Пояснительная записка
Адаптация студента в новом учебном заведении - постоянный, динамичный многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента в социум (новое для него социальное окружение, новые условия жизнедеятельности), но и его личностное, профессиональное развитие и самореализация.
Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое первоочередное значение, и в первую очередь сохранение психологического здоровья, а это значит, сохранение здоровья вообще. Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Понятие "психологическое здоровье" отмечается в концепциях многих ученых. Однако, несмотря на многие теоретические и практические разработки категории здоровья, ее статус на сегодняшний день весьма неоднозначен. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психологического здоровья. Поэтому необходима систематическая и глубоко продуманная социально-психолого-педагогическая работа по введению студентов в новые условия их жизнедеятельности.
Во-первых, потому, что в ходе процесса адаптации, на его начальном этапе, важно дать правильную ориентацию в системе поведения, так как подобная ориентация надолго определяет "характер" студента, путь его развития.
Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социальная общность студенческого коллектива, т.е. наиболее значимого и влиятельного окружения студента на протяжении всего периода обучения. На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации студентов, что является немаловажным в психоэмоциональном состоянии студента-первокурсника.
В-третьих, значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в среднеспециальное учебное заведение в противовес школьным условиям, ставшими за девять или одиннадцать лет привычными и неизменными.
С целью выявления, а, следовательно, и коррекции особых трудностей в процессе адаптации первокурсников психологической службой была разработана программа и методические рекомендации к ней.
Целью психологического сопровождения стало создание условий для оптимально успешной адаптации студентов 1 курсов.
В процессе реализации программы намечены следующие задачи:
- выявить уровень нормализации учебной нагрузки студентов-первокурсников;
- определить типы интеллекта студентов;
- установить степень самочувствия, активности и настроения, а также уровень тревожности первокурсников, как факторов, влияющих на состояние психологического здоровья студентов;
- выяснить взаимоотношения студентов в коллективе;
- по результатам диагностики наметить и реализовать коррекционно-развивающую работу с первокурсниками.
В рамках программы предложены 2 этапа. Первый - диагностический, включающий в себя следующие методики: "Типы интеллекта", согласно теории Говарда Гарднера; опросник "Взаимоотношения студентов в коллективе", методика А.И. Крупнова; методика "Анализ тревоги в группе"; "Изучение нормализации учебной нагрузки"; "Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)"; психопрофилактические мероприятия; индивидуальные и групповые консультации со студентами.
Второй - развивающий этап программы предусматривает реализацию серии психологических часов, способствующих выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов-первокурсников, сплочению студенческой группы в процессе преодоления трудностей, созданию атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе сверстников в период адаптации, а также развитию сотрудничества, чувства взаимного уважения друг к другу. Психологические часы проводятся в форме игровых заданий и упражнений, что способствует более быстрому сближению студентов. Так же на этом этапе предложены психопрофилактические мероприятия, индивидуальные и групповые консультации со студентами. На этом же этапе планируется проведение коррекционно-развивающих занятий по планированию и формированию навыков учебной деятельности, времени, мотивации.
Таким образом, можно предположить, что в рамках реализации данной программы, произойдет смещение акцента на интересы и роль личности студента и педагога, развитие субъект-субъектных отношений, взаимодействие всех участников процесса адаптации и создание условий разностороннего развития личности студента. Именно это будет способствовать успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям учебного заведения, их социализации, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Содержание программы психологического сопровождения
Время | Содержание работы | Ответственные исполнители |
Сентябрь - октябрь | Диагностический этап ( сбор данных, обработка результатов) | Психолог |
В течение года | Психопрофилактический этап | Психолог, классные руководители |
Первое полугодие | Развивающий этап 1. Планирование и формирование навыков учебной деятельности, времени, мотивации 2. Тренинговое занятие "Эффективные способы запоминания учебного материала" |
Психолог |
В течение года | МОНИТОРИНГ | Психолог |
Этап 1. Диагностический.
Анкета "Типы интеллекта" (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)
Отметьте номера утверждений, которые соответствуют вашим способностям:
1. Я умело работаю с предметами.
2. У меня хорошее чувство направления.
3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
4. Я могу легко запоминать слова песен.
5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
6. Я всегда делаю все поэтапно.
7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему поступаю так, а не иначе.
8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
9. Я хорошо учусь, слушая других.
10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
14. Я учусь лучше, когда мне нужно что-то делать самостоятельно.
15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
18. Я легко могу зрительно представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
19. У меня богатый словарный запас.
20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
25. Меня легко вывести из себя.
26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
27. Я люблю сочинять музыку, стихи.
28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Сопоставьте ваши ответы с ключ о м анкеты:
Типы интеллекта | Пункты анкеты | Общая сумма |
лингвистический | 5, 9,19, 20 | |
математико-логический | 6, 11,22, 28 | |
визуально-пространственный | 2,12,18,24 | |
музыкальный | 4,10,17,27 | |
межличностный | 3,8,13,23 | |
внутриличностный | 7,15,16, 26 | |
кинестетический | 1,14,21,25 |
Аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа
Стиль деятельности | Аудиалы | Визуалы | Кинестеты |
Способ восприятия информации | На слух | Зрительно | Деятельностно |
Особенности познавательной деятельности | |||
Этап целеполагания | Устная постановка целей | Письменная | Выделение цели из создания проблемной ситуации |
Этап новых знаний | Традиционный план подачи нового материала: объяснение преподавателем, закрепление с помощью учебника или дополнительной литературы | Первоначальное знакомство с материалом по учебнику или по рекомендованной литературе, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске, достаточно крупными буквами | Необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника, выяснить у учителя интересующие вопросы |
Способы концентрации внимания | Ключевые фразы: "Возьмите на заметку"; "Запомните это"; "Это может встретиться в контрольной работе" |
Написание на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту | Наиболее продуктивны для них лабораторные работы |
Этап закрепления | У них быстрая реакция, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого преподаватель может выявить, предотвратить часто встречающиеся ошибки | Этим студентам требуется время для обдумывания полученной информации. Письменное решение задач | Лабораторные и практические работы |
Различные типы интеллекта
Типы интеллекта | Краткая характеристика типов | Рекомендуемые виды деятельности |
Лингвистический | Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют четкое произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в слова. | Доклады. Хоровое чтение, устные ответы и др. |
Математико - логический | Быстро решают математические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы, предпочитают играть в шахматы, "стратегические игры". Быстро распознают причины и следствия. | Построение логических цепочек,
построение графиков. Различного рода эксперименты. |
Внутриличностный | Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве. Занимаясь любимыми делами или работой. | Самостоятельная работа по инструкции, требующая времени на обдумывание. |
Визуально-пространственный | Мыслит образами. Обожает рисовать, красить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии | Рисование схем, карт, составление таблиц, дорисовки. |
Музыкальный | Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-либо делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. | Пение, хоровое чтение, двигательные упражнения и др. |
Кинестетический | Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь, манипулируя предметами. Когда сидят, то можно наблюдать, как они ерзают, привстают, вертятся. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники. | Двигательные упражнения, спорт, танцы. |
Межличностный | Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других. | Любят дискуссии, работа в маленьких группах, работа в роли проверяющего, участие в театральных постановках. |