Цели:
1. Обобщение знаний о роли глагола в языке, о его грамматических особенностей; совершенствование умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по плану, умения передавать содержание прочитанного текста.
2. Развивать умения различать временные формы глагола, распознавать род глаголов и в прошедшем времени изменять глагол по родам, уметь отличать глаголы в начальной форме.
3. Развивать умения работать в группах.
Оборудование: карточки для работы в группах, карточки-выводы для доски, толковые словари.
Ход урока
I. Организация класса.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
- Вспомните, над какой частью речи мы работали на последних уроках, чему учились? (Работали над именем прилагательным, учились писать безударные окончания прилагательных).
На доске:
ж . лтоват п . льто стар к . рзина з . лён г . рох сла . к м . рко . ь горяч кофе сла . к к . као л . лов . бл . ка
- Прочитайте записи.
- Что записано? (Словосочетания).
- Докажите, что это словосочетания.
- Запишем с комментированием объясняя орфограммы, рядом в скобках запишите род.
III. Формулирование темы и цели урока.
1) Введение в раздел.
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
а) Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
б) Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
в) Что бы вы пожелали ребятам?
- Что бы русский все ребята
На пятерку знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
- О какой части речи говорилось?
- Проверим. Откройте учебники на стр. 53. Мы начинаем новый раздел, прочитайте его название. (Глагол).
- Можно ли сказать что это тема совсем новая для вас?
- Что это за урок? (Повторение, закрепление знаний).
2) - Над какой же темой будем работать? (Повторение знаний о глаголе).
На доске: Тема урока “Что мы уже знаем о глаголе”.
- Сформулируйте цель нашего урока.
На доске: Цель “Повторить, вспомнить, что мы уже знаем о глаголе”.
IV. Работа над темой.
1) - Для достижения цели нашего урока предлагаю поработать в группах.
Памятка при работе в группах.
- работаем вместе;
- выслушиваем мнение друг друга;
- уважаем чужое мнение;
- учимся договариваться.
Объединитесь в группы. (Дети объединяются в 6 групп по 4 человека. Задания на карточках. Один человек получает индивидуальное задание у доски).
1 группа. (Приложение)
По тексту упр. 230 на с. 53 ответить на вопрос: почему именно эта часть речи получила такое название? Вписать ответ в большую карточку.
В старославянском языке слово означало ... что значило.
Теперь это название .
2 группа. (Приложение)
В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Используя толковый словарь запишите объяснение этого слова. Обозначьте его корень.
Разглагольствовать – .
3 группа. (Приложение)
Вспомните правила и впишите ответы.
Глагол – это, которая обозначает и отвечает на вопросы.
Например:
Неопределенная форма глагола – это форма. Она отвечает на вопросы.
Например: .
4 группа. (Приложение)
Прочитайте нераспространенные предложения. Сравните глаголы, запишите вывод на большой карточке.
Солнце всходит. Мальчик читает.
Солнце взошло. Мальчик прочитал.
Солнце взойдет. Мальчик прочитает.
Глаголы изменяются по .
Бывают
1) Например: .
2) Например: .
3) Например: .
5 группа. (Приложение)
Из слов первого и второго столбиков составить нераспространенные предложения. Сравните глаголы с каждой паре предложений. Сделайте вывод и запишите его на большой карточке.
осень опустели
1. Осень .
грачи пожелтел Грачи.
лес пришла
2. Лес .
поля улетели Поля.
Глаголы изменяются по.
Например:
6 группа. (Приложение)
Сравните глаголы в нераспространённых предложениях. Сделайте вывод и запишите на большую карточку.
Малыш играл.
Девочка играла.
Животное играло.
Дети играли.
Только глаголы числа в времени изменяются по.
Один человек у доски.
Выбрать из группы слов только глаголы, прикрепить на доску.
утро | пришел | учится |
открытка | пообедать | решает |
прекрасный | тетрадь | тенцевать |
работать | учитель | белый |
2) Проверка. Повторение изученного.
а) Ответ 1 группы.
На доске: Карточка с выводом.
В старославянском языке слово глаголъ означало “слово”, “речь”, “глаголить”, что значило “говорить”.
Теперь это название одной из частей речи.
б) Ответ 2 группы.
- Слышали вы слово разглагольствовать? (Это слово сохранилось в современном языке и иногда мы его используем в своей речи. В слове корень глаголь, который пришел из старославянского языка)
На доске:
Разглагольствовать – многословное рассуждение, часто бессодержательное.
Например: Порфирий Владимирыч разглагольствовал долго, не переставая.
- Запишите это слово в тетрадь, выделите корень.
в) Ответ 3 группы.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделать? что сделает? что сделал? и др.
Например: играет (что делает?), споёт (что сделает?).
Неопределенная форма глагола – это начальная форма. Она отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Например: рисовать, нарисовать.
- Продолжим запись в тетради. Вспомним, как оформляем разбор слова как части речи (один человек у доски).
(Разглагольствовать – (что делать?), неопр. ф. разглагольствовать, глагол).
г) Проверка индивидуальной работы.
- Ученик у доски выбирал глаголы из слов разных частей речи. Давайте проверим.
работать пообедать пришел учится танцевать
- Все ли глаголы выбраны?
- Есть ли слова, не относящиеся к глаголам?
- Выпишем только глаголы в начальной форме. (Фронтальная работа, запись с комментированием, вопросы проговариваются устно).
д) Ответ 4 группы.
Глаголы изменяются по временам. Бывают
1) настоящего времени. Например: что делает? поёт.
2) прошедшего времени. Например: что делал? пел.
3) будущего времени. Например: что сделает? споёт.
- О чем помогли нам вспомнить ребята пятой группы?
- Закрепим это. Учебник с. 55, упр. 232.
- Прочтите первую часть задания, будьте готовы отвечать.
- Прочтем красивое стихотворение С.Есенина.
- С помощью слов каких частей речи поэт рисует картину летнего утра? (Сущ., прил., глаг.).
- Из первого и второго четверостишья выписать глаголы в три столбика: наст. вр., пр. вр., будущ. вр.
- Взаимопроверка по эталону.
- Как определяли время?
- В столбик будущего времени запишем слова из предыдущего задания изменяя начальную форму.
е) Ответ 5 группы.
На доске:
Глаголы изменяются по числам.
Например: опустели (мн. ч.), опустел (ед. ч.).
ж) Ответ 6 группы.
На доске:
Только глаголы единственного числа в прошедшем времени изменяются по родам.
- В столбике глаголов прошедшего времени определим род.
(С комментированием).
IV. Итог:
- Вспомните тему урока. Цель.
- Что же мы уже знаем о глаголах?
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось сложным?
- Как оцениваете работу класса? Работу своей группы? Свою работу на уроке?
V. Д/з. Из словаря в учебнике с. 122–123 выписать глаголы, запомнить написание. Подготовить вопросы по теме урока (устно).