Урок-соревнование по теме "Имя существительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”.

Задачи.

Воспитательная: способствовать формированию интереса к русскому языку.

Развивающая: развивать навыки монологической речи, умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы; формировать и закреплять навыки внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. 

Обучающая: конкретизировать, углубить, обобщить знания учащихся об имени существительном; совершенствовать орфографические навыки, повторить орфограммы, изученные в теме “Имя существительное”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

По форме проведения: урок-соревнование.

Формы работы.

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок-соревнование, а на какую тему догадайтесь сами, прочитав эпиграф на доске:

“Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. (К. Паустовский)

Учащиеся читают эпиграф и определяют тему и цели урока.

Учитель:

Я попросила вас распределиться на две команды и придумать названия. Итак, первая команда называется … (дети отвечают “Языковеды”), а вторая - “Лингвисты”.

Наш урок-соревнование оценивает компетентное жюри. Это победители районных олимпиад по русскому языку (учащиеся 9-11 классов).

Сегодня предстоит сложный поединок: команды должны показать все свои знания, и первыми в состязании я приглашаю принять участие капитанов. От их баллов, набранных в этом туре, будет зависеть итог всего соревнования.

1 тур. Конкурс капитанов (вопросы капитанам)

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Назвать постоянные морфологические признаки.

4. Назвать непостоянные морфологические признаки.

5. Назвать начальную форму имени существительного.

6. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель: Капитаны постарались, а теперь пора показать свои знания и командам. Второй тур проверит не только знания, но и скорость выполнения.

2 тур. “Третий лишний” (выпишите лишнее слово)

1. Молоко, говорил, кресло.

2. Красивый, ящик, книга.

3. Горе, горячо, горечь.

4. Снег, осень, весенний.

(Говорил, красивый, горячо, весенний)

Учитель: Богат и разнообразен русский язык, и в этом нам помогает убедиться третий тур.

3 тур. “Составь слово” (за каждое существительное 1 балл)

Составить имена существительные с суффиксами: чик, щик, ек, ик.

Учитель: Русский язык постоянно развивается. Все знают, что некоторые слова мы заимствуем из других языков. Интересно, а знают ли об этом наши команды?

4 тур. “Определить род несклоняемых существительных”

1 команда: денди, леди, пальто, пенальти, мадам

(М.р, ж.р, с.р, м.р, ж.р)

2 команда: атташе, фрау, эскимо, кольраби, какаду.

(М.р, ж.р, с.р, ж.р, м.р).

Учитель: Пятый тур проверяет не только время исполнения, но и правильность ответов.

5 тур. “Кто быстрее” (при итоге учитывать не только время исполнения, но и правильность ответов)

К прилагательным подобрать по смыслу имена существительные:

Добрый –

Солнечный –

Ласковое –

Теплый –

Легкий -

Желтый –

Учитель: Теперь задание не простое, а творческое.

6 тур. “Кто больше придумает собственных имен существительных на букву М”

(Города)

Учитель: Команды соберитесь, впереди серьезное испытание.

7 тур. “Склонение существительных”

1 команда: книга, лошадь.

2 команда: студент, печь.

Учитель: А сейчас любимый вами этап соревнования.

8 тур. “Цепочка”

Записать как можно больше существительных на тему: “Осень”.

Учащиеся команд по цепочке выходят к доске и записывают имена существительные, которые не повторяются.

Учитель: Насколько внимательны команды мы сейчас проверим.

9 тур “Выборочный диктант”

(Слуховой выборочный диктант: выбрать из текста имена существительные)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

(Лето, костры листопада, березы, клены, осень, цвет, листья осинок, леса, поля, луга, полей, хлеба, лугах, копны сена, стога, небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей, осень, дождем, убор листьев, солнце, тучки, лучами, картина осени)

(За каждое слово 1 балл – 33 балла)

Учитель: Итак, подошел последний тур нашего соревнования. Желаю вам творческих успехов.

10 тур. Составить рассказ по картине “Осень в лесу”

Команда составляет коллективный рассказ по картине.

(Оценивается в 5 баллов).

Подведение итогов.

Выигрывает та команда, которая набрала по итогам соревнования большее число баллов.

Жюри определяет команду, набравшую большее количество очков, и награждает ее грамотами и призом “Мудрая сова”, вторая команда получает грамоты за участие в соревновании.

(При неправильном выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов).