Подготовка
За неделю до конкурса семьи-участники получают “домашнее задание”: подготовить рассказ о любимом уголке своего села, рекламное выступление, посвящённое любимой книге и реклама библиотеки.
В ходе мероприятия понадобятся
- Листочки с вопросами для конкурса “Дела семейные” чистые листочки для ответов и ручки (по числу участников).
- Кастрюлька с кулинарными рецептами.
- Призы для награждения.
Ход игры
Стихотворение “Библиотека”.
Друзья я дома не сижу
В библиотеку я спешу
Хочу все книги прочитать
И обо всём на свете знать
Ведь книга самый лучший друг
И это знают все вокруг.
Я с детства с книгами дружу.
И этой дружбой дорожу.
Расскажет книга обо всём.
О жизни на планете.
О том, как на Земле живут
И взрослые и дети.
У нас в Калге есть уголок
Зайди и ты туда дружок.
Библиотека для детей.
Ты запишись туда скорей.
Учитель. – А что значит слово “библиотека”?
- Для чего нужна библиотека?
- Кто может посещать библиотеку?
Узнаем значение библиотеки для всей семьи.
Библиотека (от греч. biblion - книга и theke – хранилище), книгохранилище, позднее организованное в определённой системе собрание книг, предназначенное для общественного или частного пользования; просветительное учреждение, осуществляющее собирание, спец. обработку; хранение и выдачу книг читателям.
Уважаемые гости!
Вашему вниманию предлагается конкурсная игра “Досье читательских семей”. В ней примут участие… (назвать семью. Команда представляется сама: объявляет название, имена каждого члена команды).
И семья… (назвать вторую семью. Она тоже представляется сама).
Эти команды познакомят нас с миром своих увлечений, и мы убедимся, что они любят не только читать, но и применять полученные при чтении знания в жизни. А оценивать все качества участников будет авторское жюри (представить членов жюри).
Я объявляю первый конкурс для участников команд. Внимание, разминка. (в этом конкурсе каждый правильный ответ оценивается в один балл).
Учитель.. Конкурс шуточный – вопросы рассчитаны на смекалку и сообразительность. Времени на раздумье совсем нет.
Вопросы для первой команды
- Когда руки бывают местоимением? (Когда они вы-мы-ты).
- Какое слово в русском языке имеет пять “о”? (Опять, в нём 5 “о”).
- Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).
- Специалист с высшим техническим образованием? (Инженер).
- Помещение для стрельбы по мишеням – это…? (Тир).
- Вид спорта в котором силён Евгений Кафельников? (Теннис).
Вопросы для первой команды.
- С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер, ночь? (С утки).
- Какое вы знаете слово, состоящее из половины буквы? (Слово “поле”: пол-е).
- Кто говорит на всех языках? (Эхо).
- Что находится между горой и долиной? (Буква “и”).
- Животное, силой которого измеряют мощность двигателя? (Лошадь).
- Другое название ЭВМ? (Компьютер)
Учитель.. Жюри подсчитывают очки, а мы продолжаем. У каждого из нас есть любимое место, куда хочется приходить вновь и вновь. Иногда прийти туда просто одному или с друзьями, иногда привести детей или отдохнуть всей семьёй.
И сейчас наш очередной конкурс. “Любимый уголок” - так мы его назвали. Командам предлагается показать свой любимый уголок, который они любят, в котором им нравится бывать и которому они желают, чтобы он был ещё краше. Что из этого получится, мы увидим чуть позже. Мы даём командам время на подготовку, а я тем временем обращаюсь только к нашим гостям.
Крылатые слова, пословицы, поговорки… их у русского народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, ярче… . А сами мы немножечко мудрее.
Внимание, уважаемые гости, конкурс для вас! Называется он “Поговорка – цветочек, а пословица - ягодка”. Я буду называть вам ряд слов, а вы составлять из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.
“Поговорка – цветочек, а пословица - ягодка”.
- Пруд, труд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь рыбку из пруда)
- Будет, наша, улица, праздник. (Будет и на нашей улице праздник)
- Семь, дитя , глаз, нянька. (У семи нянек дитя без глаз)
- Терпеть, быть, казак, атаман. (Терпи казак – атаманом будешь)
- Соловей, кормить, басня. (Соловья баснями не кормят)
- Медведь, наступить, ухо. (Медведь на ухо наступил)
- Смотреть, конь, дарёный, зуб. (Дарёному коню в зубы не смотрят)
Учитель.. Молодцы! А сейчас вместе с командами побываем в их любимых местах. Первой покажет свой любимый уголок семья… назвать первую семью, которая расскажет о своём любимом уголке).
А где любит отдыхать семья… (назвать вторую семью). Музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина “Крылатые качели”.
Учитель.. И вновь я обращаюсь к вам, уважаемые болельщики. (Проводится игра со зрителями).
“А знаете ли вы?..”
- Что любят деньги? (Счёт).
- Что надо сделать, когда назвался груздём? (Залезть в корзину).
- На какой роток не накинешь платок? (На чужой).
- В какие сани не следует садиться? ( Не в свои).
- Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).
- Что не вырубишь топором? (Что написано пером).
- Чем долг красен? (Платежом).
- Когда приходит аппетит? (Во время еды).
- Где черти водятся? (В тихом омуте).
Учитель.. Спасибо болельщикам! А теперь слово жюри. (Жюри оглашает результаты первых конкурсов).
Сейчас каждая команда, немного подготовившись, покажет старые сказки на новый лад. (Сказка “Емеля” и сказка “Старик Хоттабыч”).
А пока команды готовятся, мы с вами вспомним знакомые нам всем музыкальные группы, а также знаменитых певцов! Внимание! Музыкальная викторина.
“Звезда эстрады”
Он высокий и красивый,
Есть в нём сила и задор.
Примадонну взял он жёны,
Для неё поёт с тех пор. (Ф. Киркоров)
Не страшны для них туманы,
Не страшны для них снега –
Их комбат свою Россию
Защищает до конца. (“Любэ”)
В своих песенных куплетах
Ценные даёт советы,
Просит соль не рассыпать
И друзей не забывать. (В. Добрынин)
Эти бравые ребята
В коммуналке все живут.
Змей воздушный добывают…
Как же тех ребят зовут? (“Дюна”)
Обожает самолёты
И поёт лишь про полёты.
Но однажды заблудился
И на землю опустился. (В. Сюткин)
Лейтенанта в ресторане
Вдруг увидела она.
Императорским указом
В чин его произвела. (И. Аллегрова)
Как пожарная сирена
Чей-то вой идёт со сцены.
И похож он на сирены,
Но сирене этой рады –
Ведь поёт звезда эстрады. (Витас)
Знают мальчика-бродягу
Уж теперь, наверно все
Хоть и маленький, бедняга,
Но сейчас на высоте. (А. Губин)
С этим соловьём эстрады
Нету никакого сладу:
Может, был с ним кто-то груб?
Выбили центральный зуб?
Хоть теперь он шепелявит,
Зуб он всё равно не вставит. (Шура)
Только звёзды из балета
Не сплясали с ним дуэтом,
А со всеми остальными
Спел он в матушке России,
И певца того все знают, ныне он везде сверкает. (Н. Басков)
Учитель.. Молодцы! Команды готовы? Смотрим сказку семьи… (Назвать первую семью, которая демонстрирует свою инсценировку). А теперь фрагмент сказки в исполнении семьи… (Назвать вторую семью, которая демонстрирует свою инсценировку).
Ну вот, хорошо, что сказки хорошо кончаются…
А на сколько хорошо они кончились для наших команд, мы спросим у нашего жюри. (Слово предоставляется жюри).
Учитель.. А сейчас музыкальная пауза. Музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина “До чего дошёл прогресс”.
Учитель.. Есть такое крылатое выражение: “Реклама – двигатель торговли”. Мы сейчас попытаемся провести свой конкурс-рекламу “Любимая книга семьи”. Это было домашнее задание. Семьи должны были подготовить любимые книги семьи. А реклама, как известно, должна быть короткой, яркой, убедительной, заразительной, весёлой.
Пока команды подготавливают домашнее задание – очередная разминка для болельщиков. Я предлагаю вам закончить стихи:
И ежели вы вежливы, -
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две … (Сороки).
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь вы предложите
Без просьбы, то есть … (Сами).
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор … (Отряда).
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты – на собрание,
Часы – на … (Ожидания).
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не на … (Веки).
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом … (Переплёте).
Учитель.. Мы читали стихотворение С.Я. Маршака “Ежели вы вежливы”. А теперь на ваш суд выносится реклама двух книг. (Команды по очереди рекламируют любимую книгу семьи).
Учитель.. Слово жюри. (Жюри оценивают рекламу).
Учитель.. “Дела семейные” - очередной конкурс. Дети садятся за один стол, взрослые - за другой. И тем и другим даются одинаковые вопросы. Чем больше ответов совпадает у родителей с детьми, тем больше баллов наберёт команда. За каждый совпадающий ответ один балл. (Команды готовятся).
Вопросы для конкурса “Дела семейные”
- В какое время любит читать книги мама?
- В какое время любит читать книги папа?
- В какое время любит читать книги сын (дочь)?
- У мамы в детстве любимой книгой была …
- У папы в детстве любимой книгой была …
- У сына (дочери) любимая книга …
- Последняя книга, которую прочитала мама, - …
- Последняя книга, которую прочитал папа, - …
- Последняя книга, которую прочитал (а) сын (дочь), - …
Учитель.. Пока команды заняты “семейными делами”, вашему вниманию предлагаю несколько вопросов-шуток по сказкам.
“Сказки на новый лад”
- В какой сказке говорится об авральных методах ведения сельхоз работ?
- В какой сказке сообщается о несовершеннолетнем правонарушителе, который после побега из дома попал в руки коварного преступника?
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
- А теперь попробуйте найти современную отгадку на давно известную загадку: - ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Стадион)
Учитель.. А теперь сравниваем ответы детей и родителей. (Ответы зачитываются в таком порядке: дети первой семьи, взрослые первой семьи; дети второй семьи, родители второй семьи).
Уважаемые жюри, огласите, пожалуйста, результаты. (Слово жюри).
Учитель.. Следующий конкурс – “Дела житейские”.
(Помощники вносят кастрюлю).
Уважаемые команды! В кастрюле вы найдёте задания. Вы можете взять по одному заданию и приступить к выполнению.
Конкурс “Дела житейские”
- Вам дан кочан капусты, что вы можете приготовить из него?
- Вам предлагается булка хлеба и вспомогательные ингриенты: соль, яйца, сахар, молоко, растительное масло. Что вы приготовите из них? (Гренки).
Вспомогательные ингриенты: соль, сахар, вода, растительное масло. (Тушёная капуста).
Учитель.. (К зрителям). Пока команды готовятся, мы с вами поиграем в игру “Пять секунд на размышление”. Я буду задавать вам вопросы, а вы, не раздумывая отвечать на них.
- Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (Моль)
- Последний модный звук. ( Писк)
- Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)
- Обратная сторона затылка. (Лицо)
- Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)
- Часть лица, которую иногда вешают. (Нос)
- Мудрое время суток. (Утро)
- Девочкина дочка. (Кукла)
- Крутое средство укатать Сивку. (Горки)
Учитель.. Команды готовы? Вам слово. (Команды по очереди докладывают о своих рецептах).
Слово жюри. (Жюри оценивают конкурс).
Учитель.. Наши команды могут всё! И мы сейчас ещё раз убедимся в этом. Сейчас наши команды по очереди покажут нам небольшую рекламную передачу про нашу библиотеку. А так как это тоже было домашнее задание, времени на подготовку командам не даём. (Команды по очереди выступают).
Учитель.. Спасибо! Эти аплодисменты – вам! Жюри готово? Тогда – торжественный момент: Оценка последнего конкурса и оглашение общей суммы баллов. (Жюри называет результаты последнего конкурса и победителей всей игры. Ведущий вручает призы).
Вот и настал финал нашего конкурса. Мы поздравляем участников, их родных и друзей. И хотим вам всем на прощание сказать:
Подготовленный учащийся.
Книга – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор – весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос, как-то ближе:
Она на всё ответ найдёт.
И пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
“Спасибо, книжная страна!”.
Итог.
Учитель.. Какую, роль в жизни семьи играет книга? (Вопрос всем участникам).
Литература
- Журнал “Читаем, учимся, играем”. №2, 2005 г.
- “Пед Совет”. №4/2005 г.
- Помощь сотрудников детской библиотеки с. Калга.
- Стихотворение собственного сочинения Дмитрий Коновалов (ученик 3 класса Б).