ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательная: изучить основания, их классификацию, способы получения и свойства.
- Развивающая: способствовать закреплению знаний о классах неорганических соединений, развить и углубить представление о гидроксидах.
- Воспитательная: привить интерес к предмету химии, соблюдать правила ТБ при обращении. с основаниями ( щелочами).
Оборудование: мультимедиа, компьютер ,задания, ПСХЭ, таблица растворимости, щелочи, хлорид меди, индикаторы.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
I. Мотивация урока.
Учитель: Чем можно заменить шампунь, мыло?
Щелок - это консистенция из золы, настоянной на воде. Щелок в экопоселении используется для купания и стирки. В отличие от различных продающихся в магазинах моющих средств, это полностью природное вещество! Мытье волос золой - одно из старинных средств, применявшихся нашими прабабушками. Берёзовая зола - обладает щелочными свойствами вследствие содержания поташа.
II. Объявление темы урока. Целеполагание.
Учитель.Тема урока: "Основания, их классификация и свойства".
III. Актуализация знаний.
Гидроксиды - соединения, состоящие из атомов металлов и гидроксид-ионов.
Основания с точки зрения ТЭД - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металла и гидроксид - анионы.
NaOH <-> Na+ + OH-
Ba(OH)2 <-> Ba+2 + 2OH-
IV. Изучение нового материала. Осознание и осмысление.
Учитель. Изучим классификацию оснований:
а) По растворимости в воде: растворимые и нерастворимые
б) По кислотности: однокислотные и двухкислотные
в) По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые
Учитель.
Если в соль добавить щёлочь,
На пробирку посмотреть -
Синий выпадет осадок -
Основания- гидроксида меди II.
- Fe(OH)3 красно-бурый,
- Сr(OH)3 - cеро-зеленый,
- Co(OH)2 - темно-фиолетовый,
- Ni(OH)2 - светло-зеленый.
Учитель. Посмотрите на физические свойства хозяйственного мыло. Щелочи так же мягкие и мылкие на ощупь, изменяют окраску индикаторов. Проведём эксперимент:
Фенолфталеин (бесцв.) + щёлочь -> малиновая окраска
Лакмус (фиолет.) + щёлочь -> синяя окраска
NaOH и КОН - сильные щелочи, при обращении с которыми необходимо соблюдать ТБ.
3. Способы получения оснований
А) Активный металл и вода
Б) основной оксид и вода
(Самостоятельно написать уравнения химических реакций)
4. Рассмотрим химические свойства оснований
А) с кислотами
Б) с кислотными оксидами
В) с амфотерными оксидами
Г) с растворимыми солями
Д) изменяют цвет индикаторов. (Дем. опыт)
А). Основание + кислота > соль + вода
(реакция обмена)
2NaOH + H2SO4 -> Na2SO4 + 2H2O
OH- + H+ -> H2O
Cu(OH)2 + 2HCl -> CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ -> Cu+2 + 2H2O
Б) Основание + кислотный оксид -> соль + вода (реакция обмена)
Р2О5 + 6КОН -> 2К3РО4 + 3Н2О
Р2О5 + 6OH- -> 2РО43- + 3Н2О
2NaOH + N2O5 -> 2NaNO3 + Н2О
2OH- + N2O5 -> 2NO3- + Н2О
Учитель. Взаимодействие щелочей с солями сопровождается образованием новой соли и нового основания и подчиняется закону Бертолле. Закон Бертолле основной закон направления обратимых хим. взаимодействий, который можно формулировать так: всякий химический процесс протекает в сторону максимального образования тех продуктов, которые во время реакции выходят из сферы взаимодействия.
В). Щёлочь + соль > новое основание + новая соль (реакция обмена)
Г). Нерастворимое основание -> оксид металла + вода (при t°С)
(реакция разложения)
Fe(OH)2 -> FeO + H2O
Cu(OH)2 -> CuO + H2O
Д) Изменяют цвет индикатор
5. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ
1. Качественная реакция на Са(ОН)2 - помутнение известковой воды:
Качественные реакции на ион Ва+2:
V. Закрепление изученного материала
Учитель. Для закрепления материала выполним задания.
1. По таблице растворимости солей, кислот и оснований в воде, найдите растворимые ,труднорастворимые и малорастворимые основания.
2. Составьте молекулярные уравнения реакций:
3. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида калия.
Учитель .Выполните тестовые задания:
1-вариант:
1. Формулы только оснований
приведены в ряду
а) Na2CO3, NaOH, NaCl
б) KNO3, HNO3, KОН
в) KОН, Mg(OH)2, Cu(OH)2
г) HCl, BaCl2, Ba(OH)2
2. Формулы только щелочей
приведены в ряду
а) Fe(OH)3, NaOH, Ca(OH)2
б) KOH, LiOH, NaOH
в) KOH, Mg(OH)2, Cu(OH)2
г) Al(OH)3, Fe(OH)2,
Ba(OH)2
3. Из указанных соединений
нерастворимым в воде основанием является
а) NaOH
б) Ва(ОН)2
в) Fe(OH)2
г) KOH
4. Из указанных соединений
щелочью является
а) Fe(OH)2
б) LiOH
в) Mg(OH)2
г) Cu(OH)2
2-Вариант:
1. Металл, который, реагируя
с водой, образует щелочь, - это
а) железо
б) медь
в) калий
г) алюминий
2. Оксид, который при
взаимодействии с водой образует щелочь, - это
а) оксид алюминия
б) оксид лития
в) оксид свинца(II)
г) оксид марганца(II)
3. При взаимодействии
основного оксида с водой образуется основание
а) Аl(ОН)3
б) Ва(ОН)2
в) Cu(ОН)2
г) Fe(OH)3
4. Из перечисленных
уравнений химических реакций выберите уравнение
реакции обмена.
а) 2H2O = 2H2 + O2
б) HgCl2 + Fe = FeCl2 + Hg
в) ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2 + 2KCl
г) CaO + CO2 = CaCO3
Ответы: 1-вариант: 1-В, 2-Б, 3-В, 4-Б.; 2-вариант:
1-В,2-Б,3-Б,4-В.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель. Какой общий вывод можно сделать, изучив состав и свойства оснований?
Учащиеся делают вывод, что свойства оснований зависят от их строения, и записывают его в тетрадь.
Выставление оценок.
Домашнее задание.с.217-218 №1-5