Пояснительная записка
Представленное мероприятие проводится в конце учебного года, перед праздником День города. В игре участвуют учащиеся 8-х классов. Участникам заранее выдаются задания "Положения по проведению игры "Петербург и немного физики" с вопросником и подробным описанием всего необходимого для игры.
Игра проходит в два этапа. Сначала для учащихся проводится презентация основных сведений об исторических местах и памятниках города с физическими данными памятников. Затем, ребята делятся на команды и отправляются по станциям. Пройдя все этапы, ребята собираются в зале для подведения итогов.
В игре широко используются межпредметные связи с математикой, историей Санкт-Петербурга, литературой.
Подобная игра объединяет детский коллектив, активизирует познавательный интерес, позволяет даже "слабым" учащимся проявить свои способности и понять, что в школьной программе нет " главных" или "не главных" предметов, а все важно и увлекательно.
Цели
Обучающие:
- привитие интереса к предмету;
- обобщение материала 8-го класса
- демонстрация связи между предметами гуманитарного и политехнического циклов.
Воспитательные:
- развитие любви к родному городу;
- привитие навыков культурного общения;
- выявление способностей детей.
Развивающие:
- развивать умения творчески подходить к решению задач;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать познавательный интерес учащихся.
Коррекционные:
- способствовать развитию разговорной речи;
- отрабатывать терминологию;
- следить за соблюдением правил орфоэпии.
Оснащение занятия:
- Положение по проведению игры "Петербург и немного физики"
- Набор предметов для демонстрации физических явлений.
- Интерактивная доска, презентация материалов к занятию по теме в Power Point.
Используемые технологии:
- Компьютерные;
- Коммуникативного общения;
- Исследовательского эксперимента;
- Групповые, фронтальные;
- Диалоговые и монологовые.
Положение по проведению игры " Петербург и немного физики"
В игре участвуют учащиеся 8-х классов
Игру организуют классные руководители и учителя предметники
Учителя и классные руководители должны:
1. Подготовить и оформить станции
- Таблички;
- Вопросы и инвентарь;
- Выбрать ведущих станций (из учащихся)
2. Оформить путевые листы
Путевой лист__________ класса
№ п\п | Ф.И. учащегося | Название станции | Время | Оценка |
Классы (участники) должны подготовить:
- выбрать команду (3-5 человек)
- выбрать название, девиз, которые должны отражать тему.
- придумать эмблему команды;
- подготовиться к следующим станциям
А. "Давно стихами говорит Нева:"
Объяснить:
- почему в Санкт Петербурге белые ночи;
- почему на Неве бывают наводнения;
- как "работает" Петергоф?
Б. "Транспортная"
Выяснить:
- Когда на улицы нашего города вышел первый трамвай?
- Когда вышел на улицы города первый троллейбус?
- Когда на улицы нашего города вышел первый автобус?
- Когда открылось метро?
- Вспомнить формулу скорости при равномерном движении.
В. "Легенды нашего города"
- Узнать легенды о Казанском соборе, ангеле на шпиле Петропавловской крепости, сфинксе на Университетской набережной.
- Вспомнить формулы силы тяжести, веса тела.
Г. "Северная Венеция"
- Узнать, почему так названы реки Нева, Мойка, Фонтанка.
- Вспомнить формулу давления столба жидкости на дно и стенки сосуда.
Д. "Дом занимательных наук"
- Узнать: когда и где в Ленинграде существовал дом занимательных наук? Кто были его основателями?
- Прочитать главы книги Я. И.Перельмана
"Занимательная физика" главы:
- "Бездонный" бокал
- Копейка, которая не тонет
- Бумажная кастрюля
- Греет ли шуба?
- Сухим из воды.
Ход игры
(Все учащиеся собираются в актовом зале) Показывается презентация по теме игры
- "Самые узнаваемые символы Санкт-Петербурга"
- " Равновесие, Медный всадник и другие:"
- "Исаакиевский собор и давление твердого тела"
- "Цепной Египетский мост. Мифы, резонанс, так в чем причина?"
- "Адмиралтейство и закон Архимеда"
Команды выстраиваются в холле. Приветствуют друг друга, получают путевые листы и расходятся по станциям. Учитель дает установку на правильное поведение во время игры, соблюдение речевого режима, правильность произношения терминологии и соблюдения правил орфоэпии.
Когда команды пройдут все станции, снова собираются в актовом зале для подведения итогов и награждения.
Этапы игры:
Станция 1. " Давно стихами говорит:"
Вопросы:
1.
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса
Назовите описанное явление. Объясните причину этого явления
2
Раскинув крылья как орел летящий
Горит фасад чешуйками слюды
Над плещущей, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды.
Она скользит, спадая на ступени,
Колосьями встает со всех сторон,
И влажное серебряное пенье
В тени аллей свой продолжает звон.
Гремят, шумят державинские оды,
И высится, капризно-горделив,
Чертог Растрелли, устремляя воды
Стрелой канала в дремлющий залив:.
Назовите пригород Санкт-Петербурга, которому посвящены эти строки.
Объясните принцип работы самого известного сооружения этого пригорода.
Станция 2 "Транспортная"
Ответить на вопросы " Когда впервые:" и решить задачу.
Задачи:
Прототипом современного трамвая стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году в Берлине.
Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки.
Локомотив имел мощность 3 л.с. Найти, какое расстояние пройдет трамвай за 10 минут
(Справка: мощность 1 л.с. = 0,7 кВ)
Два двигателя мощностью по 6 л.с. двигали омнибус на расстояние 2200 м Определите время движения омнибуса.
Станция 3 "Легенды нашего города" (проводится в зале)
Вопросы задаются при помощи презентации.
Задание:
- назовите объект, изображенный на слайде;
- расскажите легенду;
- решите задачу.
Архитектурные объекты:
- Казанский собор
- Египетский сфинкс
- Ангел на шпиле Петропавловской крепости.
Задачи:
1. Масса сфинкса 62 т. Определите вес сфинкса, силу тяжести и покажите их на рисунке.
2. Найти вес колонны Исаакиевского собора, если масса каждой около 30 тонн. Чему равна сила тяжести колонны. Покажите направление веса и силы тяжести на рисунке.
3. Высота фигуры ангела 3,48 м, Размах крыльев 3,56 м, высота креста 6.5 м, масса 250 кг. Найти вес фигуры и силу тяжести. Показать силы на рисунке.
Станция 4 "Северная Венеция"
Задание:
Ответить на вопрос, почему так названа:..
Решить задачу.
Название "Мойка произошло от старинного наименования - мья ( маленькая речка)
Длина реки около 5 км, ширина до 40 м, глубина - 3 м. Найти давление на наибольшей глубине.
Крупнейший рукав Невы впадает в Невскую губу Финского залива. Длина 3, 62 км, ширина 200-400 м , глубина от 8 до 12,8 м. Найти давление на наибольшей глубине.
Питерские рыболовы называют акваторию Финского залива от дельты до дамбы "Лужа" за небольшую глубину. Всего 5-6 м , и только на форватере достигает до 18 м. Определить давление воды на дне форватера. (справка: плотность соленой воды 1300 кг\м3
Станция 5 " Дом занимательных наук"
Задание: объясните опыт
- " Бездонный бокал" (оборудование: бокал с водой, портновские булавки)
- Таинственная вертушка ( Игрушка - рождественская вертушка)
- Бумажная кастрюля ("кастрюля" из бумаги, свеча, гвоздь, нить, спиртовка)
- Греет ли шуба (меховой мешочек, термометр)
- Сухим из воды (оборудование: блюдечко с подкрашенной водой, свеча, монетка. стакан)
Используемая литература.
- "Занимательная физика" книга-1
- 1000 вопросов и ответов по Санкт-Петербургу
- "Легенды и мифы Санкт-Петербурга"
- Поисковая система "Яндекс"