Взаимосвязь строения и функций скелета и мышц. Роль двигательной активности в сохранении здоровья

Разделы: Биология


Задача урока:

  • Развитие познавательной активности
  • Развитие интеллектуальных умений приемов анализа, сравнения, группировки, классификации
  • Нормализация учебной деятельности, воспитание самоконтроля

Тип урока: комбинированный (устный журнал)

Методы: Беседа, самостоятельная работа, работа с учебником

Оборудование: Журнал-раскладушка, термины, рисунки, фотографии.

Ход урока

1 страница журнала

Познавательная задача:

Представьте, что тело растекается подобно киселю, вспомните "лизуна" из сериала "Охотники за приведениями". Что происходит с его телом?

Поразмышляем:

Происходит ли такое с нашим телом, как вы думаете?

Почему такого не происходит с нашим телом? Благодаря чему наше тело сохраняет форму? И совершает какие либо движения?

Действительно, наше тело сохраняет свою форму благодаря костям скелета и движется благодаря мышцам.

С давних времен ученые Древней Греции и Древнего

Рима стремились изучить строение тела человека.

Они собирали кости на кладбищах и на полях битв.

А древнегреческий врач Гален совершил путешествие в Африку в город Александрию, чтобы изучить единственный целиком сохранившийся там в те далекие времена скелет человека.

Обратите внимание ребята на действующую модель скелета человека, о каких частях скелета можно сказать - это настоящие живые рычаги?

Попробуйте подвигать этими частями, как называется такое соединение костей?

А какие еще есть соединения костей в скелете человека?

Однако бывают случаи когда люди могут случайно подскользнуться, упасть, подвернуть ногу или руку и вследствии этого могут возникнуть травмы.

Какие виды травм вы знаете?

Ответы обучающихся: переломы, вывихи, растяжения, ушибы.

А теперь подумайте, какие движения совершает человек?

Благодаря строению человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, бегать, ходить.

Красоту, пластичность, изящество, гибкость, гармонию тела можно наблюдать у гимнастов.

Рассуждения детей:

Гармония - какими словами можно заменить гармония тела?

А как же добиться такой гармонии? гармоничного развития?

Из словаря Ожегова: Гармония-согласованность стройность в сочетании чего-нибудь.

2 страница Мышцы - тягачи и силачи

Как вы предполагаете ребята от какого слова произошло слово мышца?

Действительно: мускулис означает мышь.

Ученым, изучавшим строение тела человека - анатомам, сокращения мышц напоминают бегания мышки под кожей

У нашего организма есть одно удивительное свойство, ему полезна работа.

Индийская сказка

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала

Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

- Не объяснишь ли ты мне дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками?

Откуда ты знаешь, какая ножка подымается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымается одиннадцатая, и что в это время делают девятая и двадцать первая?

Сороконожка остановилась и задумалась, ей никогда не приходили в голову такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно - как же поступает она в самом деле?

Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала, и чем больше об этом думала, тем все больше запутывалась.

Так и осталась она неподвижной со всеми своими сорока ножками на радость злорадной жабе.

Мораль сей сказки какова?

- Мы оказались бы в печальном положении этой плясуньи, если бы всякий раз, прежде чем сделать шаг или поднять руку, начинали соображать, как это сделать, что происходит с нашими мышцами во время работы.

Вот почему спортсмен набирается сил не валяясь на кровати, а упражняясь. Как называют такие упражнения? Конечно тренировкой.

Физкультминутка.

Бабочка

Утром бабочка проснулась, Делайте вид, что просыпаетесь.
Улыбнулась, потянулась. Улыбнитесь, потянитесь!
Раз - росой она умылась, Умойтесь!
Два - изящно покружилась, Покрутитесь!
Три - нагнулась и присела, Присядьте!
На четыре - улетела.

Вывод: мышцы тягачи и силачи вместе с костями скелета приводят в движение все наше тело.

3 страница "Работа с учебником, дать определения терминам"

Обратим внимание ребята на термины. Какие буквы пропущены? Назовите и правильно прочитайте слово:

  • Ск_лет
  • Чер_п
  • Надкос_ница
  • С_став
  • С_х_жилия

Распространено мнение что лучший способ восстановления работоспособности - это полный покой.

И. М. Сеченов доказал ошибочность такого представления.

Найдите в тексте ключевое слово, объясните, что такое активный отдых?

4 страница "В здоровом теле здоровый дух"

Вопрос: Как вы понимаете слова "В здоровом теле здоровый дух"?

Пожалуй, ничто живое не обладает такой красотой форм, как гармонично развитое тело человека.