Основания, их классификация и свойства

Разделы: Химия


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательная: изучить основания, их классификацию, способы получения и свойства.
  • Развивающая: способствовать закреплению знаний о классах неорганических соединений, развить и углубить представление о гидроксидах.
  • Воспитательная: привить интерес к предмету химии, соблюдать правила ТБ при обращении. с основаниями ( щелочами).

Оборудование: мультимедиа, компьютер ,задания, ПСХЭ, таблица растворимости, щелочи, хлорид меди, индикаторы.

Ход урока

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

I. Мотивация урока.

Учитель: Чем можно заменить шампунь, мыло?

Щелок - это консистенция из золы, настоянной на воде. Щелок в экопоселении используется для купания и стирки. В отличие от различных продающихся в магазинах моющих средств, это полностью природное вещество! Мытье волос золой - одно из старинных средств, применявшихся нашими прабабушками. Берёзовая зола - обладает щелочными свойствами вследствие содержания поташа.

II. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель.Тема урока: "Основания, их классификация и свойства".

III. Актуализация знаний.

Гидроксиды - соединения, состоящие из атомов металлов и гидроксид-ионов.

Основания с точки зрения ТЭД - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металла и гидроксид - анионы.

NaOH <-> Na+ + OH-

Ba(OH)2 <-> Ba+2 + 2OH-

IV. Изучение нового материала. Осознание и осмысление.

Учитель. Изучим классификацию оснований:

а) По растворимости в воде: растворимые и нерастворимые

б) По кислотности: однокислотные и двухкислотные

в) По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые

Учитель.

Если в соль добавить щёлочь,
На пробирку посмотреть -
Синий выпадет осадок -
Основания- гидроксида меди II.

  • Fe(OH)3 красно-бурый,
  • Сr(OH)3 - cеро-зеленый,
  • Co(OH)2 - темно-фиолетовый,
  • Ni(OH)2 - светло-зеленый.

Учитель. Посмотрите на физические свойства хозяйственного мыло. Щелочи так же мягкие и мылкие на ощупь, изменяют окраску индикаторов. Проведём эксперимент:

Фенолфталеин (бесцв.) + щёлочь -> малиновая окраска

Лакмус (фиолет.) + щёлочь -> синяя окраска

NaOH и КОН - сильные щелочи, при обращении с которыми необходимо соблюдать ТБ.

3. Способы получения оснований

А) Активный металл и вода

Б) основной оксид и вода

(Самостоятельно написать уравнения химических реакций)

4. Рассмотрим химические свойства оснований

А) с кислотами

Б) с кислотными оксидами

В) с амфотерными оксидами

Г) с растворимыми солями

Д) изменяют цвет индикаторов. (Дем. опыт)

А). Основание + кислота > соль + вода

(реакция обмена)

2NaOH + H2SO4 -> Na2SO4 + 2H2O

OH- + H+ -> H2O

Cu(OH)2 + 2HCl -> CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ -> Cu+2 + 2H2O

Б) Основание + кислотный оксид -> соль + вода (реакция обмена)

Р2О5 + 6КОН -> 2К3РО4 + 3Н2О

Р2О5 + 6OH- -> 2РО43- + 3Н2О

2NaOH + N2O5 -> 2NaNO3 + Н2О

2OH- + N2O5 -> 2NO3- + Н2О

Учитель. Взаимодействие щелочей с солями сопровождается образованием новой соли и нового основания и подчиняется закону Бертолле. Закон Бертолле основной закон направления обратимых хим. взаимодействий, который можно формулировать так: всякий химический процесс протекает в сторону максимального образования тех продуктов, которые во время реакции выходят из сферы взаимодействия.

В). Щёлочь + соль > новое основание + новая соль (реакция обмена)

Г). Нерастворимое основание -> оксид металла + вода (при t°С)

(реакция разложения)

Fe(OH)2 -> FeO + H2O

Cu(OH)2 -> CuO + H2O

Д) Изменяют цвет индикатор

5. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ

1. Качественная реакция на Са(ОН)2 - помутнение известковой воды:

Качественные реакции на ион Ва+2:

V. Закрепление изученного материала

Учитель. Для закрепления материала выполним задания.

1. По таблице растворимости солей, кислот и оснований в воде, найдите растворимые ,труднорастворимые и малорастворимые основания.

2. Составьте молекулярные уравнения реакций:

3. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида калия.

Учитель .Выполните тестовые задания:

1-вариант:
      1. Формулы только оснований приведены в ряду
      а) Na2CO3, NaOH, NaCl
      б) KNO3, HNO3, KОН
      в) KОН, Mg(OH)2, Cu(OH)2                      
      г) HCl, BaCl2, Ba(OH)2
      2. Формулы только щелочей приведены в ряду
      а) Fe(OH)3, NaOH, Ca(OH)2         
      б) KOH, LiOH, NaOH
      в) KOH, Mg(OH)2, Cu(OH)2
      г) Al(OH)3, Fe(OH)2, Ba(OH)2
      3. Из указанных соединений нерастворимым в воде основанием является
      а) NaOH
      б) Ва(ОН)2
      в) Fe(OH)2
      г) KOH
      4. Из указанных соединений щелочью является
      а) Fe(OH)2
      б) LiOH
      в) Mg(OH)2
      г) Cu(OH)2

2-Вариант:
      1. Металл, который, реагируя с водой, образует щелочь, - это
      а) железо
      б) медь
      в) калий
      г) алюминий
      2. Оксид, который при взаимодействии с водой образует щелочь, - это
      а) оксид алюминия
      б) оксид лития
      в) оксид свинца(II)
      г) оксид марганца(II)
      3. При взаимодействии основного оксида с водой образуется основание
      а) Аl(ОН)3
      б) Ва(ОН)2
      в) Cu(ОН)2
      г) Fe(OH)3
      4. Из перечисленных уравнений химических реакций выберите уравнение реакции обмена.
      а) 2H2O = 2H2 + O2
      б) HgCl2 + Fe = FeCl2 + Hg
      в) ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2 + 2KCl
      г) CaO + CO2 = CaCO3
Ответы: 1-вариант: 1-В, 2-Б, 3-В, 4-Б.; 2-вариант: 1-В,2-Б,3-Б,4-В.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель. Какой общий вывод можно сделать, изучив состав и свойства оснований?

Учащиеся делают вывод, что свойства оснований зависят от их строения, и записывают его в тетрадь.

Выставление оценок.

Домашнее задание.с.217-218 №1-5