Синтез: интеграция английского языка в проектно-исследовательской деятельности экологической направленности

Разделы: Иностранные языки, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (445 кБ)


Повышение мотивации учащихся.

Проект это личностно-ориентированный вид работы. Это задание, в котором учащиеся должны перейти от сообщения информации из источников к высказываниям (докладам) на обозначенную тему.
Проект предполагает активизацию учащегося: писать, искать информацию в различных источниках, разговаривать друг с другом и другими людьми и т.д. И, наконец, учащиеся с различным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями [1].

Повышение значимости английского языка как средства общения.

Проектная работа готовит учащихся к ситуации, где им потребуется сообщить на иностранном языке способ достижения конкретной цели через разработку проблемы и получения реального практического результата [2].

Образовательная и воспитательная ценность.

Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей.
Подготовить, оформить и представить проект- дело более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Не вся подготовка ведется на уроке. Над индивидуальным проектом учащийся работает дома.
В процессе работы над проектом учащиеся могут обсуждать работу на русском языке. Ничего страшного в этом нет, так как окончательный вариант готовиться на английском языке. Основной залог успешной работы- тщательная подготовка и организация проекта.
В классе находятся справочная литература, словари, атласы и т.п. А также материалы по теме, журналы, буклеты, даже изданные за рубежом.
Учащиеся должны уметь самостоятельно находить нужную информацию, обращаясь к учителю лишь в том случае, если не могут найти ответ на вопрос. Они должны учиться планировать свои действия и самостоятельно решать какие материалы необходимы для подготовки проекта и где их найти.

При оценке готового проекта следует указать на ошибки в черновиках, не исправляя уже готовую работу.
Важным стимулом для учащихся является степень их творчества и оригинальность при выполнении проекта [3].

Учащиеся лицея 179 Санкт-Петербурга начали изучать экологической вопрос сегодняшнего дня: Что является причиной загрязнения в нижней части реки Охты? После исследования качества воды они выяснили, что загрязнение было значительно выше нормы, ниже по течению в старом промышленном районе. Поэтому они начали исследовать историю этой области. Это работа, и результат их исследования до сих пор продолжается.

Исследование верхнего и нижнего течения рении Охта в Санкт-Петербурге.

Начало исторического исследования.

Загрязненная река Охта является одним из основных притоков реки Невы. Вот почему история Санкт-Петербурга всегда была тесно связана с историей берегов реки Охты.

В настоящее время многочисленные заводы расположены на берегу Охты. Мы начали исследовать качество воды в реке Охта и Оккервиль в июне 2000 года, используя пробы воды для биотестирования водорослей, растений и моллюсков. Водоросли Daphnia Magna, легко культивируются и очень чувствительны к загрязняющим факторам различного происхождения. Результаты нашего исследования были очень четкими. Токсикологические данные показал нам, что река сильно загрязнена. В нижней части реки, результаты биопроб и биоиндикации показали высокую степень токсичных веществ. Пробы, взятые выше по течению, в верхней части реки Охты, содержат намного больше живых субстанции, чем пробы, взятые ниже по течению в районе заводов. Наши выводы, что воды рек Охта и Оккервиль сильно загрязнены органическими и токсическими элементами. Заводы, расположенные по берегам рек, способствует этому загрязнению. Однако берега реки Охта имеют долгую историю, связанную с расположенными вдоль них заводов. Поэтому с них и начали наши исследования.

Основание Санкт-Петербурга.

В XVII веке, шведская крепость и город Ниеншанц с кирпичными заводами были расположены вдоль южной стороны реки Охта. Река Охта тогда называли Svarta – река Черная. Во время Северной войны в начале 18 века, крепость была осаждена и захвачена царем Петром I. Город Санкт-Петербург был впоследствии основан на другой стороне реки Невы в 1703 году а Ниеншанц стал садом, засаженным деревьями. Однако реки Охта стала центром русской военно-морского флота. Были построены верфи, заводы. Область Охты стала одним из первых промышленно развитых зон в Санкт-Петербурге.

Пороховые заводы и химические вещества.

Один из старейших пороховых заводов – завод Пороховые. Производству постоянно угрожали частые взрывы и весенние паводки, которые разрушали плотины пороховых мельниц. Тем не менее производство пороха продолжалось и к концу 19-го века, завод стал одним из крупнейших заводов в Санкт-Петербурге. В 1894 году завод начал производить бездымного пороха и работать было трудно и опасно. Тяжелые взрывы проиходили один за другим в течение очень короткого периода между 17 декабря 1912 г. и 3 января 1913 г. В начале советской эпохи, производство изменилось, и завод был преобразован в химический завод, производящий целлюлозу и бакелит для электротехнической промышленности. В 1930-х годах, началось производство синтетических материалов и пластмасс на заводе, который сейчас называется Пластполимер.

Судостроительные заводы и фабрики.

Среди других важных промышленных предприятий в 1721 году были основаны судостроительные верфи для русского флота. Вначале это были механические мастерские в конце 1800-х годов, производящие малые катера и буксиры. Именно здесь в советские времена в 1930 году, был построен первый буксир. Сегодня название этого завода – Петрозавод, где строятся корабли и делается оборудование для судов. Здесь также были расположены завод Комаровский хлопок, бумажные фабрики и завод по производству дешевых кровельных материалов. Мы выяснили, что индустриализация, происходившая вдоль реки Охта, имела длинную историю. Теперь мы переходим к нашими исследованиям и изучению промышленного производства и фабрик, которые были построены в течение последних десятилетий. Вполне возможно, что мы сможем выяснить причины концентрации загрязнения вниз по течению из-за промышленно-развитых зон.

Бентос реки Охта на участке в пределах Санкт-Петербурга.

Река Охта является правобережным притоком Невы. По официальным данным-это самая загрязненная река Санкт-Петербурга из-за поступления в нее сточных вод. Высокий уровень загрязнения в нижнем течении сохраняется уже более 10 лет. Состояние Охты находится под пристальным вниманием природоохранных организаций, в частности Гринпис, которые требуют принять меры к оздоровлению этой важной для города реки.

Актуальность настоящего исследования диктуется значением реки Охта для городской среды и недостаточной изученностью бентоса в ней.

Целью нашей работы было изучить состояние бентосного сообщества на различных участках реки Охта в пределах Санкт-Петербурга в осенний период 2010 года.

Задачи были следующими: оценить видовое богатство фауны бентоса, проследить изменения показателей бентоса в продольном профиле реки от поселка Лаврики до устья, выявить возможные изменения бентоса за 3 года, провести биоиндикацию по бентосу.

Материалом для работы послужили пробы бентоса, собранные 15 сентября 2010 года в 5-ти пунктах и архивные материалы 2007 года.

За все время исследования на городском участке реки Охта было обнаружено 22 таксона: 11 таксонов в 2007 году и 15 таксонов в 2010 году. Количество типов – 4, классов – 7. Среди представителей бентоса практически отсутствовали виды-индикаторы чистой воды. Был встречен лишь 1 пустой домик ручейника в самом верхнем пункте исследованного участка у пос. Лаврики. В большинстве пунктов доминировали олигохеты рода Tubifex sp. Во многих случаях степень доминирования (олигохетный индекс О) превышала 80% при высокой плотности олигохет, что свидетельствует о сильном загрязнении реки. В 2010 году доля тубифицид, превышавшая 80%, наблюдалась на большом протяжении реки. Отмечена тенденция уменьшения видового богатства в продольном профиле, количество видов в исследуемых пунктах изменялось от 8 у пос. Лаврики до 2 в устье.

Видовой состав в каждом пункте не был стабилен в течении 3-х лет. В некоторых пунктах количество видов в 2010 году увеличилось по сравнению с 2007 годом, а в других-уменьшилось. Индекс видового сходства между годами для всего участка реки составлял всего25%. В 2010 году до Ириновского проспекта на всех пунктах были обнаружены моллюски. Однако часто погибшие.

В каждом пункте наблюдений за 3 года произошли специфические изменения состава бентоса. В пункте у пос. Лаврики на протяжении исследованного периода доминировали Chironominae spp. В 2010 году видовое богатство здесь было выше, чем в 2007 году. Однако о нестабильности условий обитания на данном участке реки свидетельствует присутствие погибших моллюсков и ручейника. В пункте у пос. Девяткино в 2010 году видовой состав почти полностью изменился по сравнению с 2007 годом. Количество видов стало меньше. Общей составляющей для сравниваемых лет были лишь погибшие шаровки. В пункте ниже водохранилища видовой состав в 2007 г был бедным, а в 2010 г организмы не были найдены. Возможно это связано с сильным течением, не благоприятствующим развитию данной фауны. В пункте на Ириновском проспекте в 2010 отмечалось относительное улучшение условий обитания по сравнению с предыдущим годом. Количество видов увеличилось. Появились альфа-мезосапробные виды – разнообразное Asellus aquaticus, два вида двустворчатых моллюсков и брюхоногий моллюск. Отметим, что этот пункт был благополучнее, чем расположенных выше по течению, что свидетельствует о процессах разбавления и самоочищения в реке. Плотность организмов а Лавриках, Девяткино и на Ириновском проспекте в 2010 г значительно возросла, по сравнению с 2007 г. В Лавриках за счет хирамид, а в других пунктах за счет тубифицид. В устье реки за 3 года практически не произошло изменений. На этом участке количество видов наиболее является бедным с минимальной плотностью организмов.

Расчет индексов видовой структуры позволяет выразить количественно уровень загрязнения различных участков Охты за разные годы. Значение индекса видового разнообразия изменялось от 0 до 2,04, существенных изменений за три года не выявлено.

В районе Лавриков и Девяткино уровень загрязнения по индексу разнообразия колебался от среднего до сильного (значение индекса было в пределах от 1 до 1,5). Ниже Ириновского проспекта в предустьевой части по индексу разнообразия река была сильно загрязнена (индекс был меньше 1). Характер изменения индекса видового богатства в продольном профиле реки во многом был таким же, как индекса разнообразия. В нижнем течении индекс видового богатства был в основном ниже, чем на участке от Лавриков до Девяткино.

Значение биологического индекса Вудивисса в большинстве случаев соответствовало сильному и очень сильному загрязнению (от1 до 3), лишь эпизодически в 2007 году достигало 4. По сведениям в 1996 году значение биологического индекса в нижнем течении равнялось 2, то есть по индексу Вудвисса за 14 лет существенных изменений не произошло. Уровень загрязнения остается высоким.

Отсутствие индикаторных организмов на исследованном участке реки и высокий олигохетный индекс заиленных грунтов свидетельствует о сильном загрязнении реки Охты в пределах города.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы. Фауна бентоса в реке Охта на участке в пределах города в 2007 и 2010 годах была бедной. Количество видов не превышало 15. Присутствовали в основном эврибионтные виды. В большинстве случаев доминировали олигохеты Tubifex sp. Виды индикаторы чистой воды практически отсутствовали. Отмечено уменьшение видового богатства в продольном профиле реки от пос. Лаврики до устья. В большинстве пунктов в 2010 году плотность бентоса увеличилась на порядок по сравнению с 2007 годом. Видовой состав в каждом пункте не был стабилен в течении 3-х лет. По результатам биоиндикации по макрозообентосу река Охта в пределах города является очень загрязненным водоемом.

Список использованной литературы:

1. Hutchinson T. Project English.Oxford University Press, 2000.
2. Widdowson H. Teaching language as Communication, 1999.
3. Ur. Penny “A course in Language Teaching. Practice and Theory”. Cambridge University Press, 2001.