Технологическая карта «Игра по станциям». Тема: «Петербург и немного физики» (обобщение материала за 8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Пояснительная записка

Представленное мероприятие проводится в конце учебного года, перед праздником День города. В игре участвуют учащиеся 8-х классов. Участникам заранее выдаются задания "Положения по проведению игры "Петербург и немного физики" с вопросником и подробным описанием всего необходимого для игры.

Игра проходит в два этапа. Сначала для учащихся проводится презентация основных сведений об исторических местах и памятниках города с физическими данными памятников. Затем, ребята делятся на команды и отправляются по станциям. Пройдя все этапы, ребята собираются в зале для подведения итогов.

В игре широко используются межпредметные связи с математикой, историей Санкт-Петербурга, литературой.

Подобная игра объединяет детский коллектив, активизирует познавательный интерес, позволяет даже "слабым" учащимся проявить свои способности и понять, что в школьной программе нет " главных" или "не главных" предметов, а все важно и увлекательно.

Цели

Обучающие:

  • привитие интереса к предмету;
  • обобщение материала 8-го класса
  • демонстрация связи между предметами гуманитарного и политехнического циклов.

Воспитательные:

  • развитие любви к родному городу;
  • привитие навыков культурного общения;
  • выявление способностей детей.

Развивающие:

  • развивать умения творчески подходить к решению задач;
  • развивать коммуникативные способности;
  • развивать познавательный интерес учащихся.

Коррекционные:

  • способствовать развитию разговорной речи;
  • отрабатывать терминологию;
  • следить за соблюдением правил орфоэпии.

Оснащение занятия:

  • Положение по проведению игры "Петербург и немного физики"
  • Набор предметов для демонстрации физических явлений.
  • Интерактивная доска, презентация материалов к занятию по теме в Power Point.

Используемые технологии:

  • Компьютерные;
  • Коммуникативного общения;
  • Исследовательского эксперимента;
  • Групповые, фронтальные;
  • Диалоговые и монологовые.

Положение по проведению игры " Петербург и немного физики"

В игре участвуют учащиеся 8-х классов

Игру организуют классные руководители и учителя предметники

Учителя и классные руководители должны:

1. Подготовить и оформить станции

  • Таблички;
  • Вопросы и инвентарь;
  • Выбрать ведущих станций (из учащихся)

2. Оформить путевые листы

Путевой лист__________ класса

№  п\п Ф.И. учащегося Название станции Время Оценка
         
         
         

Классы (участники) должны подготовить:

  • выбрать команду (3-5 человек)
  • выбрать название, девиз, которые должны отражать тему.
  • придумать эмблему команды;
  • подготовиться к следующим станциям

А. "Давно стихами говорит Нева:"

Объяснить:

  1. почему в Санкт Петербурге белые ночи;
  2. почему на Неве бывают наводнения;
  3. как "работает" Петергоф?

Б. "Транспортная"

Выяснить:

  • Когда на улицы нашего города вышел первый трамвай?
  • Когда вышел на улицы города первый троллейбус?
  • Когда на улицы нашего города вышел первый автобус?
  • Когда открылось метро?
  • Вспомнить формулу скорости при равномерном движении.

В. "Легенды нашего города"

  • Узнать легенды о Казанском соборе, ангеле на шпиле Петропавловской крепости, сфинксе на Университетской набережной.
  • Вспомнить формулы силы тяжести, веса тела.

Г. "Северная Венеция"

  • Узнать, почему так названы реки Нева, Мойка, Фонтанка.
  • Вспомнить формулу давления столба жидкости на дно и стенки сосуда.

Д. "Дом занимательных наук"

  • Узнать: когда и где в Ленинграде существовал дом занимательных наук? Кто были его основателями?
  • Прочитать главы книги Я. И.Перельмана "Занимательная физика" главы:
    • "Бездонный" бокал
    • Копейка, которая не тонет
    • Бумажная кастрюля
    • Греет ли шуба?
    • Сухим из воды.

Ход игры

(Все учащиеся собираются в актовом зале) Показывается презентация по теме игры

  • "Самые узнаваемые символы Санкт-Петербурга"
  • " Равновесие, Медный всадник и другие:"
  • "Исаакиевский собор и давление твердого тела"
  • "Цепной Египетский мост. Мифы, резонанс, так в чем причина?"
  • "Адмиралтейство и закон Архимеда"

Команды выстраиваются в холле. Приветствуют друг друга, получают путевые листы и расходятся по станциям. Учитель дает установку на правильное поведение во время игры, соблюдение речевого режима, правильность произношения терминологии и соблюдения правил орфоэпии.

Когда команды пройдут все станции, снова собираются в актовом зале для подведения итогов и награждения.

Этапы игры:

Станция 1. " Давно стихами говорит:"

Вопросы:

1.

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса

Назовите описанное явление. Объясните причину этого явления

2

Раскинув крылья как орел летящий
Горит фасад чешуйками слюды
Над плещущей, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды.
Она скользит, спадая на ступени,
Колосьями встает со всех сторон,
И влажное серебряное пенье
В тени аллей свой продолжает звон.
Гремят, шумят державинские оды,
И высится, капризно-горделив,
Чертог Растрелли, устремляя воды
Стрелой канала в дремлющий залив:.

Назовите пригород Санкт-Петербурга, которому посвящены эти строки.

Объясните принцип работы самого известного сооружения этого пригорода.

Станция 2 "Транспортная"

 Ответить на вопросы " Когда впервые:" и решить задачу.

Задачи:

Прототипом современного трамвая стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году в Берлине.

Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки.

Локомотив имел мощность 3 л.с. Найти, какое расстояние пройдет трамвай за 10 минут

(Справка: мощность 1 л.с. = 0,7 кВ)

Два двигателя мощностью по 6 л.с. двигали омнибус на расстояние 2200 м Определите время движения омнибуса.

Станция 3 "Легенды нашего города" (проводится в зале)

Вопросы задаются при помощи презентации.

Задание:

  • назовите объект, изображенный на слайде;
  • расскажите легенду;
  • решите задачу.

Архитектурные объекты:

  • Казанский собор
  • Египетский сфинкс
  • Ангел на шпиле Петропавловской крепости.

Задачи:

1. Масса сфинкса 62 т. Определите вес сфинкса, силу тяжести и покажите их на рисунке.

2. Найти вес колонны Исаакиевского собора, если масса каждой около 30 тонн. Чему равна сила тяжести колонны. Покажите направление веса и силы тяжести на рисунке.

3. Высота фигуры ангела 3,48 м, Размах крыльев 3,56 м, высота креста 6.5 м, масса 250 кг. Найти вес фигуры и силу тяжести. Показать силы на рисунке.

Станция 4 "Северная Венеция"

Задание:

Ответить на вопрос, почему так названа:..

Решить задачу.

Название "Мойка произошло от старинного наименования - мья ( маленькая речка)

Длина реки около 5 км, ширина до 40 м, глубина - 3 м. Найти давление на наибольшей глубине.

Крупнейший рукав Невы впадает в Невскую губу Финского залива. Длина 3, 62 км, ширина 200-400 м , глубина от 8 до 12,8 м. Найти давление на наибольшей глубине.

Питерские рыболовы называют акваторию Финского залива от дельты до дамбы "Лужа" за небольшую глубину. Всего 5-6 м , и только на форватере достигает до 18 м. Определить давление воды на дне форватера. (справка: плотность соленой воды 1300 кг\м3

Станция 5 " Дом занимательных наук"

Задание: объясните опыт

  • " Бездонный бокал" (оборудование: бокал с водой, портновские булавки)
  • Таинственная вертушка ( Игрушка - рождественская вертушка)
  • Бумажная кастрюля ("кастрюля" из бумаги, свеча, гвоздь, нить, спиртовка)
  • Греет ли шуба (меховой мешочек, термометр)
  • Сухим из воды (оборудование: блюдечко с подкрашенной водой, свеча, монетка. стакан)

Используемая литература.

  1. "Занимательная физика" книга-1
  2. 1000 вопросов и ответов по Санкт-Петербургу
  3. "Легенды и мифы Санкт-Петербурга"
  4. Поисковая система "Яндекс"