Цели урока.
Задачи.
Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.
Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
План.
- Значение электроэнергетики для страны.
- Состав электроэнергетики.
- ТЭС.
- ГЭС.
- АЭС.
- Работа с картой.
- Альтернативные источники энергии.
- Проблемы и перспективы развития отрасли.
Понятия: электроэнергетика, ТЕС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, Единая энергосистема.
Время: 40 минут.
Литература.
- География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром
- Поурочные разработки по географии “Население и хозяйство России” 9 класс. Е.А. Жижина
- Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс.
- Карта Электроэнергетика России Мультимедийный диск.
- Презентация к уроку “Электроэнергетика” Полстянкина О.Л.
Технические средства обучения и материальное обеспечение.
- Компьютер в комплекте – 1 компл.
- Видеопроектор – 1 шт.
- Интерактивная доска – 1 шт.
- Компьютерные программы и носители – 1 компл.
Ход урока
Содержание урока | Деятельность воспитанниц | |||||||||||||||||||||||||
|
Организационный момент. (2 мин.) | Фронтальная беседа, в ходе которой воспитанницы с помощью учителя определяют задачи урока | ||||||||||||||||||||||||
|
Изучение нового материала. Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия. Потребление электроэнергии. Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач. Производство электроэнергии. Анализ рисунка. |
Заполняют опорный конспект
Работа со статистическим материалом. Анализ рисунка. Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет. Спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время. |
||||||||||||||||||||||||
|
Виды электростанций. 1. Виды электростанций. Тепловые (ТЭС) – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская. Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме энергии вырабатывают тепло. Недостатки ТЭС:
Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма). Саяно-Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская. Недостатки ГЭС:
Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет. Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская. 2. Проблемы электростанций. Недостатки АЭС:
|
Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.
Доклад воспитанниц о крупнейшей ТЭС (опережающее задание -3 мин)
Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.
Доклад воспитанниц о крупнейшей ГЭС (опережающее задание - 3 мин.)
Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.
Доклад воспитанниц о крупнейшей ГЭС (опережающее задание -3 мин). |
||||||||||||||||||||||||
|
Работа в группах с контурной
картой. На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей. Задание на контурной карте;
|
Работа с картой.(7 минут) 1 группа выполняет задание №1, 4. 2 группа выполняет задание № 2, 4. 3 группа выполняет задание №3, 4. Анализ результатов работы. Вывод об особенностях размещения ТЭС, ГЭС, АЭС.
Остальные задания все доделывают дома. |
||||||||||||||||||||||||
|
Закрепление. 1. Минимальные затраты на перевозку топлива. 2. Возможность размещения практически в любом месте. 3. Низкая себестоимость электроэнергии. 4. Увеличивает мощность в пиковые часы.. 5. Работают на невозобновимых ресурсах. 6. Относительно низкая стоимость строительства. 7. Возможность использования различных видов топлива. 8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства). 9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии. 10. Проблема утилизации и захоронения отходов. 11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов. 12. Высокая стоимость и продолжительность строительства. 13. Препятствуют естественным миграциям рыб. 14. Заболачивание территорий. 15. Сильное загрязнение атмосферы. 16. Высокие расходы на транспортировку топлива. 17. Высокая себестоимость электроэнергии. 18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом. 19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории. |
Воспитанницы письменно отвечают
на вопросы, занося номер утверждения в нужную
ячейку таблицы. Фронтальный опрос. (6 минут)
Ответы:
Взаимопроверка. Выставление оценок. |
||||||||||||||||||||||||
|
Создание энергосистем повышает
надёжность обеспечения потребителей
электроэнергией и позволяет передавать её из
района в район. Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии. Ее цль:
|
|||||||||||||||||||||||||
|
Каковы перспективы энергетики?
|
Воспитанницы самостоятельно формулируют перспективы развития электроэнергетики России в опорном конспекте. Проверка с классом. | ||||||||||||||||||||||||
|
Альтернативные источники
энергии. Задание. Используя рис.46 на стр.105. определите территории для возможности использования ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС?
|
Анализ рис.46 стр.105. Заполнение таблицы в опорном конспекте. |
||||||||||||||||||||||||
|
Д/З. Параграфы 18-19-20, доделать
контурную карту. Подготовиться к самостоятельной работе по ТЭК. |
Характеристика электростанций.
Особенности | ГЭС | ТЭС | АЭС |
Доля в выработке электроэнергии | 19% | 65% | 16% |
Топливо | Энергия воды | Уголь, газ, мазут, торф | Урановые руды, ТВЭЛы |
Время работы | “часы пик” быстро включается | Постоянный базовый режим | Работает постоянно |
Размещение | Крупные реки. Восточная Сибирь + Волга | У топлива (уголь). У потребителя (газ, мазут) |
У потребителя, в дефицитных районах |
Время и сроки строительства. | Долго и дорого | Быстрее и дешевле ТЭС | Сложные объекты |
Влияние на окружающую среду | Затопление территории. Мало выбросов. Влияет на органический мир рек |
Загрязнение атмосферы. Твердые отходы. Сброс теплой воды в водоемы |
Риск радиоактивного загрязнения |
Эксплуатация | Проста. Низкие затраты труда |
Требуется много трудовых ресурсов | Высокие требования, высокие затраты |
Примеры электростанций | Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская. | Красноярская, Рефтинская | Обнинская, Билибинская, Балаковская, Курская |