“Воспитать патриота и гражданина
можно только через активную деятельность”.
Д.С. Лихачёв
События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп и особенно подростков, среди которых получили широкое распространение проявление равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности, актуализирующих вопросы развития духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.
Возникла насущная потребность в практическом разрешении проблемы формирования и развития гражданственности и патриотизма у подростков, создании условий для полноценной социализации школьников.
Среди целей географического образования в Стандартах второго поколения также выделяется “воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности...”.
Работая над проблемой “Формирование патриотического сознания и гражданственности у учащихся средствами географического краеведения”, убеждаюсь в актуальности данного опыта, практическая значимость которого заключается в разработке конкретных направлений деятельности, внедрения адаптированных программ, различных форм и методов работы с целью развития гражданственности и патриотизма у учащихся.
Общеизвестно, что именно с краеведения начинается путь к осознанию мира, оно ориентированно на познание на уровне чувственного опыта, сопричастности к деяниям предков и современников и ответственности за происходящее в обществе и государстве. Неслучайно изучение географии и экологии Забайкальского края вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина — патриота.
Однако острая нехватка часов привела к тому, что на уроках географии мы уделяем краеведению 8-10% от всего урочного времени, да и то не всегда. Значит, нужно максимально использовать отведенное время на уроке и любую возможность во внеурочное время для работы с краеведческим материалом.
Учитель по своему выбору может использовать местный материал, придавая ему соответствующую поставленным целям форму.
В разработанной мной программе целью является: создание условий для формирования и развития социально компетентной, мобильной личности,умеющей делать выбор и нести за него ответственность, сознающей и способной отстаивать свою гражданскую позицию и гражданские права.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
- изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме;
- разработать модель гражданско-патриотического воспитания детей в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности;
- разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через урок — внеклассную деятельность;
- вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую, исследовательскую деятельность по географии и экологии родного края;
- разработать диагностический инструментарий по определению эффективности гражданско-патриотического воспитания;
- распространить опыт среди коллег.
Реализация авторской программы “Я - часть России, мы — её опора!” по организации внеурочной деятельности, авторской образовательной (рабочей) программы “Природа родного края”, адаптированной программы “Региональная экология” способствуют решению поставленных задач.
Организуя данную работу я использую следующие виды деятельности:
- подготовка сообщений, докладов для урока о личности исследователей, связанных с нашим краем;
- познавательные, тематические экскурсии: по родному краю, предприятиям и учреждениям поселка, района;
- посещение музеев: геологического, палеонтологического, краеведческого и др. г. Читы, Оловяннинского музея, музея Харанорской ГРЭС;
- экологические десанты, социальные акции;
- встречи с интересными людьми (участниками боевых действий, ветеранами ВОВ и труда, профессионалов в работе и др.).
Важнейшую роль играет привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности:
- сбор интересного краеведческого материала, систематизация, анализ;
- изучение происхождения названий (топонимика) родного края;
- составление картосхем, туристических маршрутов;
- участие в конкурсах исследовательского характера “Шаг в науку”, “Шаг в будущее”, Центра поддержки талантливой молодежи, “Все грани добра” и т. п.;в научно-практических конференциях;
- составление родословной “Кто я? Кто мы? Где наши корни?”;
- осуществление библиографического поиска.
Одним из условий складывания позитивного опыта стала интеграция с учреждениями дополнительного образования.
Краеведческий материал, собранный учащимися имеет практическую направленность:
- на уроках географии; например, при рассмотрении темы “Население России” частью урока становится вопрос о демографической ситуации в поселке, районе, крае; при изучении природных компонентов — на основе собранной информации - о рельефе, погоде, почвах, растительности и т.п.
- на классных тематических часах;
- круглых столах; например, “Правовая ответственность подростков”, “Занятость молодежи поселка” и др.
Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника, - сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций, а так же учитывая, что ведущим новообразованием в поведении подростка является потребность в общении, необходимо применять современные педагогические технологии, разнообразить формы и виды деятельности.
Для выявления значимости, особенностей и основных направлений формирования патриотизма и гражданственности у учащихся с использованием краеведческого материала требуется определить обоснованный и практичный аппарат, позволяющий оценить результативность созданных условий образовательного процесса.
В своей практике использую методику Т.М. Сафоновой.
Таблица 1. Оценка результативности работы по формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подростков.
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Мотивационно-потребностный интерес к краеведческой деятельности | - отношение подростков к
нравственным ценностям; - потребность в дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний; - характер мотивации и активность в освоении знаний |
Наблюдение, анкетирование |
Когнитивный | - полнота, системность, конкретность, прочность и осознанность краеведческих знаний | Тестирование |
Поведенческий | - уровень активности подростков
в различных формах краеведческой деятельности; - уровень владения основными навыками краеведческой деятельности |
Наблюдение, анкетирование |
Опираясь на показатели можно выделить три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у подростков:
- высокий — качество проявляется всегда;
- средний — качество проявляется почти всегда, но под воздействием;
- низкий — качество проявляется редко или не проявляется совсем.
Педагогическое наблюдение показывает, что учащиеся 6-9 классов положительно относятся к краеведческой деятельности, индивидуально и коллективно работают над созданием исследовательских проектов, особенно, если проект носит практико-ориентированный характер.
Таким образом, опыт эффективного гражданского воспитания зависит от целенаправленной системной деятельности через создание условий развивающей образовательной среды.
Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей.
Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубока и неоднозначна по своей сути.
Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план.