Роль учебного кабинета в творчестве учащихся и учителя

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


В организации учебного процесса не бывает мелочей.

Учебный кабинет в школе – место пребывания ученика и учителя, пространство их развития, творчества, индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.

Место, где проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.

Кабинет представляет собой сложную педагогическую систему, включающую учебное оборудование, рабочие места для обучающихся и учителя, технические средства, устройства, для хранения учебного оборудования.

Учитель – полноправный хозяин кабинета. Организации кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы.

Деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

Кабинет создается постепенно, оборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.

От того, насколько грамотно оборудован, оснащен, оформлен кабинет, от того, насколько востребованы и эффективно работают имеющиеся в нем материалы, от того, насколько кабинет соответствует современным требованиям, во многом зависит успешность образовательной деятельности школы.

При непосредственной организации и оборудовании любого кабинета необходимо решить следующие проблемы:

– выбор помещения;
– планировка кабинета;
– комплектование кабинета учебным оборудованием;
– организация рабочих мест учителя и обучающихся;
– организация использования ТСО;
– создание рациональной системы хранения учебного оборудования;
– оформление интерьера кабинета.

Выбор помещения, планировка кабинета, организация использования технических средств обучения осуществляются в соответствии, с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. (Слайд 4)

Учебное оборудование, используемое в преподавании учебных предметов, согласно классификации делится на группы:

1. Натуральные объекты: – коллекции, живые растения, гербарии, микропрепараты. (Слайд 5)

2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстрационных и лабораторных работ. (Слайд 7)

3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); (Слайд 8)
плоскостные (модели – аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, исторические, дидактический, раздаточный материал). (Слайд 9)

4. Технические средства обучения (ТСО: аппаратура для проявления информации, заложенной в экранных средствах);
– традиционные экранно-звуковые средства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы – , представляющие собой “транспарант” из одного кадра и применяемые таблицы эпизодического пользования, видеофильмы). (Слайд 10)

5. Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ); пакеты прикладных программ. (Слайд 11)

6. Литература для учащихся: учебники, сборники задачи упражнений, хрестоматии, практикумы, рабочие тетради, справочники. (Слайд 12)

7. Литература для учителя: методическая литература, научно-популярная литература, справочники. 

Учебное оборудование приобретается в соответствии с “Перечнем учебного оборудования”, утвержденным Министерством образования Российской Федерации. (Слайд 14)

В учебном кабинете различают следующие зоны:

1. Рабочую зону для учителя.

Во время урока учитель демонстрирует опыты, различное учебное оборудование. Для этого оборудуется рабочее место учителя, в состав которого входят:
– демонстрационный стол,
– классная доска,
– экран.

(Слайд 15)

2. Рабочую зону для обучающихся.

Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности обучающихся:
– подготовительной,
– исполнительной,
– корректирующей,
– контролирующей.

Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:
– достаточной рабочей поверхности для письма, чтения, проведения наблюдений;
– удобного размещения оборудования, используемого на уроке;
– необходимого уровня освещенности (150лк)
– соответствия стола и стула антропометрическим данным для создания удобной рабочей позы обучаемого.

(Слайд 16)

3. Пространство для размещения учебного оборудования. (Слайд 20)

4. Зону расположения технической аппаратуры. (Слайд 21)

5. Зону для индивидуальной деятельности обучающихся, которая способствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении.

(Слайд 22)

Результативность работы по предмету определяется целым рядом общепедагогических, психолого-педагогических, частнометодических факторов, индивидуальными особенностями, класса “отдельных учеников, индивидуальным стилем деятельности учителя” и многим другим. Значительно влияет на качество и характер результатов обучение школьников “сама организация учебного процесса”:

  • соответствие различным нормам и требованиям,
  • четкое следование логике программы и поурочного тематического планирования,
  • продуманность контроля и его разнообразие,
  • и конечно, эффективное использование учебного оборудования, которое необходимо для изучения различных разделов школьной программы по всем предметам, и это возможно, только при его рациональном размещении и правильном хранении.

С этой целью рекомендуется приобретать набор секций различного назначения: остекленные, с глухими дверками полками, которые можно по-разному комплектовать.

В целом система размещения учебного оборудования должна обеспечить:
– сохранность материальных средств обучения и наглядность их работы;
– постоянное место удобное для извлечения и возврата пособия;
– быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя пособий новыми.

(Слайд 23)

Особую роль в организации учебного процесса играют учет и хранение работ обучающихся на всех этапах их обучения.

(Слайд 24–26)

Основу подхода к вопросу учета и хранения работ обучающихся составляет мысль о разумном сочетании обязательных требований и вариативных решений, которые учитывают специфику предмета, профиля класса, контингента обучающихся, индивидуальный стиль работы учителя.

Организуя учет и хранение работ обучающихся, мы руководствуемся следующими принципиально важными моментами:
– открытость и понятность для учеников требований учителя к выполнению и оформлению работ и критериев проверки, информативность обучающихся о предъявляемых требованиях;
– соответствие требований учителя к работам обучающихся имеющейся нормативной базе по предмету;
– аккуратность домашнего и школьного хранения работ, продуманность логики и устройства “школьного” хранения работ;
– оперативность и своевременность проверки работ в соответствии с нормами по предмету;
– фиксация результатов проверки работ, отражение этих результатов в классном журнале, дневнике, листке успеваемости;
– соблюдение нормативов проверки работ, периодичности проверки, использование различных форм проверки;
–открытость результатов проверки для ученика, его родителей, классного руководителя, администрации и в то же время – конфиденциальность (недопустимость публичного обсуждения результатов (негативных) одного ученика с другими учениками, родителями других учеников).

Значительно облегчает работу учителя различные памятки (подсказки, помощники), содержащие требования к работам. (Слайд 27)

Эти памятки могут быть продиктованы обучающимся, розданы им в распечатанном виде для вклеивания в тетрадь. На основе памяток целесообразно оформить стенд в кабинете.

Целесообразно ознакомить родителей и классного руководителя с предъявляемыми требованиями. Кроме того, перед началом учебного года каждый учитель должен подготовить пакет документов, в который, наряду с тематическим поурочным планированием, входят графики проведения и проверки работ обучающихся, программы проведения промежуточной аттестации школьников. (Слайд 28)

Аккуратность “школьного” хранения работ обеспечивается наличием в учебном кабинет специального оборудованного места: полок, папок-коробов, папок-накопителей, “лотков” и т.д., с указанием класса, видов работ, наличие на стенде (в папке) в учебном кабинете графика проведения и проверки работ. (Слайд 29–31)

Создание условий одна из важнейших обязанностей школы в целом и каждого субъекта образовательного процесса в частности. От того, насколько точно выполняются требования, зависит эффективность обучения школьника, сохранность жизни и здоровья учеников и педагогов.