Библиотечный урок по теме «Почитай мне сказку»

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель: Расширить круг чтения; формировать понятие "бытовая сказка", а также преставления о дружбе, сообразительности, находчивости, взаимопомощи, доброте.

Контингент: 2-3 класс.

Слово библиотекаря: Ребята, тема нашего урока - бытовая сказка. Остановимся на двух схожих народных сказках: татарская народная сказка "Солдатский топор" и русская народная сказка "Каша из топора". Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, сказки о животных. Что общего для всех сказок?

Дети: Они рассказывают о характерах, чувствах, мыслях, поступках человека. Оценивают его поступки.

Библиотекарь: Верно в этих сказках разные герои действуют, разные события. Бытовые сказки чем отличаются от других? В бытовых сказках говорится о простых людях. Обычно ничего "сказочного", необыкновенного в них не случается. Здесь герои обычные, показывается обычная жизнь.

Читая сказки разных народов: русских, татар, украинцев, Башкиров, узбеков, мы встречаемся со схожими историями. Народные сказки сочинил народ. Народы тесно общались между собой. Приносили соседям свои песни, пословицы, сказки. У них были очень близкими условия жизни, быт, уровень развития культуры, природа. Но если присмотреться к этим похожим сказкам, то увидишь, что они вместе с тем очень своеобразны. Каждый народ по-своему обрабатывал эти поэтические творения. Каждый народ вносил в сказку что-то новое, что-то свое. В этих сказках отражается мировоззрение народа: его нравы, обычаи, его юмор, национальный характер. Поэтому близкие по содержанию сказки мы воспринимаем как новые и с удовольствием читаем и слушаем их.

Сейчас, ребята, вместе с вами прочитаем эти сказки. Их сочинили разные народы: русский и татарский. Схожи они по содержанию - в одной солдат варит суп из топора, а в другой - кашу из топора, и он просит у старухи разные добавки к ним.

Ребята, давайте мы с вами сравним эти две сказки. Обратим внимание на иллюстрации художников этих сказок, на костюмы героев.

Дети: Старушки одеты по-разному.

Библиотекарь: Да, верно. В татарской сказке старуха в национальном платье, а в русской сказке старуха одета в сарафан. В чем различие?

- В одной сказке солдат варит суп, а в другой - кашу. Концовки сказок разные. В татарской сказке старушка предлагает солдату взять с собой топор и говорит: "Возьми сынок, топор - он пригодится тебе".

- Как ведет себя солдат в этих сказках, какой он?

- Он находчивый, хитрый.

- Да, вы правильно заметили.

- В русской сказке концовка такова: "А солдат ест кашу да посмеивается". А почему он посмеивается?

- Потому что обхитрил старуху. Старуха достала все свои продукты.

- Что общего для этих сказок?

- Они рассказывают о характерах, чувствах, мыслях, поступках человека.

- В бытовых сказках говорится о простых людях; в данном случае - солдат и старушка. Ничего сказочного, необыкновенного в них не случается.

- Здесь герои обычные, нет волшебства.

- В обоих случаях народы придумали очень смешные сказки. Эти сказки говорят о хитрости солдата, о смекалке, о находчивости.

Итоги урока.

Библиотекарь: В обеих сказках высмеивается жадность, алчность старухи. Подчеркивается находчивость, смекалка солдата. Чему учат эти сказки?

Дети: Сказки учат добру, осуждают жадность, глупость. В сказке высмеивается глупость старухи, она поверила, что можно сварить кашу из топора.

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к сказкам "Солдатский топор", "Каша из топора".