Урок математики по теме "Единицы времени"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для обобщения знаний по данной теме.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать знания детей по теме; расширить знания детей о календарном времени; познакомить детей с различными видами часов; закрепить умение детей выполнять действия с величинами
  • Воспитательная: прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать внимание, находчивость, логическое мышление
  • Развивающая: способствовать развитию интереса к математике; расширять кругозор, словарный запас учащихся

Продолжительность: 45 мин.

Класс: 4

Образовательное учреждение: МОУ "СОШ № 5 г. Всеволожска"

Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point 11 слайдов.

Тип урока: урок-проект

Средства обучения: презентация, таблицы - опоры по теме: "Величины"

Ход урока

1. Орг. момент.

- Отгадав загадку, вы назовёте тему нашего урока.

Оно не ждёт и не стоит,
Оно всегда вперёд бежит,
Все берегут его. Друзья,
Его вернуть, увы, нельзя. (Время)

- Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах времени.

2. Актуализация знаний.

1. - Что интересного в ряде чисел?

  • 5 м
  • 15 см
  • 25 кг
  • 35 ч

(Числа увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра 5, все числа именованные.)

2. - Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. (Нельзя сложить, т. к. это значения разных величин.)

3. - Единицы измерения каких величин здесь есть? (длины, массы, времени)

4. - А разве время является величиной? (Да, время можно измерить и результат измерения выразить числом.)

3. Работа по теме урока.

- Какие единицы измерения времени вы знаете?

Послушайте, что вам расскажет ученик о единицах времени, и подумайте, на чем основаны современные единицы времени.

1) Доклад о единицах времени.

Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. С давних времен основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки, равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год, месяц и неделя, состоящие из целого числа суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 дней), месяц - периоду полной смены фаз Луны. Так как период обращения Земли не равен целому числу суток, для более точной синхронизации календаря с движением Земли используют високосные года, продолжительностью 366 дней. Год делится на 12 календарных месяцев разной продолжительности, длительность которых зависит от периода обращения Луны вокруг Земли.

- Итак, на чем основаны современные единицы времени? А в старину?

- А теперь ребята предлагают вам решить задачу:

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт на корабле "Восток" длился 1 час 48 минут.

На сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси?

2) Работа с календарём.

- Через 43 дня у нас в классе произойдёт очень интересное событие. Какого числа и какого месяца оно будет? (затруднение)

- Что нам может помочь ответить на этот вопрос? (календарь)

- Сейчас ученик вам расскажет об истории календаря, а вы узнаете, чьим именем назван современный календарь.

Сообщение о календаре.

Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 года в григорианском календаре нет). Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю, по которому определялась дата Пасхи. Григорианский календарь намного точнее юлианского, он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

- Как называется современный календарь? Почему? Почему этот календарь заменил юлианский?

- А сейчас ребята предлагают вам поработать с календарём, приготовьте, пожалуйста свои карманные календарики.

Осенние каникулы начались 30 октября и закончились 8 ноября. Сколько дней длились каникулы?

Зимние каникулы начнутся 29 декабря. Сколько дней осталось учиться до каникул?

В какой день недели в этом году начался учебный год?

В какой день недели мы будем отмечать Новый год?

Задача.

Летние каникулы продолжаются 3 месяца: июнь, июль, август. Сколько дней продолжаются Летние каникулы?

- Итак, календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для планирования будущего, позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей.

- В календаре перечислены все месяцы года в правильном порядке. Назовите их. (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

- А всегда ли так назывались месяцы?

Сообщение о месяцах.

Раньше, чем к нам пришли современные названия месяцев, на Руси использовались другие.

  • Январь - просинец,
  • Февраль - бокогрей,
  • Март - протальник,

У этих слов значение более прозрачно для понимания. Мы и сейчас можем предположить, почему они получили именно это название, а не другое. Как вы считаете?

  • Апрель - березень,
  • Май - травник,
  • Июнь - разноцвет,

- Почему он так назван?

  • Июль - страдник,
  • Август - серпень,
  • Сентябрь - хмурень,
  • Октябрь - листопад,

- А это название вам понятно?

  • Ноябрь - грудень,
  • Декабрь - студень.

3) Неделя.

- Скажите, а из чего состоит каждый месяц? (из полных 4 недель)

- Что такое неделя?

- Перечислите дни недели. (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- Давайте послушаем, откуда произошли такие названия. А вы внимательно слушайте и запоминайте.

Сообщение о днях недели.

Неделя для нас - это промежуток времени в 7 дней. А раньше словом неделя называли день, когда "нет дел" или ничего "не делать". С этого дня и начиналась неделя. Следующий день назвали понедельник, то есть после недели. За ним шёл второй день или вторник. Следующий день был серединой недели, поэтому его назвали средой. Четвёртый день стал четвергом, а пятый - пятницей. Суббота произошла от слова "сабат", что обозначает конец всяких дел или последний трудовой день. Со временем под влиянием религии старое название первого дня "неделя" было заменено церковным воскресеньем, связанное с мифологическим воскресением Иисуса Христа.

- Проверим, как вы все хорошо запомнили. Ребята предлагают вам решить кроссворд.

По горизонтали:

2. Четвёртый день недели.

3. Пятый день недели.

4. Середина недели.

По вертикали:

1. Второй день недели.

3. День после "недели".

4. Последний трудовой день.

4) Приборы измеряющие время.

- Ребята, а с помощью какого прибора измеряют время? (часы)

- Давайте послушаем, какие бывают часы.

Сообщение с видах часов.

Чтобы измерять время люди придумали часы. До того как изобрели часы, люди определяли время по солнцу: с восходом солнца они просыпались, а с закатом ложились спать. Солнечные часы появились одними из первых. Вместо стрелок использовали стержень. Земля вращается, а тень от стержня ползёт по размеченному циферблату. Но такие часы работают только в солнечный день. Существовали и сейчас существуют песочные часы. Суть песочных часов состоит в том, что определённое количество песка заключено в стеклянной конусной колбе. Песок пересыпается в другую такую же колбу за определённое время. По такому же принципу работали водные часы. С появлением механизмов люди изобрели механические часы. Основная деталь этих часов сжатая пружина, маятник и набор колёсиков с зубчиками. Циферблат этих часов поделён на 12 частей или часов. Разжимаясь пружина приводит механизм в действие и стрелки вращаются по кругу. Маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты.

- А каких часах рассказали ребята?

Выполнив задание, вы узнаете, как называются водяные часы.

Заполните пропуски:

А 5 мин 32 с = ...с Л 72 ч = ...сут. П 862г.= ...в.
Е 500 лет = ... в. Д 4 г. = ...мес. С 1147 г. = ...в.
К 120 мин = ...ч Р 2 сут. 3 ч = ...ч И 1941г. = ...в.

 

2 3 5 9 12 20 48 51 332
                 

- Что за слово у вас получилось? (клепсидр)

- Но на свете есть ещё одни часы, давайте послушаем про них. Подумайте, удобно ли пользоваться такими часами?

Сообщение о цветочных часах.

Еще в природе существуют "цветочные" часы. Идея создания "цветочных" часов существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживали на клумбах и использовали в качестве часов, но такие часы работают правильно только в ясную, солнечную погоду. В пасмурные дни они начинают врать. Пользоваться "цветочными" часами можно, лишь хорошо изучив растительность своей местности.

- Хотели бы вы себе такие часы? Кстати, такие часы можно сделать в саду самим. А как ими пользоваться, мы сейчас научимся.

Задание.

- На картинке даны цветочные часы. Каждый цветок занимает определённое место на циферблате. Чем можно заменить цветы? (цифрами)

- На соседней картинке даны зашифрованные числа, попробуйте их расшифровать. Что для этого нужно сделать? (заменить цветок цифрой)

- Получившиеся числа разложите на сумму разрядных слагаемых.

- Это задание мы будем делать по времени, а следить за временем я буду по этим часам. Как вы думаете, что помогает этим часам работать? (огонь)

- Как же тогда называются эти часы? (огненные)

- Правильно. Каждая чёрточка отделяет 3 минуты горения свечи, я даю вам на работу 6 минут. До какой чёрточки должна догореть свечка? (до второй)

- Начинаем работать.

4. Итог урока.

- О чём сегодня говорили на уроке? Что нового узнали?

- Какие единицы измерения времени вы знаете? (Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течёт
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют ваши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки,
И очень краткие часы.

- Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение?

(Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)

5. Рефлексия.

- Закончите предложения:

  • Я научился на уроке.....................
  • На уроке мне понравилось..........
  • Урок привлек меня тем................
  • Мне показался интересным.........
  • Заставил задуматься......................

Приложение 1

Приложение 2