Психологическое сопровождение студентов-первокурсников в период адаптации к условиям ГОУ СПО (ССУЗ)

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Адаптация студента в новом учебном заведении - постоянный, динамичный многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента в социум (новое для него социальное окружение, новые условия жизнедеятельности), но и его личностное, профессиональное развитие и самореализация.

Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое первоочередное значение, и в первую очередь сохранение психологического здоровья, а это значит, сохранение здоровья вообще. Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Понятие "психологическое здоровье" отмечается в концепциях многих ученых. Однако, несмотря на многие теоретические и практические разработки категории здоровья, ее статус на сегодняшний день весьма неоднозначен. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психологического здоровья. Поэтому необходима систематическая и глубоко продуманная социально-психолого-педагогическая работа по введению студентов в новые условия их жизнедеятельности.

Во-первых, потому, что в ходе процесса адаптации, на его начальном этапе, важно дать правильную ориентацию в системе поведения, так как подобная ориентация надолго определяет "характер" студента, путь его развития.

Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социальная общность студенческого коллектива, т.е. наиболее значимого и влиятельного окружения студента на протяжении всего периода обучения. На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации студентов, что является немаловажным в психоэмоциональном состоянии студента-первокурсника.

В-третьих, значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в среднеспециальное учебное заведение в противовес школьным условиям, ставшими за девять или одиннадцать лет привычными и неизменными.

С целью выявления, а, следовательно, и коррекции особых трудностей в процессе адаптации первокурсников психологической службой была разработана программа и методические рекомендации к ней.

Целью психологического сопровождения стало создание условий для оптимально успешной адаптации студентов 1 курсов.

В процессе реализации программы намечены следующие задачи:

  • выявить уровень нормализации учебной нагрузки студентов-первокурсников;
  • определить типы интеллекта студентов;
  • установить степень самочувствия, активности и настроения, а также уровень тревожности первокурсников, как факторов, влияющих на состояние психологического здоровья студентов;
  • выяснить взаимоотношения студентов в коллективе;
  • по результатам диагностики наметить и реализовать коррекционно-развивающую работу с первокурсниками.

В рамках программы предложены 2 этапа. Первый - диагностический, включающий в себя следующие методики: "Типы интеллекта", согласно теории Говарда Гарднера; опросник "Взаимоотношения студентов в коллективе", методика А.И. Крупнова; методика "Анализ тревоги в группе"; "Изучение нормализации учебной нагрузки"; "Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)"; психопрофилактические мероприятия; индивидуальные и групповые консультации со студентами.

Второй - развивающий этап программы предусматривает реализацию серии психологических часов, способствующих выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов-первокурсников, сплочению студенческой группы в процессе преодоления трудностей, созданию атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе сверстников в период адаптации, а также развитию сотрудничества, чувства взаимного уважения друг к другу. Психологические часы проводятся в форме игровых заданий и упражнений, что способствует более быстрому сближению студентов. Так же на этом этапе предложены психопрофилактические мероприятия, индивидуальные и групповые консультации со студентами. На этом же этапе планируется проведение коррекционно-развивающих занятий по планированию и формированию навыков учебной деятельности, времени, мотивации.

Таким образом, можно предположить, что в рамках реализации данной программы, произойдет смещение акцента на интересы и роль личности студента и педагога, развитие субъект-субъектных отношений, взаимодействие всех участников процесса адаптации и создание условий разностороннего развития личности студента. Именно это будет способствовать успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям учебного заведения, их социализации, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание программы психологического сопровождения

Время Содержание работы Ответственные исполнители
Сентябрь - октябрь Диагностический этап ( сбор данных, обработка результатов) Психолог
В течение года Психопрофилактический этап Психолог, классные руководители
Первое полугодие Развивающий этап

1. Планирование и формирование навыков учебной деятельности, времени, мотивации

2. Тренинговое занятие "Эффективные способы запоминания учебного материала"

Психолог
В течение года МОНИТОРИНГ Психолог

Этап 1. Диагностический.

Анкета "Типы интеллекта" (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)

Отметьте номера утверждений, которые соответствуют вашим способностям:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне нужно что-то делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я легко могу зрительно представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку, стихи.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключ о м анкеты:

Типы интеллекта Пункты анкеты Общая сумма
лингвистический 5, 9,19, 20  
математико-логический 6, 11,22, 28  
визуально-пространственный 2,12,18,24  
музыкальный 4,10,17,27  
межличностный 3,8,13,23  
внутриличностный 7,15,16, 26  
кинестетический 1,14,21,25  

Аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа

Стиль деятельности Аудиалы Визуалы Кинестеты
Способ восприятия информации На слух Зрительно Деятельностно
Особенности познавательной деятельности
Этап целеполагания Устная постановка целей Письменная Выделение цели из создания проблемной ситуации
Этап новых знаний Традиционный план подачи нового материала: объяснение преподавателем, закрепление с помощью учебника или дополнительной литературы Первоначальное знакомство с материалом по учебнику или по рекомендованной литературе, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске, достаточно крупными буквами Необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника, выяснить у учителя интересующие вопросы
Способы концентрации внимания Ключевые фразы:

"Возьмите на заметку";

"Запомните это";

"Это может встретиться в контрольной работе"

Написание на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту Наиболее продуктивны для них лабораторные работы
Этап закрепления У них быстрая реакция, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого преподаватель может выявить, предотвратить часто встречающиеся ошибки Этим студентам требуется время для обдумывания полученной информации. Письменное решение задач Лабораторные и практические работы

Различные типы интеллекта

Типы интеллекта Краткая характеристика типов Рекомендуемые виды деятельности
Лингвистический Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют четкое произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в слова. Доклады. Хоровое чтение, устные ответы и др.
Математико - логический Быстро решают математические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы, предпочитают играть в шахматы, "стратегические игры". Быстро распознают причины и следствия. Построение логических цепочек, построение графиков. Различного

рода эксперименты.

Внутриличностный Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве. Занимаясь любимыми делами или работой. Самостоятельная работа по инструкции, требующая времени на обдумывание.
Визуально-пространственный Мыслит образами. Обожает рисовать, красить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии Рисование схем, карт, составление таблиц, дорисовки.
Музыкальный Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-либо делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. Пение, хоровое чтение, двигательные упражнения и др.
Кинестетический Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь, манипулируя предметами. Когда сидят, то можно наблюдать, как они ерзают, привстают, вертятся. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники. Двигательные упражнения, спорт, танцы.
Межличностный Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других. Любят дискуссии, работа в маленьких группах, работа в роли проверяющего, участие в театральных постановках.

 Приложение