Программное содержание:
- познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: кандык сибирский, мать-и-мачеха, медуница, ветреница (подснежник);
- использовать природу как незаменимый источник эмоционального и нравственного воспитания ребенка;
- учить слушать музыку и поэзию весны;
- учить детей бережно относиться к природным сокровищам и приобщать их к посильной природоохранной деятельности;
- развивать связную речь детей.
Материал:
- Демонстрационный: иллюстрации первоцветов, цветные мелки, 1\2 листа ватмана, магнитофон (Вивальди "Весна", хоровод "Шире кргу", "Ой, вода, вода, вода"), скотч, ножницы.
- Раздаточный материал: лист альбома на каждого ребенка, восковые мелки, плакат "Не рви букеты!"
Ход занятия
1. Ритмическая часть
1.
Ты, весна, весна-красна!
Что с собою принесла?
- Принесла я для лугов
Покрывало из цветов,
Принесла для елки
Новые иголки,
Для осин и для берез
Свежих листьев целый воз!
2.
Прилетела ласточка, спросили ее, где она была:
- Ласточка, ласточка,
Милая, касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу,
Весну-красну.
3. Растаял снег, побежали ручьи.
Хоровод:
Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Мы поем, мы поем,
Весну красную зовем.
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем!
4. Загадка:
Из-под снега вырастает
Раньше всех весну встречает?
Появились проталинки, а на проталинкам - первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?
Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лед,
Синий подснежник, житель весенний
На синей проталинке смело растет.
5. Какие народные приметы весны вы знаете? (дети перечисляют приметы).
- Весна водой богата.
- Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
- Апрель с водою, май с травою.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весна и осень - на дню погод восемь!
- Зима снегом богата, а весна - водой.
- Увидел грача рано - к теплой весне.
- Ласточки прилетели - скоро гром загремит.
- Если весной летит много паутины, лето будет жаркое.
- До первой грозы лягушки не квакают.
- Длинные сосульки - к долгой весне.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
2. За партами. Рассказывание сказки "Как поспорили растения".
Свечка загорается,
Сказка начинается.
Одновременно рисовать на доске.
Был очень хороший весенний день Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. НА одной из проталинок заспорили первоцветы.
- Самое замечательное растение - это я, - сказала мать-и-мачеха. - Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех - на первых проталинках.
- Подумаешь, - возразила медуница. - Я вот зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. А какой у меня аромат! Я пахну медом. Меня все пчелы просто обожают!
- Нашла чем хвалиться, - вступила в разговор ветреница. А вот я - самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а нежно-голубая, как весеннее небо, меня даже подснежником называют, наверное потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий:
- Ха-ха-ха! - рассмеялся кандык.- Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый, какой свежий, здоровый, а на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение - это я!
И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.
- Да, -сказал он, - ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умытый и свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороже нам, людям.
Тут человек вздохнул и грустно сказал: - Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?
Сказочку послушали
Огонек потушим. (погасить свечу).
2. Чем мы с вами можем помочь первоцветам? Первоцветы занесены в Красную книгу, так как этих растений становится все меньше и меньше на нашей планете.
3. Дети подписывают плакаты.
3. Психологическая разгрузка. (музыка Вивальди).
Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете. Откройте глаза. Посмотрите, как ярко светит солнце. Какая нежная, изумрудная зелень. Какое небо голубое, с редкими, воздушными, пушистыми облаками.
Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красот! Вот мы и отдохнули.
4. Самостоятельная работа под музыку Вивальди.
Представьте, что вы стали учеными-исследователями. Ваши глаза - это фотоаппараты. Пусть каждый из вас выберет на этой поляне первоцветов одно растение и внимательно понаблюдает за ним. Очень важно внимательно рассмотреть это растение и увидеть главное:
1. Как называется?
2. Части растения (корень, стебель, листья, цветок).
3. Внешний вид частей растения (окраска, величина, форма, твердость стебля, форма цветка).
5. Работа у стенда "Наша Красная книга".
Дети читают:
Берегите первоцветы,
Весны первые шаги!
Ранним солнцем
Чуть согреты
Эти первые цветы!
Рецитация:
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Давай пройдемся медленно по лугу
И "здравствуй" скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, что рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
6. За партами. Пересказ сказки.
4 цветка - шапочки, 1 - рассказчик.
- Какая главная мысль сказки? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь).
7. Хоровод "Шире круг".