Цели.
1. Познакомить с особенностями национального, религиозного состава России, с размещением народа по территории страны.
2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
3. Отрабатывать умение обобщать и систематизировать знания.
4. Продолжить формирование умений у учащихся работать с различными источниками географической информации.
Оборудование: стенные карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”, словари, атласы России, атласы Волгоградской области.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка дом. задания. Тестирование
Проведём тестирование с последующей взаимопроверкой (ответы даются на доске).
3. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами России и узнаем: каков национальный состав населения России; религиозная принадлежность народов.
Запишите тему урока: “Этнический, национальный, религиозный состав населения России”.
(На доске есть)
- Мы с вами будем работать по следующему плану: На доске
1. Языковой состав населения России.
2. Размещение народов по территории.
3. Особенности национального состава Волгоградской области.
4. Религиозный состав населения России.
5. Практическая работа.
Наш урок пройдёт под эпиграфом:
“От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете, одна ты такая -
Хранимая Богом, родная земля!”.
4. Изучение новой темы.
1. Вводное слово учителя.
2. Мультимедиа иллюстрации - карта народов.
3. Работа по атласу для 9 класса – страница 8 - “Народы России”. Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.
4. Работа с таблицей (учебник Алексеева. 9 класс).
- Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.
- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?
- Какая группа самая многочисленная, и какие народы можно выделить в этой группе?
- По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы?
- Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?
- А какой народ этой семьи самый малочисленный?
Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?
5. А сейчас, вы по такому же плану (у каждого на парте).
С помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская. (Ответы)
Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы. численности по данным таблицы...
6. А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (На отдельном листе)
7. Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чеченцы, казахи.
Все мы стараемся жить дружно.
8. Дискуссионный вопрос: почему всё-таки случаются межнациональные конфликты?
Россия - многонациональное государство, по своему государственному устройству представляет Федерацию, построенную по национально-территориальному принципу.
Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?
Выводы: (запись в тетрадь).
Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный. (Конфессиональный)
- Посмотрите на карту религий – какие основные религии распространены в России? (Фильм)
- Какая религия преобладает. (Православие)
- Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие? (Церковь - фильм)
- А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (Ислам) Какие народы еще исповедуют ислам?. (Мечеть - фильм)
- Какая третья религия? (Буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить (Храм - фильм)
- Какие еще религии представлены в России? (Традиционные, Север)
Закрепление. Практическая работа: “Определи своё место среди народов России”. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (Ответы детей)
6. Подведение итогов урока.
- Что нового для себя узнали?
- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?
- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (Толерантность)
Дома: §40 письменно в тетради вопросы после текста.