Цель: познакомить с зимующими птицами, с устройством кормушек и правильным подбором кормов.
Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.
Учебные материалы: ПК, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CDpc), А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь, Плешаков, Гара, Назарова: Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; пакеты из-под молока или сока, ножницы, линейка, верёвка, карандаши.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
У. Отгадайте загадки:
1.
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица).
2.
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... (синичка).
Е. Серова
3.
Серый маленький комочек
- Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш ...(воробей)
Н. Майданик
4.
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...(стриж).
П. Смолин
У. О ком были загадки?
Д. О птицах.
У. Вспомните, кого называют птицами?
Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
У. На какие группы можно разделить птиц из загадок? (I - домашние и дикие; II - перелётные и зимующие).
III. Cамоопределение к деятельности.
Чтение учениками отрывка из произведения В. Чаплиной “Лесная кормушка”:
Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы… приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам. Сделал её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая...
Первыми появлялись всегда синицы. Стоило Славе посвистеть, как они уже тут как тут. Следом прилетал поползень... Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика и стремительно улетал с добычей. Затем запихивал семечки в расщелину дерева или в щёлку коры и опять спешил к Славе. Такая доверчивость Славе нравилась: уж очень было приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами... Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди, так же по очереди брали они и семечки. Зато свиристели и снегири опускались к разложенным для них гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша, семена съедали, а мякоть выбрасывали, не то, что хохлатые свиристели: те глотали ягоды торопливо, целиком, потом сразу срывались с дерева и улетали.
...Наступил февраль с его вьюгами, метелями, морозами. Слава знал, что в этом месяце птицам приходится особенно трудно. Давно обклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду. Голодно в этом месяце птицам, а голодной птице морозный день — это смерть. Вот почему Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев.
Но однажды с самого утра была такая вьюга, что нечего было и думать идти в лес. Вьюжило весь день, и лишь к вечеру стихло. Ночь была ясная, звёздная, а утром термометр показывал минус 36 градусов… В доме было тепло и уютно. “Вот здорово, что мороз!” — подумал Слава… и вдруг вспомнил: вчера вьюга, сегодня мороз, а как же там они... птицы? Он здесь в тепле, сытый, а они... Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома.
Будто вымерло всё живое в лесу... Попрятались птицы от леденящего ветра и холода. Только деревья трещат от мороза. Спешит, спешит Слава, и чем ближе, тем беспокойней у него на душе. Вот и… кормушка... Но не встретили птицы своего друга. С трудом шевеля непослушными от мороза губами, стал сзывать их Слава свистом. Долго, очень долго никто не отзывался на свист мальчика, потом прилетела одна синичка... другая... ещё две. Они были какие-то взъерошенные, сразу бросились к салу и стали его жадно клевать... Слава ждал поползня, но его любимец всё не появлялся. Уже не было сил больше ждать, от мороза перехватывало дыхание. Окоченевшими руками он высыпал в кормушку остатки корма, повернулся, чтобы идти к дому, и... что это? В стороне от дерева, будто сорванный листочек, распласталось на снегу что-то маленькое, бурое... Это был поползень. Слава бросился к нему, поднял, прижал к себе, старался согреть дыханием неподвижное тельце. Неужели погиб? И вдруг он почувствовал, как поползень чуть трепыхнулся. Жив! Скорей, скорей домой! Скорей к спасительному теплу!..
У. Что узнали из рассказа о птицах? Что сделал Слава? Что вы можете сказать о мальчике? (Ответы детей). Предположите, о чём будет урок?
Д. Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. У. Прочитайте тему урока в учебнике с.74. Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей).
IV. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя, демонстрация презентации 1 – 2 слайды.
У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.
2. Работа с учебником.
У. Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в городе или на даче зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).
3. Рассказ учителя, продолжение демонстрации презентации 3 – 43 cлайды.
У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка.
Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробьи держатся ближе остальных птиц к жилью людей. Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряют гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.
Полуоседлые птицы перемещаются на незначительные расстояния от своих гнездовий. Это глухари, рябчики, тетерева, сороки, овсянки. Сороки предпочитают низкорослые леса, долины рек, осваивают городские территории. Они ведут оседлый образ жизни, в зимнее время совершают небольшие местные кочевки. Сорока — всеядная птица. В зимнем лесу можно услышать, как щебечут синички, пищухи, поползни, сойки, стучит дятел. Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам. Не покидает зимний лес глухарь, его основная еда — сосновая хвоя. Тетерева и рябчики клюют ольховые сережки, ягоды можжевельника, почки. Сове достается свежая, еще теплая еда. Филин охотится на мышей, но главная добыча для него - заяц. Овсянка обитает в лесу на опушках, вдоль дорог. При наличии кормов птицы остаются на зиму, образуя смешанные стаи с воробьями. Большая часть птиц откочёвывает к югу. Зимой встречаются на окраинах населённых пунктов, в убранных полях и огородах.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы: свиристели, снегири, синицы-московки, ореховки, чечетки, сойки, клесты, щуры, чижи, поползни. А сойки, поползни и кедровки запасают еду впрок и находят её в голодное время зимой. Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель “сви-ри-ри-ри-ри” напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.
Снегирь-самец — красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами. Поползень. Верх головы серый, брюхо белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спина голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, хвост короткий. Живет в лесах, парках, садах со старыми деревьями. Питается насекомыми, семенами, желудями и орехами. Кормится на стволах деревьев, двигаясь вниз головой, достает мелких насекомых из трещин коры. Запасает на зиму семена в трещинах коры. Посещает кормушки, в парках может брать корм с ладони. Клесты живут в хвойных и смешанных лесах. Зимой вьют гнезда, высиживают птенцов. Кормятся клесты семенами ели, которые достают из шишек с помощью клюва. Большие синицы находят в складках древесной коры убитых морозом насекомых. К зимним стаям больших синиц присоединяются другие виды синиц, пищухи и поползни. Песенка синицы — признак приближения весны. Услышать её можно в первый солнечный день февраля.
Щегол - оседлая птица, зимой кочующая стайками. Населяет лиственные рощи, сады, парки. Основной корм зимой — семена сорных и огородных растений. Излюбленные места щеглов — пустыри с зарослями чертополоха. Чиж питается семенами трав, хвойных и лиственных деревьев, чаще березы, ольхи и ели. Когда ляжет снег, крикливые стаи чечёток появляются в средней полосе, кочуют по рощам и залетают в городские сады.
3. Работа в тетради.
Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52.
№1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями)
№2 (раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе).
V. Физкультминутка.
Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа.
У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.
Дети читают отрывки из стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова:
1.
...Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...
2. Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.
Д. Птицам зимой трудно, голодно.
У. Отгадайте загадку.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)
Ученик читает стихотворение А. Чепурова.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?
Д. Сделать кормушки и подкармливать птиц.
Продолжение демонстрации презентации 44 – 46 cлайды.
У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
2. Практическая работа в парах “Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.
У. Прочитайте задание в учебнике с.75. Какие задания практической работы вы будете сейчас выполнять?
Д. Сегодня на уроке мы изготовим кормушку и поучимся подбирать корм.
Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции в рабочей тетради № 3 с.53.
3. Беседа, работа по учебнику.
У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? Д. Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку. У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой корм подходит для птиц? (Ответы детей).
Продолжение демонстрации презентации 47 – 50 cлайды.
У. Рассмотрите рисунок на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой). Какие ещё природные столовые вам известны? (Боярышник, барбарис, бузина). Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.
Чтение вывода с.75 учебника.
VII. Рефлексия.
1. Ответы на вопросы учебника в рамке с. 75.
2. Работа с электронным приложением к учебнику на интерактивной доске.
Учащиеся по очереди выполняют задания: А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.
3. Работа с тестами с.28 (№№ 73 – 75):
73. Найди на рисунке дрозда. 74. На каком из этих рисунков изображены снегирь, свиристель и поползень? 75. На каком рисунке показана природная птичья столовая?
У. Оцените свои достижения. (Ученики показывают смайлик).
VIII. Итог.
У. Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Семечек, зерён в неё положили.
Гости себя не заставили ждать, -
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей.
(Ответы детей)
У. Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм.
Литература.
- Максимова Т.Н. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова. Елена Тихомирова: Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 1 класс.