужны всем, особенно в эпоху школьной реформы.

Сегодня живя в информационном, индустриальном обществе, понимаешь, что получила образование не на всю жизнь, его надо обновлять и правильнее будет говорить, об образовании через всю жизнь. Непрерывное образование становится нормой, так и хочется сказать, изменяя старую поговорку: “Хочешь жить – умей учиться”. Эти курсы заставляют думать, задавать вопросы, рассуждать и анализировать.

Нам предложили выбрать для своей маленькой группы тему творческого проекта, группы были по два, три человека. Я взяла тему, стоящую под первым номером (ее название никто не выбрал) и звучала она как “Основы художественно-эстетической культуры педагога”. Со слов преподавателя это самая трудная тема, нам поставили 9 баллов из 10. Но прежде, чем сдать экзамен мы погрузились с головой в эту тему.

Эстетическая культура, в центре которой стоит человек с его чувствами, переживаниями, суждениями и возможностями раскрытия его сущностных сил относится к фундаментальным категориям гуманитарного знания.

Чем вызвано столь живое отношение к этой проблеме? Даже не представляю нудных, скучных, неинтересных бесцветных уроков. А проблема действительно есть, в современной ситуации культурная сфера России переживает сложный этап развития. Изменение социально-экономических условий влечет за собой и непростые проблемы высшей педагогической школы и прежде всего в подготовке учителей профессионалов, а значит, не может не волновать и духовно-нравственное, эстетическое, художественное развитие учителя. Не только в Москве поднимается вопрос, а и в Барнауле, Белгороде, Воронеже, Ельце, Липецке, Кирове, Самаре и Туле.

Необходим художественный “всеобуч”, он повышает художественную грамотность студентов, они готовы овладевать музыкальным и другими видами искусств с целью приложения этих знаний в учебном процессе, как средства эмоционального постижения истины. И преподать ее надо так, чтобы она была эмоционально пережита, это поможет усвоить теорию, познать мир и окружающую среду. Учитель сам должен быть носителем высоких ценностей, чтобы справиться с выдвигаемыми перед ним задачами и эффективно влиять на формирующиеся отношение к ценностям своих учеников.

Однако теория теорией, а главное все-таки это практика, практическая значимость, поэтому хочется рассказать о том, как я и учителя нашей гимназии реализуют свою художественно-эстетическую культуру. Сколько себя помню, очень любила читать, ходить театры, кинотеатры, музеи, концертные залы и заранее планировала использовать отдельные факты истории, шутки, сценки, картины на своих уроках и классных часах

Правильное организованное обучение включает в себя не только передачу знаний, но и создание условий для развития имеющихся у учащихся способностей и навыков. А знания, умения и навыки служат базой для развития универсальных учебных знаний (УДД). Поэтому необходимо повышать интерес к знаниям, учебному процессу через художественное слово, картины, рисунки, фильмы и музыку, такой подход усиливает эмоционально-эстетическое воздействие на ученика, преодолевает стандартное, т.е. черно-белое восприятие окружающего мира.

На уроках шестого класса используя музыку Георгия Свиридова из кинофильма “Метель” я объясняю понятие “равнина”. Где-то далеко-далеко звенят бубенцы под дугой, но они все ближе и ближе и вот уже под вой и плачь вьюги видны контуры экипажа, мчится тройка лошадей и пролетает мимо тебя, кожей лица ты чувствуешь ледяные брызги из под копыт, мелькает лицо офицера и в следующий миг экипаж уже далеко и бубенцы затихают, как бы подчеркивая огромные просторы России.

Если сделать карту путешествий наших детей, то она будет впечатлять, их маршруты идут от Мексики до о.Пасхи. И стоя у подножия Везувия конечно же вспоминается картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи”, дети через ужас и страх жителей II века до н.э. пытались представить всю опасность извержения вулкана и землетрясений – здесь не надо слов, картина все говорит, здесь ценен молчаливый разговор, наедине самим с собой, полотно и статуя оживают в сердце.

В 10-11-х классах когда разрабатываем туристический маршрут по странам Европы, Азии без легенд, чувств, эмоций говорить о Тауэре, Биг-Бене, мостах над Дунаем, Тадж Махале невозможно, загораются глаза, конечно лучше один раз увидеть, ну что вся жизнь впереди, может лет через 10 кто-то вспомнит наши уроки. А рассказывая о волнах, их силе, конечно же, работаем с картиной Айвазовского “Девятый вал”.

Эстетически образованный учитель расширяет и обогащает духовный мир ребенка, помогает оценивать мир и определять свое отношение. Недопустимо когда сегодня учащиеся не знают, была ли ВОВ и кто победил.

Рассказывая в 8-м классе о государственной границе, ее охране, вспоминаем фильм “Государственная граница”, показываю картины грековцев и вижу серьезные глаза, в классе тихо, замечания делать некому, говорим о Брестской крепости, защитниках Севастополя, Москвы. А 9 Мая проходя перед ветеранами ВОВ на параде я думаю дети вспоминают, что было сказано и как сказано о войне.

Педагог должен успевать везде – просматривать оскаровские фильмы, разбираться в тяжелом роке, хип хопе, классической музыке, уметь слушать оперу, рассуждать о спорте. Иначе с современными детьми нельзя.

В апреле между школьниками проходила интеллектуальная игра, не все школы приняли участие, но среди 12 школ мы заняли III место.

Всего было 48 вопросов о М. Булгакове, С. Дали, Верди, религии, интернете, о предметах я уже не говорю. Если учесть советы психологов, то гораздо лучше писать, чертить, решать под музыку, например Сен Санса. Думаю, что и результаты ЕГЭ можно был бы улучшить благодаря особой ауре музыки. Бывая на уроках коллег видела как дети открывали для себя положительные и отрицательные величины.

Дети обретают двойственное строение мира: день и ночь, добро и зло, любовь и ненависть и понимают, что бессмысленно возражать против отрицательных величин, у них своя роль. Эрудированный ученик на уроке физики может проследить процесс перехода количества в качество и убедившись во всеобщем характере этого закона школьники чуть лучше будут понимать свою судьбу, ее превратности, оценивая все количественные накопления своих действий и поступков в их влиянии на изгибы своей участи.

Года три назад наши дети были на интеллектуальной игре международного уровня, по результатам тестирования дети заняли 4, 8 и 10 место. Шнитке, Рерих, Киплинг, а кто знает кто такой Норманн Майерс, Карл Саган? Пришлось поработать с интернетом, чтобы тоже знать. Только эрудированные учителя смогут помочь детям ориентироваться в мире обширной информации, разобраться в ее пользе и необходимости или отбросить без сожаления.

Когда великого итальянского скульптора Микеланджело спросили, каким образом ему удаётся создавать свои шедевры. Он ответил: “Я беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее”.

Искусство урока и состоит в умении выстраивать то, и только то, что крайне необходимо, отметая лишнее.

Вы любите детективы? Такие уроки можно проводить в конце темы, для обобщения знаний. И с заданиями справляется “средний ученикк”. Художественная литература – особая сила, учебник расскажет детям о столкновении воздушных масс над Тихим океаном, а писатель Джек Лондон в рассказе “Жемчужина Парлея”, показывает, что такое сумасшедшая ярость тропического циклона. Возможно, кто-то из ребят будет иначе воспринимать картинки райской жизни на романтических островах, которую демонстрирует нам реклама батончиков “Баунти” и телепрограмма “Последний Герой”. А я всегда надеюсь, что ученик заинтересуется чтением и будет читать.

Эмоции защитный механизм человека в его взаимодействии с миром. И он должен быть развит, в эмоциях, проживается его отношение к миру, чрез эмоции ребенок идет к наивысшим ценностям современной культуры.

И так проблема действительно есть и курсы поднимают ее, понимая, что она не простая, ну что же обратим свое внимание и будем щедро делиться с детьми своими знаниями.

Но заслуга курсов также состоит в том, что они высветили 4 вопроса, которые я задала себе. Вы знаете наверняка, что ответит ваш ученик на вопрос – ради чего надо учиться?

И я согласна с ответами своих десятиклассников – хорошее образование обеспечивает – благосостояние, стабильность, независимость. Но детям не хватает опыта и они не понимают, что в условиях информационного общества образование, как знание о социальных и техногенных рисках будет востребовано настолько, насколько уменьшит, например возникновение социальных, религиозных и этнических конфликтов или техногенных катастроф. Образование – это безопасность моей России, это профессиональный успех. Толерантность , культура общежития и социальная консолидация граждан.

“Чему учить” и “Ради чего” – это тоже интересные вопросы на мой взгляд. Мир не стоит на месте, его изменения нарастают, появляются такие понятия как “солидарность страха”, “информационный стресс”, невроз и они уже вошли в наш обиход. Система образования должна помочь человеку угнаться за потоком перемен и не потерять самого себя.

Если мир настолько мобилен, значит и образование должно быть мобильным. Суть мобильного образования – гибкость, вариативность, доступность. На подводной лодке капитана Немо выгравированы слова “Mobile in mobiles” (подвижный в подвижном мире). Вопрос “как учить” это вопрос технологии, убеждена у учителя должен быть доступ к знаниям. И наконец, задаю последний вопрос – за счет чего учить? “За счет каких ресурсов?”. Вспоминаю верную формулировку – кадры решают все: и это правильно, готовить кадры нужно учитывая все риски, скорости и опасности информационного общества. Надо не только готовить кадры, а расширять человеческий капитал, ценить его.

Способствуя профессиональному росту и социальной компетентности учителей. Убеждена, у хорошего директора стабильный нарабатывающий результаты коллектив, единая команда, где ценен каждый учитель, где есть поддержка и забота о каждом.

Если на эти вопросы найти ответы, то и дети наши не будут плохими, говорите с ними о Сахарове, Солженицыне, Шестаковиче, событиях 17 года, 90х годов, о Родине, будущей профессии, смысле жизни и тогда наши дети, молодежь станут духовно богаче и уж точно не будут смотреть “Дом 2”.

Борис Всеволодович Громов – губернатор Московской области на ежегодной торжественной конференции, посвященной началу нового учебного года, сказал, что в современном обществе нельзя обойтись без культурного, эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения.

То есть проблема есть, она важная и непростая. Дети должны научиться думать, иметь свою позицию и призвание в жизни.

Спасибо за такие курсы. Они современные, нужные, востребованные, необходимые учителю любой специализации. Спасибо лекторам и организаторам.