Вид урока: урок-игра “Автопробег: Физика-7”.
Цели урока:
Образовательная:
-
повторение и обобщение знаний по теме “Давление твёрдых тел, жидкостей и газов”;
-
закрепление умения решать расчётные и качественные задачи.
Развивающая:
-
развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления;
-
познавательных и творческих способностей.
Воспитательные:
-
формирование навыков самостоятельной работы,
-
развитие интереса к физике через игру.
Оборудование:
-
(на партах учащихся): кубик с гранями;
-
раздаточный материал: карточки с заданиями, табло результатов; ручки;
-
тетради; чистые листочки; демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);
-
презентация.
Задачи урока:
-
Проверить знания учащихся по данной теме.
-
Закрепить и повторить пройденный материал при решении задач.
-
Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия
-
каждого из них в игре.
План проведения урока-игры
Этап |
Методы и приемы |
Время |
1. Организационный момент. |
Учащиеся должны занять свои рабочие места. Приветствие учеников. |
2 мин. |
2. “Внимание, старт!” |
Экипажи (учащихся в группах) должны составить изученные формулы, используя грани кубика. |
5 мин. |
3. “Проверим снаряжение”. |
Учитель проводит физический диктант. |
5 мин. |
4. “На друга надейся, а сам не плошай!” |
Самопроверка: учащиеся сверяют свои ответы с правильными и выставляют себе оценки за диктант. |
2 мин. |
5. “Привал”. |
Экипажи ищут решения для экспериментальных задач. |
5 мин. |
6. “Внезапная остановка – авария”. |
Учащимся необходимо найти ошибку в решении задачи и исправить её. |
6 мин. |
7. “ Послушаем экспертов…” |
Сообщения учащихся. |
8 мин. |
8. “ Сами с усами”. |
Блиц-опрос. Работа учащихся в группах. |
5 мин. |
9. “Финиш”. |
Подведение итогов. Выставление оценок за урок. Сообщение учителем домашнего задания и его пояснение. |
2 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня нас ожидает не совсем обычный урок. Мы совершим автопробег “Физика-7”. Основная цель которого – повторить изученную нами тему: “Давление твёрдых тел, жидкостей и газов”.
Мы разделимся на группы по 5–6 человек. Каждая группа - это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который очень хорошо знает данную местность, т.е. тему. Первым придёт тот экипаж, который наберёт больше очков, пройдя по всей трассе движения.
Я желаю удачи всем командам. Приготовились, старт!
2. Первый этап пробега: “Внимание, старт!”
На данном этапе экипажам необходимо, используя грани кубика, составить из букв формулы. Дать название каждой формуле и величинам в неё входящим, записать полученный результат в бланк ответов. Сколько формул написано, столько баллов и набирает команда-экипаж.
3. Второй этап пробега: “Проверим снаряжение”.
Перед отправлением в путь проверим ваше “физическое оснащение”. Проведём небольшой физический диктант: запишите ответы на следующие вопросы:
-
В каких единицах измеряется давление?
-
В каких единицах можно измерить атмосферное давление?
-
В каком законе говорится, что давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
-
Какой прибор используют для измерения давления газа в шинах автомобиля?
-
Как называется сила, выталкивающая тело из жидкости?
4. Третий этап пробега: “На друга надейся, а сам не плошай!” (Самопроверка)
Учащиеся сверяют свои ответы с правильными и выставляют себе оценки за физический диктант.
5. Четвёртый этап пробега: “Привал”.
Сейчас мы немного отдохнём. И чтобы наш отдых был интересен, каждый экипаж попробует найти решение для экспериментальной задачи:
Попробуйте из бутылки, изображенной на рисунке налить стакан воды, не вынимая пробки и не наклоняя бутылки?
Ответ: Надо сильно подуть в трубку, потом зажать ее пальцем и, подставив стакан, отпустить. Усилившееся давление в бутылке заставит воду подняться по трубке вверх и вылиться.
6. Пятый этап пробега: “Внезапная остановка – авария”.
Учащимся необходимо найти ошибку в решении задачи и исправить её.
7. Шестой этап пробега: “Послушаем экспертов…”.
В каждой команде один из участников – эксперт, который получил заранее задание и подготовил небольшое сообщение.
8. Седьмой этап пробега: “Сами с усами”.
Блиц-опрос учащихся. Учитель задаёт вопросы, одновременно всем командам. За каждый верный ответ, команда получает балл.
Вопросы:
-
Массы газа в двух одинаковых закрытых сосудах одинаковы. Один из этих сосудов находится в тёплом помещении, а другой – в холодном. В каком из сосудов давление газа больше? Почему?
-
Человек, идущий по тонкому льду, проваливается в воду и просит о помощи. В такой ситуации спасатель подползает по-пластунски и помогает пострадавшему выбраться из воды. После этого оба добираются до берега также ползком, не вставая на ноги. Почему?
-
Человек, идущий по тонкому льду, проваливается в воду и просит о помощи. В такой ситуации спасатель подползает по-пластунски и помогает пострадавшему выбраться из воды. После этого оба добираются до берега также ползком, не вставая на ноги. Почему?
-
В доме наконец-то наточили ножи ( площадь режущей кромки уменьшилась в 4 раза). Во сколько раз легче стало работать ножом хозяйке?
-
В Испании в конце лета устраивают традиционный праздник, во время которого прямо на улицах ведут “помидорные бои” – бросают друг в друга помидоры. Почему, когда сочный помидор летит прямо в стенку и врезается в неё на большой скорости, брызги летят во все стороны?
-
На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
-
Если путешествовать на воздушном шаре, то высоко в облаках может резко похолодать. Как вы думаете: шар будет подниматься вверх или спускаться вниз?
-
Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, брёвен или досок?
-
Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?
-
Для чего у рюкзака делают широкие лямки?
9. Восьмой этап пробега: “Финиш”.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторить параграфы 33–52.